Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга

Глава 3 Буддийский храм Калачакры

Глава 3 Буддийский храм Калачакры

В тишине вековых лип вдруг блеснет полоска воды. Это Большая Невка, отделяющая Елагин остров от Приморской части города. По ее берегам рассыпаны старинные невысокие домики – бывшие петербургские дачи. Тишина и строгое спокойствие вокруг нарушается только случайным плеском весла или стремительным гулом пролетающей мимо машины. Здесь, на Приморском проспекте, уносящемся вдоль набережной к заливу, словно какое-то экзотическое видение, стоит за яркой высокой оградой необычный сказочный дворец – Буддийский храм Калачакры.

Императрица Елизавета Петровна официально признала буддизм на территории России. Это было связано с тем, что на Нижней Волге и в Забайкалье жили многочисленные народы, которые исповедовали эту религию: калмыки, тувинцы, буряты. И в наши дни Республика Бурятия является центром буддизма. Недалеко от Улан-Удэ, столицы Бурятии, располагается в Иволгинском монастыре Центральное духовное управление буддистов России[271].

К началу XX века возрос интерес к культуре буддийских стран. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Петербурге. В этот период наблюдается расцвет школы востоковедения. Ведущие ученые-буддологи, такие как Сергей Федорович Ольденбург, Николай Константинович Рерих, Федор Ипполитович Щербатской, изучали буддийские тексты, проводили различные исследования, создавали научные труды, получившие мировое признание. К этому же периоду относится возникновение в Петербурге буддийской общины, которая все возрастала, и поэтому возникла необходимость постройки дацана для верующих. Первоначально у Щербатского и Рериха возникла идея не строить храм в Петербурге, а перевезти его из Бомбея. Эта идея не была осуществлена, поскольку для ее реализации требовались огромные средства.


Буддийский храм Калачакры

Появление храма связано с именем его основателя и первого настоятеля, талантливого ученого и дипломата Агвана Доржиева. На стене ограды, с внутренней стороны, в наши дни установлена мемориальная доска в память этого человека. Получив блестящее образование в Тибете, Доржиев был духовным наставником и доверенным лицом Далай-ламы 13-го. В качестве дипломатического представителя Далай-ламы он приехал в 1908 году в Петербург, а через год обратился к властям с прошением о строительстве дацана. Получив разрешение, Доржиев приобрел участок земли в районе Старой Деревни, где в этом же году и стали строить храм с домом. Большую сумму денег передал на строительство дацана Далай-лама 13-й[272].

Выбранное место полностью соответствовало канонам буддизма: дацаны всегда возводят в пригородах, у воды, в окружении живописного сада. Согласно легенде, это место было выбрано Доржиевым во время медитации, когда он увидел столб духовного света, простирающийся вверх и вниз, соединяя Высший и Низший миры Вселенной, там, где и стоит сегодня храм.

Автором первоначального проекта был молодой студент Института гражданских инженеров Н.М. Березовский, чей замысел использовал и развил в своем архитектурном решении зодчий Гавриил Барановский. Был даже создан специальный комитет, состоящий из известных ученых-востоковедов, которые руководили строительными работами и консультировали этого известного петербургского зодчего. Большая роль в создании и реализации проекта дацана принадлежала самому Агвану Доржиеву, прекрасно знающему архитектуру Тибета. В оформлении интерьеров дацана приняли участие не только русские, но и бурятские специалисты: иконописцы, художники, резчики по дереву. Руководил работами известный ученый, путешественник и художник Николай Рерих. Многие предметы интерьера были изготовлены тибетскими мастерами и подарены дацану.

Проектирование и строительство буддийского храма стало последним и одним из лучших творений Гавриила Васильевича Барановского. Сын одесского дворянина, Барановский был отчислен из Академии художеств по политическим мотивам. Окончив институт гражданских инженеров с серебряной медалью, он создал в Петербурге такие известные постройки, как Торговый дом братьев Елисеевых на Невском проспекте, здание Императорского русского географического общества. Его жизнь закончилась трагически: в 1920 году он умер от голода[273].

Храм был торжественно освящен Агваном Доржиевым в честь Божества Калачакры в 1915 году и получил свое историческое название – дацан Гунзэчойнэй, что переводится с тибетского как «источник святого учения Будды, сострадающего всем». Первое же богослужение в нем состоялось еще в феврале 1913 года, в день празднования 300-летия дома Романовых.

Социалистическая революция коренным образом изменила жизнь буддийской общины. Храм не раз подвергался разграблению: были уничтожены сотни бронзовых и позолоченных бурханов[274], жертвенных чаш, сожжены библиотека и архивы, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам. Унесены были даже шпингалеты и дверные ручки. Часть обрядовой утвари и ценных книг увезли в Музей религии и атеизма. Как гласит легенда, знаменитая статуя Будды высотой в полтора человеческих роста была разбита рабочими, которые решили, что в ней буддисты прячут золото. Ничего не найдя внутри, они сбросили ее в пруд. Хотя поговаривали в Петербурге, что рабочие просто не справились с тяжелой статуей и разбили ее при демонтаже, а чтобы скрыть содеянное, сбросили обломки в один из прудов Елагина острова[275].

Благодаря мудрости и дипломатическому таланту Доржиева, умевшего находить с новыми властями компромисс, богослужения в неоднократно закрывавшемся храме возобновлялись снова, и за дацаном даже закрепили статус Тибетской дипломатической миссии. Но в 1937 году начались аресты и расстрелы членов буддийской общины. Храм был окончательно закрыт и передан под спортивную базу, а самого основателя и настоятеля дацана, восьмидесятипятилетнего Агвана Доржиева, арестовали. Он скончался в тюремной больнице в Улан-Удэ[276].

В годы Великой Отечественной войны в помещении дацана находилась военная радиостанция, а после здесь располагались лаборатории зоологического института. Только в 1990 году храм был возвращен верующим, началась его реставрация, и возобновились службы. В наши дни богослужения проводятся ежедневно с 10 и с 19 часов.

Буддийский храм производит очень необычное впечатление: несмотря на то что он возведен в традициях тибетского зодчества, в нем присутствуют черты северного модерна и что-то неуловимо петербургское. Дацан окружен каменной оградой с воротами со стороны южного фасада. Ворота эти, согласно буддийской традиции, открывались только по торжественным богослужениям. Их украшают изображения лотоса с вписанными в него символами ветра и пламени и крестом. Здание, представляющее собой четырехэтажное, квадратное в плане строение, облицовано красно-фиолетовым гранитом грубой огранки. Оно постепенно сужается кверху, что подчеркивает устремленность ввысь. Сама композиция, в соответствии с канонами тибетской архитектуры, символизирует кресло Будды. Южная часть называется дукан – это «сиденье», ее украшают четыре пилона с бронзовыми капителями, символизирующие четыре правила буддизма. Растительный орнамент капителей – символ дерева из священной рощи Уравеллы. К портику ведет широкая гранитная лестница. Антаблемент храма из красного кирпича украшен фризом, выполненным уже из синего глазурованного кирпича. Портал увенчан золоченым колесом в восемь спиц. Это Калачакра – колесо времени. Спицы – хурдэ – символы восьмеричного благородного пути. По обеим сторонам от него расположены медные позолоченные фигуры ланей, напоминающие о первой проповеди Будды[277].

В южной части здания располагается молитвенный зал, в который можно попасть, миновав небольшой узкий вестибюль. Удивительно, что в помещении для молитв нет окон, и свет попадает через остекленное прямоугольное отверстие в потолке и крыше, символизирующее озарение Будды.

Северная часть храма называется гонкан – «спинка». Здесь расположен алтарь, где находится статуя Будды, которую создали в Таиланде. Эта часть наиболее священна. Перед алтарем стоит трон главного ламы.

Зал разделен на три нефа двумя рядами квадратных колонн. В боковых нефах расположены скамьи для посетителей, а в центре – специальные сиденья для лам.

В храме очень много традиционной буддийской символики и предметов культа: колокольчики, четки, маленькие статуи Будды и бурханы. В дацан возвращены из музея Истории религии и атеизма некоторые предметы храмовой утвари. Интерьеры храма выполнены в традиционных для буддизма желто-оранжевых тонах, на стенах – орнаменты и тканые картины с буддийской символикой.

Во дворике, за оградой с изображениями трезубцев и копий, увитых восточным орнаментом, на деревьях можно видеть развешанные пестрые флажки удачи. Каждый, кто приходит сюда, может повесить свой в знак доброй традиции. Слева от входа – буза, помещение традиционной буддийской кухни, где каждый может отведать экзотические блюда.

Дацан – место, куда приходят не только члены буддийской общины. Очень много здесь людей, интересующихся культурой Востока, и тех, кого влечет экзотика. Буддийский храм – это центр культурной и духовной жизни. Здесь проходят фестивали, экскурсии. Представители народов, исповедующих буддизм, собираются возле дацана, встречаются с друзьями, гуляют с детьми. Особенно важен ритуал создания рисунка из благословенного песка – Мандала Калачакры, которая, очищая пространство вокруг, вносит гармонию в отношения между людьми, направляя их помыслы к идеям мира и созидания. Символический дворец Калачакры строится из камней освященного озера Байкал, измельченных в песок. Считается, что обход Мандалы по часовой стрелке увеличивает благие деяния, устраняет препятствия и болезни и повышает духовный уровень человека, преумножая его благополучие и здоровье.

Кажется, что красивые цветные песчинки под оранжевым шатром и правда приносят счастье человеку, приходящему в буддийский храм.

Дацан – один из многих, таких непохожих друг на друга и по-своему прекрасных храмов, живущих под петербургским небом.

Буддийский храм открыт ежедневно с 10 ч. до 19 ч.

Адрес: Приморский проспект, д.91.

Транспорт: ст. метро «Старая деревня»

Автобус: 32

Трамвай: 2, 21, 26, 48.

Оглавление книги


Генерация: 0.402. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз