Книга: Прага. Путеводитель

**Еврейский город – Йозефов

**Еврейский город – Йозефов

С Еврейским городом Праги неразрывно связаны две известные персоны. Дело всей жизни первого может показаться жутковатым и тяжёлым для восприятия, однако его почитатели специально совершают в Прагу паломничество по местам, где он жил и творил. Другой же был порождением фантазии, оберегающим духом, бродившим по ночным улочкам Йозефова до тех пор, пока однажды не впал в слепую ярость и не был уничтожен: речь идёт о Франце Кафке и легендарном Големе.

Кафка (1883–1924) родился в Йозефове на углу улиц Майзеловой (Maiselova) и Карповой (Kap rova), позже жил на Парижской улице (Pa???sk?). Похоронен он в фамильном склепе на Еврейском кладбище в районе Ольшаны (Ol?any). В Чехословакии до 1963 года он считался литературной persona non grata. И только на сенсационной литературной конференции в Либлице один пражский германист вновь вернул миру произведения Кафки.

Гораздо популярнее в то время была безобидная мистическая фигура гомункула Голема. Искусственный человек, сотворённый в атмосфере угасающего средневековья, был увековечен в литературе XVIII века: роман о Големе Густава Мейринка (1915; экранизирован в 1920 г.) сделал его популярным в немецкоязычных странах. У Новой Ратуши на Марианской площади (Mari?nsk? n?m.) стоит статуя мнимого создателя Голема – Иегуды бен Бецалеля, прозванного Рабби Лев.


Элемент декора в стиле модерн в Йозефове.

Еврейская жизнь в Праге на протяжении столетий постоянно испытывала взлёты и падения, была подвержена настроениям властителей или заручалась поддержкой светского общества. Почти смертельный удар нанёс по ней Холокост. Сегодня еврейская община в Праге насчитывает всего лишь 1000 человек. До Второй мировой войны их было примерно 40000.

Густонаселённый еврейский квартал Старого города, существовавший уже с XII века, в 1850 г. был переименован в Йозефов в честь императора (а с 1780 года также и чешского короля) Йозефа II. Реформы, проводимые сыном императрицы Марии Терезии, улучшили положение еврейской общины. Евреям разрешено было не носить больше жёлтые нашивки на одежде, открывать ремесленные мастерские, посещать государственные школы и получать высшее образование. В 1788 году университет увидел двух первых еврейских докторов медицины. Тем не менее, евреям всегда давали почувствовать, что они – всего лишь меньшинство и что их терпят только из-за их изрядной численности. В то время между Прагой и Веной курсировали пасквили и памфлеты «о ненужности и вредности евреев». В конце XVIII века в Йозефове были зарегистрированы 8532 евреев и девять христиан. Спустя сто лет лишь каждый третий житель был евреем.

Свидетелями истории старинного гетто остались только шесть синагог, Старое Еврейское кладбище и ратуша. Все остальные постройки стали жертвами «оздоровительной» реконструкции конца XIX века. В 1890 году там, где сегодня пролегают 10 улиц, было 31 кривых переулков; а там, где сегодня можно насчитать от силы 80 зданий, стояло в своё время около 290 домов. В Йозефове была самая большая в Праге плотность населения: более 1820 человек на гектар площади. Уровень смертности был примерно на 50 % выше, чем в остальных районах города.

Парижская (Pa???sk?) улица шириной 24 м стала главной транспортной магистралью. Был создан функциональный план города, сохранившийся до настоящего времени. Импозантный бульвар ведёт от Староместской площади к берегу Влтавы. Теперь Парижская улица с нарядными фасадами в стиле модерн и эклектик принадлежит к числу тех главных улиц, где стараются расположить свои офисы и предприятия самые известные международные фирмы.

Оглавление книги


Генерация: 0.915. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз