Книга: Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель

**МУЗЕИ ВАТИКАНА. **СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

**МУЗЕИ ВАТИКАНА. **СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

Необозримое множество мировых шедевров собрано в **музеях Ватикана, появившихся еще при Юлии II, в 1503 году. Эти музеи стали «сокровищницей искусств и чудес» католической церкви, где хранятся выдающиеся образцы египетской, этрусской, греческой и древнеримской культуры и шедевры итальянского ренессанса и барокко. Кроме того, здесь есть и произведения искусства из других регионов мира (Америки, Океании и Африки). Все эти коллекции размещены в зданиях дворцов, которые с XIII века возводились здесь как папские резиденции. Вход в музеи находится в северной части, у крепости Бельведер (Bastione del Belvedere). Мы рекомендуем обязательно посетить следующие музеи:

Музей Пия-Климента (Museo Pio Clementine) (55): самое большое в мире собрание скульптур, в том числе – группа «Лаокоон» и Аполлон Бельведерский. **Скульптурная группа «Лаокоон» была найдена в 1506 году в гротах Золотого дворца (Domus Aurea). По всей вероятности, это творение относится к середине I века до н. э. Композиция изображает Лаокоона – жреца, пытавшегося предостеречь своих соотечественников-троянцев от деревянного коня Одиссея. За это он навлек на себя немилость Афины. Аполлон наслал на него смертоносную змею, которая погубила и Лаокоона, и обоих его сыновей.

Не меньшую ценность представляет и **Аполлон Бельведерский. В музее находится древнеримская копия утраченного греческого оригинала второй половины IV века до н. э. Возможно, автором его был Леохар. Выставленная в музее в 1503 году, эта статуя, как и Лаокоон, стала образцом для многих скульпторов и художников более позднего времени. Она поражает мастерством исполнения, своей почти летящей позой и божественным телосложением.

Следующий шедевр музея Пия-Климента – это **Бельведерский торс (возможно, изображающий греческого героя Аякса; I в. до н. э.), выставленный в Зале Муз (Sala delle Muse). За великолепную проработку мускулатуры его высоко ценили, в частности, Микеланджело и Гете. А в первом зале не менее хорош *Апоксимен («Атлет, счищающий с себя масло и песок», римская копия статуи Лисиппа IV в.) с железным скребком (strigilis).

Новое Крыло (Braccio Nuovo) (56): главный экспонат здесь – **Август из Примапорты, самый известный портрет императора, созданный примерно в 20 г. до н. э. Очень своебразен рельеф, украшающий его доспехи: здесь изображена сцена возврата военных знамен и орлов (воинских знаков легионов), захваченных парфянами в 53 г. до н. э.

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) (57): частные покои, которые папа Александр VI велел построить для себя и своей семьи, расписаны настенными и потолочными фресками кисти Пинтуриккио.

**Станцы Рафаэля (Stanze di Raffello) (58): это четыре зала, в которых художник создал поистине великое творение. В 1508 году он, тогда еще 25-летний юноша по имени Рафаэль Санти (1483-1520), получил заказ на оформление личных покоев папы. Зал для подписания бумаг (Sala della Segnatura) со знаменитой фреской *«Афинская школа» и Зал пожара в Борго (Sala dell' Incendio di Borgo) Рафаэль расписал собственноручно. Зал Гелиодора (Sala d'Eliodoro) и Зал Константина (Sala di Costantino) были оформлены уже после смерти Рафаэля его учениками Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

Капелла Николая (Cappella Niccolina) (59): часовня Николая V украшена двумя циклами фресок работы Фра Беато Анджелико, изображающих жития и мучения святых Стефана и Лаврентия.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) (60): эта всемирно известная часовня быта построена в 1477-1480 гг. при папе Сиксте IV на фундаменте бывшей придворной часовни и служила для церемоний с участием пап и для заседаний конклава (совета кардиналов). На ранних этапах постройки к оформлению были привлечены художники из Флоренции и Умбрии (в том числе Сандро Боттичелли и Лука Синьорелли), которые расписывали фрески, находящиеся ниже окон. На стене слева от алтаря изображен цикл жития Моисея. Напротив, на правой стене, находится цикл жития Христа.

Юлий II в 1508 году заказал Микеланджело Буонаротти (1475-1564) роспись потолочного свода. За четыре года этот непревзойденный скульптор, которому в первый раз предстояло доказать свою гениальность и в качестве художника, создал гигантский *цикл фресок, равных которому в мире нет и поныне. Впервые в истории искусства поверхность площадью в 520 м2 быта украшена одной фреской, фантастические изображения которой составляют единое целое с архитектурным обрамлением.


«Афинская школа» – дань восхищения Рафаэля греческим философам в Sala della Segnatura.

Сцены, органично вписанные в иллюзорную архитектуру, отражают этапы Сотворения мира: Бог отделяет свет от тьмы, Бог создает планеты, Бог разделяет твердь и воду и сотворяет живые существа, сотворение Адама, сотворение Евы из ребра Адама, грехопадение и изгнание из рая, жертвоприношение Ноя, всемирный потоп, опьянение Ноя. Создание картин происходило в обратной временной последовательности, т. е. Микеланджело начал с Опьянения и закончил Началом творения. В процессе работы мастер изменял свой стиль, переходя ко все более крупным фигурам и минимизируя выразительные средства. И если в легенде о Ное видно увлеченное прописывание мельчайших деталей, то уже начиная с Грехопадения живописная техника концентрируется на небольшом количестве ключевых мотивов, как, например, в прорисовке сближения рук при сотворении Адама. От картины к картине тела персонажей становятся все более массивными, и эта монументальность достигает апогея в изображении Ионы (над Страшным Судом).

В 1535-1541 гг., спустя 20 слишним лет после завершения росписи потолка, Микеланджело выполнил сцену **Страшного Суда для алтарной стены. Традиция изображений Страшного Суда предписывала четкое разделение пространства картины. Микеланджело, напротив, представил события Судного Дня как драматический водоворот. В непрекращающемся потоке калейдоскоп сцен из левого нижнего угла, где воскресают мертвецы, поднимается и огибает фигуру Высшего Судии в верхней части центра картины, а потом вместе с осужденными устремляется в пекло преисподней. Поток формируется из бессчетного числа человеческих тел, которых как будто несет и крутит вихрем в самых различных позах. Иисус Христос, в сопровождении своей небесной невесты Девы Марии, благоговейно склонившейся перед сыном, вершит суд над добром и злом. В ожидании его приговора содрогаются даже святые, которые окружают Христа плотным кольцом. Справа и слева стоят Петр и Павел, а у ног его сидят Лаврентий (слева) и Варфоломей (справа). Они напряженно следят за жестами Христа. Все проклятые, гонимые ужасом, низвергаются в ад, в правый нижний угол. Их уже ожидает Харон, препровождающий их в преисподнюю через Стикс. Изобразив здесь 391 человеческое тело, Микеланджело во многом предвосхитил живопись эпохи барокко.

**Пинакотека (61): в 16 залах выставлена живопись разных эпох, начиная со средневековья. *«Святой Иероним» Леонардо да Винчи (ок. 1480 г.): новаторство этой неоконченной картины в том, что она изображает святого не как умудренного отца церкви с книгой, а как изможденного аскета среди пустыни. **«Положение во гроб» Караваджо (1602-1604 гг.): здесь завораживает не только игра светотени, но и то, что зритель как будто становится участником события. *«Преображение» Рафаэля (1520 г.): в своей последней картине художник ясно показывает две ипостаси Христа – человеческую и божественную.

Оглавление книги


Генерация: 0.736. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз