Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Мариинский дворец

Мариинский дворец

Самым крайним зданием Исаакиевской площади выступает Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6) – памятник архитектуры середины XIX в., сооружённый по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.

На месте, где сейчас стоит дворец, в 1762–1768 гг. другой зодчий, Ж.-Б. Валлен-Деламот, выстроил двухэтажный особняк для генерал-фельдмаршала графа И.Г. Чернышёва. Дом переходил к потомкам генерала, пока 10 августа 1825 г. его не передали Школе гвардейских подпрапорщиков. Для нужд военных здание перестроили, и оно стало трехэтажным.

В 1839 г. император Николай I поручил А.И. Штакеншнейдеру реконструировать дворец И.Г. Чернышёва, который государь решил преподнести своей дочери Марии в качестве свадебного подарка.

Новый дворец занял всю ширину площади от Вознесенского проспекта до Нового переулка, а перед главным фасадом появилась площадь, частью которой стал самый широкий в городе Синий мост.


Мариинский дворец

В 1845 г. великая княгиня Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский въехали в свой дворец после нескольких лет ожидания, так как их венчание состоялось ещё в 1839 г. Довольно быстро дворец получил своё теперешнее название Мариинский.

Мария Николаевна после кончины мужа прожила во дворце более двадцати лет до своей смерти в 1876 г. Некоторое время здание стояло нежилым, но в 1884 г. Мариинский дворец выкупает государство для размещения в здании Государственного совета и Комитета министров. Эти государственные учреждения остаются в Мариинском дворце до Февральской революции.

После падения царского режима с февраля 1917 г. здесь находится Временное правительство России, а с 7 августа того же года – Комиссия по подготовке Учредительного собрания.

С 1945 г. помещения Мариинского дворца занимает городской Совет народных депутатов, приемником которого стало нынешнее Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Фасад здания состоит из трёх выделяющихся частей. Центральная имеет б?льший объём и высоту, чем боковые, оформленные трёхчетвертными колоннами. Главный подъезд решён в виде открытой аркады с балконом, украшенным каменными вазами. Крылья здания по верхним этажам обработаны пилястрами, боковые портики завершены небольшими фронтонами, повторяющими общий стиль убранства фасадов дворца.

Определённый интерес представляет планировка дворца. Архитектор А.И. Штакеншнейдер создал единственную в русском зодчестве анфиладу залов, разворачивающуюся внутрь здания по центральной его оси. Парадная лестница развёрнута по отношению к вестибюлю, над которым расположен приёмный зал с тёмно-малиновыми мраморными пилястрами – первый в череде парадных комнат второго этажа.

Далее расположена превосходно выстроенная двухъярусная ротонда с тридцатью двумя колоннами и верхним светом. Далее идёт Квадратный, или Помпейский, зал.

Завершал анфиладу Зимний сад с превосходным фонтаном, на месте которого архитектор Л.Н. Бенуа в 1906–1907 гг. построил большой зал для заседаний. Стоит отметить, что старой отделки уже нет в Мариинском дворце, хотя во второй половине прошлого столетия реставраторы вернули росписи Помпейской галереи и восстановили интерьеры Танцевального (Белого) и Приемного залов.

В 1988 г. отреставрирована и домовая церковь Святителя Николая Чудотворца, размещённая на четвёртом этаже. Освящение храма прошло 17 января 1845 г. – тогда его украшал резной мраморный иконостас. В 1850-х гг. художник М.Н. Трощинский расписал стены в византийской манере, по эскизам князя Г.Г. Гагарина. Сейчас в домовой церкви богослужения проводятся по специальному расписанию.

Оглавление книги


Генерация: 0.257. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз