Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга
Глава 4 Армяно-григорианские церкви
Церковь Святой Екатерины
Вдоль Невского проспекта плотной шеренгой высятся дома. Эту часть, ограниченную каналом Грибоедова и Фонтанкой, можно назвать царством трех Екатерин. Бронзовая статуя императрицы величаво взирает на возвышающиеся через проспект две церкви, освященные в ее честь, – католическую и армянскую.
Именно Екатерина Великая в мае 1770 в ответ на просьбу главы армянской общины Петербурга, Ивана Лазарева, о возведении храма разрешила строить новую церковь прямо в центре города, тем самым подчеркнув значение армянской диаспоры для Петербурга и России. Проект храма был поручен крупнейшему архитектору того времени – Юрию Фельтену, а деньги на строительство выделил сам граф Лазарев. Часть баснословной суммы была пожертвована им на храм из денег, вырученных с продажи знаменитого алмаза «Орлов», который у мецената купил фаворит Екатерины II. За эту услугу армянская община города разрешила Лазареву выстроить дом на выделенном диаспоре императрицей участке для строительства храма, который тоже спроектировал зодчий Фельтен. Дом строился одновременно с храмом тоже на средства Лазарева. Церковь была освящена в 1780 году в память о благодеянии государыни во имя святой Екатерины. Сама же Екатерина II очень любила эту церковь и часто молилась в ней.
Храм выполнен в стиле классицизма: строгие гармоничные формы голубых фасадов, широкий купол на барабане, прорезанном окнами. Фронтоны поддерживают белые мраморные колонны.
В 1785 году Лазарев подал прошение о строительстве еще одного дома, примыкающего к храму с северной стороны, желая внести свою лепту в украшение главного проспекта города. Новый дом во многом похож на первый, хотя авторство его приписывают другому архитектору – Егору Тимофеевичу Соколову[248]. Оба здания вместе с флигелями обрамляют церковь святой Екатерины, создавая единый ансамбль.
В разные годы в этих домах проживали члены многочисленной семьи Лазарева и их наследники, жили известные купцы, находились торговые помещения, а также – причт церкви. Здесь же располагалось церковное управление. После смерти Лазарева, согласно его завещанию, дома передавались его потомкам по мужской линии до четвертого колена, после чего они должны были перейти в собственность армянской диаспоры, что и произошло в 1904 году.
В наши дни армянской общине возвращена не только церковь, но и часть помещений примыкающего к ней с юга дома № 42, в котором жили многие знаменитые люди России. Среди них можно назвать видного государственного деятеля Михаила Сперанского, к дочери которого в литературный салон приходили Александр Пушкин, Адам Мицкевич, Петр Вяземский, Николай Карамзин и многие другие. Жившего в этом доме декабриста Гавриила Батенькова навещали Кондратий Рылеев, Сергей Трубецкой, братья Бестужевы. Также восемнадцать последних лет жизни в этом доме прожил известнейший поэт Федор Тютчев.
В 30-х годах прошлого века церковь была закрыта, и долгие годы ее использовали под складские помещения и мастерские одного из театров города. Интерьеры подверглись разрушению и переустройству, и на восстановление церкви общине потребовалось почти 10 лет. На освящении возрожденного храма 12 июля 2000 года, в день апостолов Петра и Павла, покровителей Петербурга, присутствовали важные государственные лица и церковные деятели. Это главы лютеранской и католической церквей, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Освящение нового алтаря совершил Патриарх Католикос армянской церкви Гарегин II. В дар церкви были переданы образ Спасителя, сосуд для мирра[249] в виде голубя и другие святыни. Большая заслуга в возрождении храма принадлежит главе армянской церковной общины Санкт-Петербурга и Северо-Запада Езрасу Нерсисяну.
Церковь Святой Екатерины
Перед восстановленным храмом красуется кирпичного цвета стела, подаренная республикой Армения к 300-летию Санкт-Петербурга. Главный вход в храм украшен портиком с треугольным фронтоном, на барельефе которого изображен сюжет крещения армянского царя Тиридата святым Григорием. На дверях церкви – небольшие золоченые таблички, где изящной вязью начертано, что это – дар храму от прихожанки.
В храме полностью восстановлена отделка: строгий черный мрамор пола, такой же, как при Фельтене, оттеняет светло-серые колонны и стены. Над выполненным заново алтарем – художественная роспись в виде кессонов, на окнах – лепные карнизы. Сохранились также еще с XVIII века две мраморные купели для крещения.
В церкви есть святыня, переданная дирекцией Эрмитажа, – Скеврский реликварий с частицами мощей святых, почитаемых армянской церковью. Это образы святого Варфоломея, святого Фаддея, Георгия Победоносца и святого Григория.
Григорий происходил из царской семьи. Его отец Анак, желая стать правителем, убил своего брата и поплатился за это жизнью. Новый царь приказал истребить всю семью изменника, но удалось спасти сына Анака. Его вывез в Кесарию один из родственников. На чужбине ребенка крестили и дали имя – Григорий. Мальчик получил христианское образование, а когда вырос, женился, и у него родились два сына. Овдовев, Григорий вернулся на родину и стал служить царевичу Тиридату, чтобы искупить вину своего отца. Став правителем, Тиридат потребовал от Григория отречься от веры, но он был непреклонен. Долго пытали Григория: били, подвешивали вниз головой, надевали на ноги железные сапоги с гвоздями, обливали оловом, а затем бросили в глубокий ров, кишащий змеями. Но и змеи его не тронули. Тогда святого оставили в этой яме, обрекая на голодную смерть. Но он не умер: вера поддерживала его, а одна благочестивая женщина тайно приносила еду. Так прошло тринадцать лет.
В это время Тиридат сошел с ума. Как одержимый, рвал он на себе одежды, грыз тело и носился по лесам. Говорили, что это его Бог наказывает за мученическую казнь святой Рипсинии и ее сестер – девушка отказалась выйти замуж за императора, оставшись верной своей религии. Однажды сестре Тиридата приснился сон, что несчастный излечится, если выпустит Григория из ямы. Святой приказал собрать останки замученных женщин, похоронить их с почестями, а на их месте возвести храм, в который он и привел одержимого царя. Молился Тиридат, каялся, просил прощения за свои злодеяния – и исцелился. После этого правитель принял крещение от Григория, вслед за царем стал креститься и весь армянский народ. Святой Григорий стал первым епископом Армении. Создав Армянскую церковь и передав правление над ней своему сыну, иноку Аростану, старец удалился в пустыню, в уединение, где вскоре умер. В честь просветителя и святого, день памяти которого отмечается 13 октября, церковь в Армении именуют армяно-григорианской.
Храм и приход живут полнокровной жизнью: проводятся службы, работает воскресная школа для детей, изучается история Армении и армянской диаспоры в Петербурге, есть библиотека, благотворительный центр, совет ветеранов, армянская молодежная ассоциация, общиной выпускается газета «Веруем», организованы курсы армяноведения при восточном факультете СПбГУ.
«Голубая жемчужина» Невского проспекта, как до сих пор называют храм, вновь открыта для прихожан. В эту церковь приходят люди разных национальностей – все, кому дорога история России и Армении.
Храм открыт ежедневно с 10 до 20 ч.
Адрес: Невский проспект, д. 40–42.
Транспорт: ст. метро «Гостиный двор», «Невский проспект»
Автобус: 7
Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.
- Дом № 128 набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
- Дома Немецкой церкви св. ап. Петра
- Церкви Старого Каира
- Церкви в Китай-городе
- Старый город и церкви
- Архитектурный комплекс Голландской реформаторской церкви
- Дорога к церкви и от неё
- Глава 3 Евангелическо-лютеранские церкви
- К церкви *Панайя-ту-Арака
- Иноверческие церкви
- Церкви, храмы, соборы
- Храмы, церкви, монастыри