Книга: Турция. Книга странствий
Бергама
Бергама
(105 км от Измира)
История Пергамского царства как самостоятельного государственного образования началась после смерти Александра Македонского и распада его империи (конец IV в. до н. э.).
В 133 до н. э., по завещанию последнего царя династии Атталидов, царство отошло к Римской империи при условии, что греческие города сохранят независимость. Пергам стал столицей римской провинции Азия. В 713 г. город был разрушен арабами. А с 1330 г. он вошел в состав османского государства.
Настоящего расцвета Пергамское царство достигло при Эвмене II (197–159 до н. э.). Во многом этому способствовали прекрасные естественные условия, так как владения Пергамского царства располагались на благодатной во всех отношениях земле. Здесь добывали железо и свинец, имелись большие запасы мрамора. Почвы были исключительно благоприятны для успешного развития земледелия, поэтому в районе Эгейского моря Пергам был одним из главных поставщиков зерна. Отсюда также вывозили лес и смолу. Одним из важных предметов экспорта был пергамент.
В связи с тем, что пополнение знаменитой Пергамской библиотеки было затруднено, так как правители Египта наложили запрет на вывоз папируса, около 180 г. до н. э. в городе было основано производство нового материала для письма – пергамента.
Технология изготовления была следующей. Шкура животного вымачивалась в известковой воде. С одной стороны с нее удалялась шерсть, другая же сторона тщательно выскабливалась. Затем полученные в результате куски кожи полировались и высушивались. Волосяная сторона оставалась несколько шероховатой и имела желтый цвет. Противоположная сторона была белой и гладкой.
Только что написанный текст можно было стереть. Старый текст соскабливался пемзой. Технология письма на пергаменте допускала иллюстрации.
Пользуясь поддержкой Рима, а также тем, что между соседними государствами постоянно возникали конфликты, правители Пергама смогли сосредоточить в своих руках почти всю торговлю в районе Эгейского побережья Малой Азии. Немалые доходы, в том числе и от торговли, позволили выделять средства на благоустройство и украшение города. В результате на акрополе (на территории верхнего города) сформировался великолепный архитектурный ансамбль.
План акрополя
Сам верхний город возвышался над окружающей его долиной на высоте 270 м. Здания на нем были расположены террасами, в соответствии с рельефом холма, служившего ему основанием. Пространства между храмами, гимнасиями, дворцовыми сооружениями, библиотекой и театром были заполнены площадями разной величины, украшенными галереями и портиками.
В склон холма, на котором располагался акрополь, был вписан амфитеатр высотой около пятидесяти метров. Это самый отвесный из известных античных амфитеатров. Чтобы подчеркнуть уникальность этого сооружения, его иногда называют перпендикулярным театром. На 80 его рядах одновременно могло разместиться 15 тысяч зрителей.
Между храмом Афины и храмом Траяна располагалось здание библиотеки. В пергамской библиотеке хранилось одно из самых больших собраний свитков – более 200 тысяч. Знаменитый римский полководец Марк Антоний, правитель восточных территорий империи, послал собрание пергамской библиотеки в Александрию в качестве свадебного дара царице Клеопатре. В IV в. н. э. Александрийская библиотека сгорела, в огне погибли и манускрипты, вывезенные из Пергама.
Одной из наиболее монументальных построек пергамского акрополя являлся алтарь Зевса. Его воздвигли при Эвмене II в ознаменование побед над галлами, которые одержал его предшественник, царь Аттал I. Работы были завершены около 180 г. до н. э.
Здание алтаря высотой 9 м покоилось на четырехступенчатом основании. Размеры сооружения были – 36 ? 34 м. На высоте чуть больше полутора метров, по всей длине здания шел рельефный фриз. Его длина составляла 120 м, а высота – 2,3 м. Над фризом возвышалась колоннада. Внутри сооружения, под крышей находился жертвенник. Сверху здание было украшено статуями Зевса, Афины, Посейдона и тритонов.
Темой, объединявшей скульптурные изображения фриза, была так называемая гигантомахия – борьба олимпийских богов во главе с Зевсом против гигантов. Этих великанов со змеями вместо ног, обладавших фантастической силой, породила богиня Гея (земля) из капель крови свергнутого бога Урана (небо). Гиганты были настолько сильны и непобедимы, что вознамерились захватить власть над миром. Судьба мира должна была решиться в результате битвы, в которой на стороне богов приняли участие великий герой Геракл, все низшие божества, демоны и звери.
Пергам. Фрагмент алтаря Зевса. Пергамон-музеум. Берлин
Как и у многих памятников, находившихся на этой земле, у алтаря Зевса есть своя собственная история.
В период раннего средневековья алтарь был разрушен. Его постигла участь других гениальных произведений античных мастеров – многие детали и скульптуры памятника были использованы для строительных целей. Причем расхищение остатков сооружения продолжалось в течение нескольких веков.
Честь открытия алтаря принадлежит инженеру из Германии К. Гуманну (1839–1896 гг.), который, по заданию правительства Османской империи, занимался дорожным строительством и возведением мостов на территории Малой Азии. Обнаружив остатки грандиозного архитектурного сооружения, оценив его значимость, К. Гуманн провел чрезвычайно тяжелую, но необходимую подготовительную работу. Он смог убедить османские власти принять меры по охране памятника, а также получил высочайшее разрешение на проведение раскопок. Кроме того, он добился поддержки Академии наук Пруссии, которая выделила для этого средства.
В течение двух сезонов (1878–1879) алтарь был раскопан. На месте от него уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Однако среди развалин, в куче земли и обломков были найдены многочисленные части здания: колонны, капители, надписи, статуи, фрагменты рельефов. Интересно, что меньше всего пострадали плиты, которые в византийские времена были использованы как материал для кладки крепостных стен. Когда их извлекли оттуда, оказалось, что рельефные изображения довольно хорошо сохранились.
Все, что поддавалось восстановлению, было описано и упаковано с немецкой тщательностью и отправлено в Берлин. Там в течение многих лет велась работа по восстановлению части алтаря, которая потребовала внимательного изучения тысяч фрагментов и проведения научных исследований для реконструкции облика сооружения и восстановления композиции фриза. Многолетняя деятельность увенчалась блестящим успехом. В центре Берлина, на так называемом Музейном острове, было построено специальное здание – Пергамон-музеум, в главном зале которого удалось воссоздать западную сторону алтаря – с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом.
Теперь, для того чтобы насладиться творением античных мастеров и понять, каким было сооружение в целом, нужно ехать в Берлин. Однако по-настоящему оценить Алтарь Зевса можно лишь побывав на том самом месте, где он когда-то был построен, потому что холодные стены музейного зала и столь же холодное искусственное освещение не имеют ничего общего с палящим солнцем, ярко-синим небом и зеленью холмов Эгейского побережья – необходимым естественным фоном для этого пергамского чуда.
К юго-западу от нижнего города находится святилище бога медицины Асклепия – Асклепион. Это был один из самых известных в античном мире курортов. Жрецы бога Асклепия выработали собственную систему лечения, направленную на то, чтобы заставить больного поверить в возможность избавления от болезни и активизировать скрытые силы организма. То, что сейчас принято называть психотерапией, с успехом применялось на практике уже на заре новой эры. Комплекс святилища Асклепия включал в себя храмы, здания лечебниц, бассейны, библиотеку, театр. На территории святилища находился источник, вода которого считалась целебной. Метод лечения, применявшийся создателями этого древнего оздоровительного центра, заключался в том, чтобы отвлечь приезжающих от привычных забот и заставить их радоваться жизни. Прекрасные сооружения на фоне живописной природы должны были рождать ощущение гармонии и покоя. Служителями бога медицины специально отбирались сочинения для библиотеки Асклепиона и пьесы для постановки в небольшом собственном театре. Надо ли объяснять, что среди них не было таких, которые не поднимали бы настроения. Одним из наиболее действенных способов воздействия на психику являлся своеобразный сеанс внушения. Пациента заставляли пройти по извилистой подземной галерее, где ему удавалось услышать голоса неземных существ. Как правило, человеку давали понять, что он находится на пути к выздоровлению. В действительности голоса принадлежали жрецам, использовавшим потайные ходы и специальные отверстия в сводах галереи.
О славе Асклепиона свидетельствует то, что сюда на лечение специально приезжали императоры Марк Аврелий и Каракалла. Над входом в святилище когда-то находилась надпись: «Во имя Бога, смерти вход воспрещен»!
И сегодня можно не только увидеть развалины библиотеки, храма Асклепия, театра, но и пройти по подземной галерее и испытать на себе действие воды целебного источника.