Книга: Турция. Книга странствий
Измир
Измир
Самым большим городом Эгейского района является Измир. Раскопки, которые начали проводиться на территории города после Второй мировой войны сначала английскими, а затем и турецкими учеными, показали, что первое поселение (в районе Байраклы) возникло здесь еще в середине 4-го тысячелетия до н. э. и относилось к той же минойской цивилизации, что и «клад Приама», найденный на развалинах Трои-2. Ко 2-му тысячелетию до н. э. относятся обнаруженные здесь следы пребывания хеттов. Появление в этом районе Эгейского побережья первых греческих племен нашло отражение в мифах о земле амазонок – отважных женщин-воительниц.
Так в начале XX в. написал И.А. Бунин в стихотворении «У берегов Малой Азии». Согласно греческой мифологии, веками питавшей искусство и литературу сюжетами, многие из которых являлись отражением реальных событий, побережья Анатолии были населены племенами воинственных и прекрасных женщин. Появление мифов об амазонках, видимо, связано с тем, что греческие племена, которые постепенно осваивали полуостров, двигаясь с севера на юг, сохраняли какое-то время в своей организации элементы матриархата. К тому же наиболее почитаемым божеством этой части греческого мира была богиня Артемида, воплощение девственной чистоты и целомудрия. Ее особенно любили женщины, считая покровительницей супружества и помощницей при родах. Кажется вполне понятным, что в легендах о Троянской войне и Артемида, и амазонки сражались на стороне троянцев.
И все же память об этих мифических женщинах неистребима на Эгейском побережье. Миф об амазонках вновь появляется в одной из легенд о возникновении названия города Смирна. Греческий историк и географ Страбон утверждал, что оно восходит к имени Саморины, амазонки из Эфеса, считавшейся там самой храброй и прекрасной. Древняя Смирна действительно была основана выходцами из Эфеса в середине 2-го тысячелетия до н. э. В XI в. до н. э., когда к берегам Малой Азии начали приставать корабли греческих переселенцев, город был завоеван ионийцами и довольно быстро получил известность как крупный торговый порт и центр ремесла, а затем стал одним из важнейших членов Ионического союза городов.
Амазонка
Именно богатство края стало причиной военного столкновения греческих городов с Лидийским царством в VI в. Смирна при этом пострадала больше других, так как ее жители оказали врагам отчаянное сопротивление. Город был буквально снесен с лица земли, и долго еще Смирна существовала на положении деревни.
На протяжении более чем столетнего периода, начиная с середины VI, Смирна была под властью персов.
Развалины агоры
Деметра и Посейдон
Возрождением своим город обязан Александру Македонскому, одержавшему над персами победу. По его приказу неподалеку от того места, где прежде находилась пострадавшая от нашествий врагов Смирна, был возведен новый город. Новый расцвет Смирны связан с годами правления сподвижника Александра, полководца Лисимаха, который после смерти великого завоевателя стал правителем Фракии.
На вершине холма Пагос (сейчас он носит турецкое название – Кадифекале), в конце IV в. до н. э. по приказу Лисимаха была сооружена мощная крепость. Судя по тому, что в ней были предусмотрены огромные резервуары для сбора воды, предполагалось, что ей придется выдерживать длительные осады.
Сейчас от крепости остались только полуразрушенные стены. Но добраться до нее следует непременно, потому что с вершины древнего поросшего лесом холма открывается самый захватывающий вид на город Измир и на залив.
В I в. до н. э. Смирна оказалась во власти Римской империи. При императоре Тиберии городу были предоставлены многие привилегии, и он получил титул храмового города. Снова для Смирны наступило время благоденствия, пока в конце II в. н. э. оно резко не оборвалось в результате двух разрушительных землетрясений.
Однако порт на Эгейском море был настолько важен для Рима, что император Марк Аврелий приказывает отстроить город вновь.
Во время раскопок в районе Намазгях, у подножья Кадифекале, ниже мусульманского кладбища, было обнаружено место, где, предположительно, могла находиться агора – центральная площадь города. До сих пор археологами раскопано всего два участка: северный и западный. На северном участке находятся развалины базилики длиной 160 м, которую два ряда колонн розового мрамора когда-то делили на три части. Под базиликой обнаружены вместительные подвальные помещения. Предполагается, что здесь находилась рыночная площадь и стояло здание, которое могло быть храмом и одновременно выполнять функцию хранилища особенно важных товаров и ценностей. Сооружения, возникшие на этом месте при Александре Македонском, были разрушены во время землетрясения 178 г. То, что сохранилось до наших дней, относится ко времени правления Марка Аврелия.
Во время раскопок были найдены прекрасные скульптурные изображения олимпийских богов: богини плодородия Деметры, бога морей Посейдона, а также наиболее почитаемой на эгейском побережье богини – Артемиды. Все эти скульптуры находятся в Археологическом музее Измира.
В первые века н. э. Смирна была одним из центров распространения христианства на территории Малой Азии. С этим городом связано имя Поликарпа – ученика святого Иоанна Евангелиста.
Поликарп появился в Смирне в конце I в. н. э. Здесь он проповедовал и стал епископом местной христианской общины. Умер Поликарп мученической смертью в возрасте 86 лет. По приказу императора Марка Аврелия в 156 г. он был сожжен на костре в крепости Кадифекале. Рассказ о кончине святого, «Мученичество Поликарпа», принадлежит к древнейшим христианским памятникам такого рода. Тем не менее существует несколько легенд, рассказывающих о его кончине. Согласно одной из них, святой был брошен на растерзание диким зверям. По другой, он был заколот кинжалом, так как огонь костра не касался его. Самая старая христианская церковь в Измире – церковь святого Поликарпа. В настоящее время она принадлежит католической общине.
В IV в. Смирна оказывается в составе Восточной Римской империи, а потом Византии. Начиная с V в. она много раз попадает в руки разных завоевателей. Это и гунны, во главе со своим царем Атиллой, и арабы, и сельджукский морской пират Чака-бей, и крестоносцы. В 1402 г. Смирну осадили войска Тимура.
Защитникам города был предъявлен ультиматум – принять ислам и регулярно выплачивать дань. Отказ принять эти условия грозил поголовным истреблением жителей. Город приготовился к обороне. Однако войска Тимура окружили его со всех сторон, включая гавань, над которой был воздвигнут дощатый настил. С него тоже собирались вести осаду, чтобы таким образом замкнуть ее кольцо. Через две недели город был взят. Тимур выполнил свою угрозу, приказав умертвить всех защитников. Их отрубленными головами были обстреляны приплывшие на помощь корабли родосских рыцарей. Надо ли говорить, что нашествие Тимура стало самой мрачной страницей в истории Смирны.
В 1415 г., при султане Мехмеде I Челеби, город вошел в состав Османской империи. Отныне он стал называться Измиром. Прошло несколько столетий, и Измиру удалось восстановить статус важного портового города Эгейского региона. Уже к началу XVIII в. он стал одним из самых крупных городов Османской империи и к тому же центром ее наиболее плодородных земель.
Измир. Старая мечеть
Подобно Стамбулу, Измир в османскую эпоху складывался как город многонациональный. В начале XVIII в. в нем наряду с турками проживали греки, евреи, армяне и несколько сот европейцев, выходцев из разных государств.
От османского периода истории города осталось несколько интересных памятников. Прежде всего, это мечети. Конечно, ни в историческом плане, ни в архитектурном отношении, ни по отделке внутренних помещений они не выдерживают сравнения с мечетями Стамбула, Бурсы и Эдирне. Однако по-своему они интересны.
Три наиболее интересных мечети Измира расположены неподалеку друг от друга.
Крупнейшей мечетью является Хисар джами. Она построена в конце XVI в. Это соборная мечеть, самая большая в Измире.
Название другой мечети, Шадырван джами, происходит от слова «шадырван», которым обозначается фонтан в мечети. Она была построена в первой половине XVII в. Рядом с мечетью есть фонтан с родниковой водой.
В том же районе можно увидеть мечеть XVII в. Кемералты джами. Все мечети Измира, в отличие от стамбульских, имеют только по одному минарету.
Расположенный почти в центре Эгейского района, Измир является удобным пунктом, из которого можно совершать «челночные» поездки в исторические центры побережья: Пергам (Бергаму), Эфес, Милет. При желании отсюда можно добраться и до Трои (Чанаккале), но дорога может показаться слишком долгой.
- *Измир
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая
- Бизнес-центр (Крестовский пр., 11)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ
- Российский этнографический музей