Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга
Церковь Святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище
Церковь Святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище
Над темной водой Смоленки наклонились плакучие ивы, грустные, как песнь дудука – армянской дудочки, так часто звучащей на проводах покойников в последний путь. Отсюда, сразу за Смоленским мостом, уходит влево проспект Кима, вдоль которого лежит старинное армянское кладбище, одно из трех на Смоленке, и высится аккуратное прямоугольное здание желтого цвета с черным куполом и фигурным крестом. Это армянская церковь Святого Воскресения.
Армянская община появилась в Петербурге практически сразу после его основания, еще в начале XVIII века. Петр первый, заботясь о расширении внешнеторговых отношений с Персией и Турцией, считал армянских купцов своими помощниками, поэтому своим указом еще в 1711 году повелел оказывать содействие прибывающим в Петербург армянам, разрешая им исповедовать свою веру. Постепенно в Петербурге возникло большое количество торговых кампаний, которыми владели богатые армянские купцы. Среди первых петербургских армян были и ремесленники, и торговцы, и мастеровые.
Долгие годы армянская община не могла добиться от Синода разрешения на постройку своего храма. Только после обращения главы армянской общины, богатого купца, владельца фабрик, судов и мануфактур Гукаса Ширваняна (Луки Шерванова), к Анне Иоанновне с просьбой о постройке церкви во дворе его собственного дома, на 3-й линии Васильевского острова, императрица в 1740 году разрешила строительство храма. Создали проект, и строительство началось, но так и не было завершено.
Строительство храма для армянской общины стало возможным лишь при Екатерине II, которая высоко оценивала вклад армян в экономику России. История этого храма тоже связана с именем крупного государственного и общественного деятеля, мецената Ивана Лазаревича Лазарева. Он был из богатого и знатного рода, обладавшего значительным весом при персидском дворе. В середине XVIII века семья Лазаревых оказалась в России; Иван Лазаревич обосновался в Петербурге. Ему удалось сделать блестящую карьеру при дворе и получить права потомственного дворянина, а после продажи графу Григорию Орлову знаменитого алмаза «Орлов», крупнейшего в мире, Лазарев стал придворным ювелиром, получив большое уважение и поддержку влиятельных лиц и почетное место среди петербургской знати. Семье Лазаревых принадлежали соляные промыслы, горные заводы, ювелирное производство, ткацкие мануфактуры. Именно Иван Лазарев обратился в 1770 году к императрице Екатерине II с просьбой построить храм для армянской общины[250]. Храм возвели на Невском проспекте и освятили в 1780 году.
Церковь Святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище
Спустя десятилетие семью Лазаревых постигло большое горе: в 1791 году во время очередной русско-турецкой войны погиб единственный сын Ивана Лазаревича, 23-летний Артемий. Отец решил выстроить на месте погребения сына новый храм, который стал позднее семейной усыпальницей. Проект был выполнен Юрием Михайловичем Фельтеном. Церковь освятили в 1797 году[251].
Через некоторое время, в начале XIX века, здесь появились надгробья и самого Ивана Лазарева, а впоследствии – всей его семьи.
Постепенно возле церкви выросло армянское кладбище, названное вначале Лазаревским, а позже вошедшее в состав Смоленского, где до сих пор покоятся выдающиеся деятели культуры: адъютант фельдмаршала Суворова А. Хастатов, ученый-армяновед К. Патканов, основатель типографии Г. Халдаров, министр образования И. Девьянов, представители известнейших в России фамилий: Лорис-Меликовых, Деляновых, Будаговых, Сумбатовых и армянского духовенства.
Со временем церковь из семейной усыпальницы превратилась в приходской храм. При нем в конце XIX века была создана богадельня. В начале же XX века по проекту Александра Кочетова рядом с церковью Воскресения Христова был построен двухэтажный дом в стиле армянской архитектуры для причта и богадельни. В наши дни в этом здании размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви.
В 30-е годы XX века обе армянские церкви – и на Смоленском кладбище, и на Невском проспекте – были закрыты. Знаменитое надгробие Лазаревых, выполненное по проекту скульптора Мартоса, было вывезено из храма в Музей городской скульптуры. Захоронения на армянском кладбище прекратились почти на 60 лет. Здания церкви были закрыты, а после войны переданы под мастерскую петербургского скульптора Вениамина Пинчука.
Восстановление храма началось в 1988 году, когда он был возвращен армянской общине. Стараниями иеромонаха Езраса Нерсисяна, настоятеля армянского прихода в Петербурге и духовного пастыря армян Северо-Западного региона, когда церковь святого Воскресения еще была хранилищем бюстов и скульптур советских политических деятелей, на ее территории проводились субботники. Студенты-армяне и все, кто хотел помочь благому делу, разгребали завалы в храме, собирали по кускам для последующей реставрации полуразбитые надгробные плиты, расчищали кладбище. В церкви собирались средства и гуманитарная помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Реставрацию завершили в 1992 году, и сегодня в храме на Смоленке проходят богослужения, отпевания, свершаются таинства венчания и крещения младенцев в купели под иконой с изображением Крещения Христа. Неподалеку от храма есть своя пекарня, куда за теплым и свежим армянским хлебом, называемым «матнакаш», приезжают с разных концов города не только армяне.
Ежедневно ребята из детского дома и Дома ребенка, находящихся по соседству, получают хлеб из этой пекарни в дар от церкви.
В наши дни продолжаются работы по восстановлению фасада храма. Перед церковью, чуть левее главных кладбищенских ворот и входа в храм, стоит необычный памятный камень – крест (хачкар). Это единственный в Петербурге образец армянского мемориального искусства. Такие памятники ставят в Армении с давних пор в честь побед и в честь трагедий, а также как надгробия. Хачкар у церкви Воскресения установлен в память жертв страшного землетрясения 1988 года в Спитаке, унесшего множество жизней.
Интерьеры храма воссозданы в первозданном виде. Строгий серый мрамор стен и приглушенный свет напоминают о том, что этот храм некогда был усыпальницей. Напротив алтаря, в западной части храма, под беломраморными плитами и ныне покоятся останки семьи Лазаревых. Среди немногочисленных икон особое место, возле Божьей Матери на алтаре, занимают образы святого Варфоломея и святого Фаддея, крестителей Армении.
Святой апостол Фаддей, прозванный Левием, услышав проповеди Иоанна Предтечи, принял от него крещение в реке Иордан и остался в Палестине. После встречи с Христом он стал одним из 70 Его учеников, которых Иисус направил в разные страны проповедовать христианское учение. В армянском городе Едессе он обратил в христианство князя Авгаря и жрецов-язычников. Согласно преданию, Фаддей был обезглавлен, пострадав за христианскую веру.
Другим крестителем Армении является святой Варфоломей, один из двенадцати учеников Христа. Вместе с еще одним учеником Спасителя, Филиппом, после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы он отправился проповедовать учение Христа в Сирию. Труден был их путь: многие насмешки, избиения и голод приходилось им терпеть. В городе Иераполе, когда слепой исцелился, приняв крещение от Варфоломея и Филиппа, многие люди уверовали и пошли за апостолами. Тогда правитель города приказал повесить проповедников на кресте вниз головами, но как только их распяли, началось страшное землетрясение, и земля поглотила жестокого правителя. Испуганные люди стали снимать учеников Иисуса с креста, но Филипп был уже мертв. Варфоломей же отправился дальше по свету проповедовать христианство и пришел в Армению, где он исцелил дочь царя и крестил всю царскую семью. Услышав о чуде, многие жители страны уверовали и приняли христианство. Однако по приказу жестокого брата царя святого Варфоломея схватили в городе Альване и приговорили к распятию вниз головой. Но и находясь на кресте, святой Варфоломей продолжал свою проповедь, и тогда ему отрубили голову. С тех времен армянская церковь и получила название Апостольской, поскольку приняла христианство от учеников Христа, Фаддея и Варфоломея.
Сегодня на армянском Смоленском кладбище по-прежнему ведутся захоронения, не увядают цветы возле хачкара, а храм во имя Воскресения Христова гостеприимно распахивает свои врата представителям всех национальностей и религий.
Церковь Святого Воскресения открыта ежедневно с 10 до 18 ч.
Адрес: наб. реки Смоленки, д. 29.
Транспорт: ст. метро «Василеостровская», «Приморская»
Автобус: 41, 47
Троллейбус: 9-
- Церковь Св. Павла
- Французская церковь и реформатское училище
- Кладбище Монмартра
- **Церковь Визкирхе
- Двадцать седьмая экскурсия Андреевский собор – Галерная гавань и Чекуши – Смоленское кладбище
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- Эстонская лютеранская церковь
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- *Кладбище Пер-Лашез
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- *Замок Святого Иллариона