Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Благовещенский мост

Благовещенский мост

Строительство моста, связавшего Благовещенскую площадь и берег Васильевского острова, инженер СВ. Кербедз начал в 1842 г., и спустя девять лет, в 1851 г., Благовещенский мост открыли. Постройка переправы в этом месте имела чрезвычайно важное значение для Петербурга, поэтому император Николай I лично контролировал ход строительства, утверждая проекты и обсуждая с инженерами и архитекторами детали отделки.

Декоративное убранство моста, в частности чугунные перила, проектировал архитектор А.П. Брюллов. Известному скульптору Н.С. Пименову заказали большие скульптурные композиции для установки на новом мосту. Во время строительства переправы Пименов находился в Италии, где выбирал мрамор для отделки Исаакиевского собора, но эскизы будущих скульптур для Благовещенского моста он нарисовал и отправил в Санкт-Петербург. Император утвердил пять из семи предложенных вариантов.

Прекрасная идея с монументами для Благовещенского моста так и осталась неисполненной по причине отсутствия финансирования при новом императоре, Александре II. Решение не украшать мост скульптурой было ошибочным, но изменить что-либо уже невозможно.

На то время самый длинный в Европе мост (а длина Благовещенского моста – 365 метров) состоял из восьми пролетов с одним разводным. Этот пролет находился у правого берега Невы и раздвигался в горизонтальном положении.


Благовещенский мост

Мост несколько раз менял своё название. После кончины императора Николая I мост переименовали в его честь, а в октябре 1918 г. он получил имя лейтенанта Шмидта, одного из руководителей военного мятежа в Севастополе в 1905 г.

В 1936–1939 гг. мост полностью перестроили и расширили на 4 метра по проекту инженера Г.П. Передерии. От моста середины XIX в. остались только сваи и чугунная решётка ограждения. Фонари с моста установили на Марсовом поле, у памятника борцам революции, а из металлических конструкций собрали в Твери мост через Волгу.

Во время реконструкции мост лишился главного своего украшения – часовни Николая Чудотворца, стоявшей с 1854 г. на северном быке Благовещенского моста. Высочайше утверждённый проект небольшой постройки разработал архитектор А.И. Штакеншнейдер специально для мозаичной иконы святого Николая Чудотворца, привезённой из Италии. Главный фасад часовни в неорусском стиле был обращен в сторону Благовещенской площади. Цокольную часть высотой 1,32 метра исполнили из полированного красного гранита. Четыре больших арочных проёма украсили по углам колоннами с золочёными базами и капителями. Над входом большими золотыми буквами сияла надпись: «Благословен Грядый во имя Господне». Боковые арки закрывали зеркальные стекла в золочёных рамах работы мастера Фридриха Шарбау. Дополнительным декоративным элементом стали ажурные бронзовые ограждения, покрытые позолотой. Стройный шатровый купол из медных листов покрыли золотом. Завершался он небольшим фонарём из гранита с бронзовыми крестами на четыре стороны и золочёной главкой с ажурным крестом сусального золота. Со стороны Васильевского острова в арочном проёме по фасаду под стеклом установили большую икону святого благоверного князя Александра Невского, написанную на медной доске художником Ф.С. Завьяловым.


Часовня Николая Чудотворца

С другой стороны постройки, внутри часовни, поместили тот самый мозаичный образ святителя Николая Чудотворца работы группы русских пенсионеров Академии художеств в Италии. Художники-мозаичисты И.С. Шапровалов, В.Е. Раев и С.Т. Фёдоров сделали эту мозаичную копию в мастерской знаменитого мозаичиста Микеланджело Барбери с картины Ф. Кристофари. Панно в тяжёлой золочёной раме изображало святого в полный рост, в облачении епископа. Вход внутрь архитектор оформил стеклянной дверью с позолоченной решёткой, внутренние стены и откосы декорировал мозаичным орнаментом, а нижнюю часть покрыл панелями из мрамора разных цветов.

В 1930 г. редкую и ценную часовню снесли.

Оглавление книги


Генерация: 0.425. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз