Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Зимний дворец

Зимний дворец

Важнейшим зданием Дворцовой площади является знаменитый Зимний дворец (Дворцовая пл., 2), построенный в 1754–1762 гг. известным архитектором Б. Растрелли для императрицы Екатерины II. Это уже четвёртое здание, история которого началась при отце-основателе города Петре I Алексеевиче.

В 1711 г. на территории современной Миллионной улицы появился первый Зимний дворец. В 1719–1721 гг. архитектор Г. Маттарнови строит второй Зимний дворец – его место ныне занимает Эрмитажный театр. В 1732 г. Растрелли начинает строительство третьего Зимнего дворца (на месте нынешнего) и завершает его через три года. И наконец, через тридцать лет появляется последняя постройка.

В основе проекта – четырёхугольник с большим внутренним двором и тремя фасадами: на Адмиралтейство, на набережную и на площадь. Нарядное барочное здание стало настоящим украшением столицы Российской империи. Фасады расчленены антаблементом на два яруса, второй, парадный, объединён множественными колоннами из ионических и композитных ордеров, первый также симметрично украшен ими. Обилие колонн и лепнины, множество статуй на крыше здания делают творение Растрелли удивительным по красоте и цельности, неповторимым в своём роде сооружением русского барокко.


Зимний дворец

Фасад, обращённый к Дворцовой площади, является главным – архитектор предусмотрел здесь три въездные арки, ведущие в парадный двор сооружения. Там, в центре северного корпуса, располагается основной вход во дворец. Здесь находится главная лестница здания – Иорданская. Парадный двор, украшенный небольшим круглым фонтаном, в наши дни служит проходом в музей.

Первая реконструкция этой части дворцового комплекса проводилась архитектором Н.А. Горностаевым в середине XIX в. Именно тогда в центре двора и появился сад с чашей-фонтаном из финляндского гранита. Вторая реконструкция двора проведена уже в наши дни, в 2000 г.

Фасады Зимнего дворца несколько раз меняли цвет. Основными цветами за годы его существования были розовый, желтый и зелёный. В 1910-х гг. здание перекрасили в красно-кирпичный цвет, был он и просто красным, что противоречило традиции окрашивать петербургские здания в пастельные тона. Колоннада и некоторые детали фасадов должны были иметь тот же цвет, что и стены, вернее, тонировались под цвет всего сооружения, не сильно выделяясь в общем цветовом ритме здания.

Внутреннее убранство Зимнего дворца, над которым работали известнейшие архитекторы России, превосходит по красоте и роскошеству самые смелые предположения. Здесь и лепнина, позолота, разного рода и типа росписи, ценные породы дерева и камня – из всего этого состоят дворцовые интерьеры. Среди зодчих, работавших над внутренним убранством Зимнего дворца, назовем имена С.И. Чевакинского, Ю.М. Фельтена, А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламота, Дж. Кваренги, И.Е. Старова, К.И. Росси, О. Монферрана, В.П. Стасова и А.П. Брюллова. Из интерьеров, созданных этими прославленными архитекторами, отметим Золотую гостиную с удивительной по красоте и сложности лепниной, Галерею 1812 года, Малахитовый зал, Георгиевский и Александровские залы…

В 1896 г. со стороны Адмиралтейства на Разводной площади устроили Собственный сад с великолепной кованой оградой, изготовленной по рисункам архитектора Р.Ф. Мельцера. Работы продолжались вплоть до 1901 г., уровень земли был поднят на 1 метр, а на следующий год здесь высадили клёны, вязы, ясени и голландские липы. Большой фонтан по проекту архитектора Р. Шмелинга с чашей из серого гранита устроили в центре.

В Зимнем дворце находится известный на весь мир Музей Эрмитаж, занимающий целый комплекс зданий по Дворцовой набережной, а с недавних пор и часть здания Главного штаба.

Второе здание этого музейного комплекса – Малый Эрмитаж – вплотную примыкает к Зимнему дворцу (Дворцовая наб., 36) и образует с ним единое целое. Это небольшое по главному фасаду, но вытянутое вдоль дворца здание построено в 1764–1775 гг. по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В то же время со стороны Миллионной улицы начали строительство трёхэтажного здания по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Оба здания в итоге соединили висячим садом.


Ворота и ограда Собственного сада Зимнего дворца

Фасад на Неву украшен классическим портиком с шестью коринфскими колоннами. Первый этаж обработан крупным рустом и завершается рельефной тягой. По первому и второму этажам идет ряд полуциркульных окон. Здание украшено скульптурой. На втором этаже установлены статуи Флоры и Помоны, на аттике расположена сложная композиция. Фасад со стороны Миллионной улицы не так выразителен и оригинален и повторяет стилистику фасадов Зимнего дворца, но с классическими элементами. В 1840–1843 гг. архитектор В.П. Стасов надстроил в здании ещё один этаж.

Из помещений особый интерес представляет Мраморный зал, устроенный архитектором А.М. Штакеншнейдером в 1850-х гг. на втором этаже. Зал украшен каннелированными колоннами, росписями и лепниной в мавританском и итальянском стилях. Всех поражает обилие мрамора и позолоты в отделке.

На уровне второго этажа находится знаменитый Висячий сад, в сооружении которого принимали участия Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен, а также, позднее, и В.П. Стасов. Первые деревья здесь были высажены в 1766 г., но для завершения работ в нём пришлось ждать окончания строительства корпуса, выходящего на Неву, поэтому итоговая планировка принадлежит Ж.-Б. Валлен-Деламоту.


Малый Эрмитаж со стороны Невы

После возведения боковых галерей сад окончательно отгородили от холодных ветров, и в нём установился свой микроклимат: весна здесь наступает раньше, а осенний листопад проходит позже обычного. Дополнительно в шанцевых сводах под садом проходили инженерные коммуникации комплекса, немного прогревавшие здесь почву. В 1840–1843 гг. Стасов при участии садового мастера Т. Грея провёл большую реконструкцию Висячего сада, а спустя десять лет архитектор Штакеншнейдер возвёл в северной части стеклянную кровлю Оранжереи. В 2011 г. закончилась масштабная реконструкция сада с заменой системы дренажа, защитного слоя и покрытия дорожек. Растения высадили в соответствии с планом архитектора В.П. Стасова.

Здание Старого, или Большого, Эрмитажа соседствует с Малым Эрмитажем по линии Дворцовой набережной. Это третье музейное здание сооружено архитектором Ю.М. Фельтеном в 1771–1787 гг. в стиле раннего классицизма с использованием стен предыдущих построек. В 1851–1859 гг. архитектор А.И. Штакеншнейдер перестраивал Старый Эрмитаж, но реконструкция коснулась в основном планировки и внутреннего убранства – фасад сохранился практически без изменений. Интересна, в частности, его парадная лестница со ступенями из итальянского белого мрамора, металлическими витыми перилами и эффектным расположением маршей. Колонны вестибюля вытесаны из белого мрамора и шокшинского порфира. Из внутренних помещений Старого Эрмитажа отметим отделку Большого зала с колоннами коринфского ордера и лепными панно над дверными проёмами. Название этой части комплекса связано с тем, что с XIX столетия здесь находилось хранилище коллекции Эрмитажа.

Старый Эрмитаж связан с соседним зданием Эрмитажного театра аркой и специальным переходом, переброшенным через Зимнюю канавку. На месте театра ранее находился второй Зимний дворец, здание которого и использовал архитектор Дж. Кваренги для возведения театрального корпуса для Екатерины II. Работы начались в 1783 г. и поначалу ограничились тем, что внутри бывшего дворца были сооружены сцена и зрительный зал. Далее работы продолжились, и были капитально перестроены фасады и внутренние помещения, а 16 ноября1785 г. здесь состоялось первое представление. Все строительные работы в Эрмитажном театре завершились в 1787 г.


Висячий сад Малого Эрмитажа


Эрмитажный театр

Первый этаж здания решён как цокольный и обработан рустом, второй и третий связаны колоннадой из десяти коринфских колонн, немного углублённой по отношению к общей линии постройки. Оконные проёмы первого этажа помещены в арочных углублениях, что придает постройке дополнительную нарядность. Боковые ризалиты со стороны Невы и Зимней канавки украшены скульптурой.

Большой интерес представляют планировка и отделка театрального зала, решённого зодчим в виде античного амфитеатра. Коринфские колонны, медальоны и ниши со статуями Аполлона и муз придают ему торжественность и великолепие. Стилистическая целостность позволяет отнести Эрмитажный театр к выдающимся сооружениям русского классицизма конца XVIII в.

Последним строением комплекса зданий Эрмитажа является знаменитое монументальное здание с атлантами на Миллионной улице, 35 – Новый Эрмитаж.

Строительство этого специального здания для музейной коллекции вел в 1839–1852 гг. знаменитый немецкий архитектор Лео фон Кленце. Новый Эрмитаж с фасадом в стиле неогрек является первым в России специализированным музейным (среди художественных музеев) зданием.


Портик и атланты Нового Эрмитажа

Главный фасад со стороны Миллионной выделяется массивным портиком с десятью мастерски высеченными из серого сердобольского гранита атлантами работы скульптора А.И. Теребенева. Скульптурное украшение своих построек всегда было чрезвычайно важно для фон Кленце, и в России он не изменил своей стилистической привычке.

В композиции фасадов Нового Эрмитажа скульптура играет определяющую роль, показывая назначение здания как храма искусства и центра культуры. Статуи и барельефы изображают известных художников, архитекторов и скульпторов прошлого и выполнены, как и орнаментальный декор, скульпторами В.И. Демут-Малиновским, Н.А. Токаревым, П.В. Свинцовым, А.В. Логановским, Д.И. Иенсеном, А.И. Теребеневым, Н.А. Рамазановым и Н.А. Устиновым.

Внутренняя отделка Нового Эрмитажа поражает богатством и красотой. Особенно хорошо смотрится большой зал с двадцатью колоннами из сердобольского гранита и мозаичным полом, а также парадная лестница, обрамлённая эффектной колоннадой. Удивительно нарядны росписи и лепнина зала итальянского искусства, в отделке которого принимали участие известные русские художники и лепщики. Как и многие помещения Зимнего дворца, залы Нового Эрмитажа сами по себе являются подлинными произведениями искусства.

Оглавление книги


Генерация: 0.487. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз