Книга: Китай. Путеводитель. Узнать на 20% больше, заплатить на 20% меньше

Внутри Запретного города

Внутри Запретного города

Европейцы восхищались Запретным городом с тех самых пор, как впервые увидели его, а было это в конце XVI века. Дворцовый комплекс был построен в 1420 году и с тех пор служил центром Поднебесной Империи для 24-х императоров династий Мин и Цин. Последний император, Айсингиоро Пу И (1906–1967), отрекся от престола в 1912 году, но жил во дворце до 1924 года. О его непростой жизни выдающийся режиссер Бернардо Бертолуччи снял известный фильм «Последний император». Интересно, что профессиональные съемки в Запретном городе запрещены, но для съемочной группы было сделано исключение — Бертолуччи и его помощников допустили в Запретный город, и все съемки были натурными.

Гугун построен вдоль главного меридиана и ориентирован точно на Полярную звезду. Пишут, что император лишь пожал плечами, когда европейцы в 1885 году решили, что нулевой меридиан будет проходить через Гринвичскую Королевскую Обсерваторию, китайцы уверены, что именно «императорская дорога» в Запретном городе является центром земного мира.

Многие здания дворца на протяжении веков неоднократно подвергались грабежу, горели, затем их отстраивали заново, поэтому большая часть сегодняшних строений относится к более поздней династии Цин, а не Мин.

ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

Сейчас в Запретном городе проходит реставрация, которая продлится до 2020-го года. Поэтому некоторые здания могут оказаться закрыты строительными лесами. Однако реставрация всех главных павильонов уже закончена, а остальные здания стараются реставрировать так, чтобы причинять как можно меньше неудобств туристам.

Изначально дворцовый комплекс включал в себя 9999 комнат, иероглиф для цифры 9 также имеет значение «постоянство, вечность», и указывает на вечность власти императора. По преданию, во дворце небесного императора — 10 000 комнат. А император, который является «Сыном неба», не может обладать большим числом комнат, чем у Небесного владыки. Это число имеет особое значение в китайской традиции. Связано это прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае. Для 10 000 существует особое название «вань», которое близко по значению к русскому «тьма», т. е. «очень много».


Черепаха — символ долголетия, силы и выносливости


Фигурки на крышах Запретного города. Чем больше фигурок, тем значительнее хозяин. У императора — 9

На воротах у площади Тяньаньмэнь висят два лозунга «10 000 лет процветания КНР» и «Да будет 10 000 лет мир во всем мире». В старом Китае число 10 000 употреблялось только по отношению к императору.

На самом деле такое количество комнат можно насчитать, только если принять китайскую систему счета: пустое пространство между четырьмя колоннами считается отдельной комнатой. Если же считать комнаты в европейском понимании этого слова, то комнат во дворце «всего» 980.

Зайдя во дворец через северные ворота, мы попадем в Ю Хуаюань (Yu Huayuan) — Императорский сад. Это небольшой, со вкусом сделанный садик с древними кипарисами, удивительной формы камнями, привезенными из разных провинций Китая, беседками и павильонами. В первый час после открытия, пока основная толпа туристов не добралась до сада от южных ворот, можно насладиться атмосферой покоя и относительной тишиной, в которой, когда-то обитатели дворца бродили по саду. К сожалению, позже, когда сад наводняет толпа, его неповторимая атмосфера улетучивается. Сад — относится к жилой части дворца. Во времена династии Мин в жилую часть могли входить только император, его семья, наложницы и императорские евнухи.


Во внутреннем дворе — три небольших павильона. Первый, Куньнингун — «Дворец умиротворенности», — место, где император и императрица проводили свою брачную ночь. По закону император обязан был проводить с женой первые три ночи после свадьбы и первый день Нового года. Остальные ночи император, если хотел, мог выбирать себе наложниц. Императорская спальня на удивление скромных размеров, полностью окрашена в красный цвет.


ЭТИ ТАИНСТВЕННЫЕ ЕВНУХИ

Большую часть императорского двора составляли евнухи. Только таким образом император мог быть уверен, что наследники действительно его дети. Число евнухов все время менялось. Во времена династии Мин в Запретном городе жило 20 000 евнухов, позже император Канси уменьшил их число до 9 000. Евнухи часто занимали довольно влиятельные позиции при дворе, а потому множество бедных юношей были рады согласиться на операцию ради улучшения своего положения.

Операция проводилась в небольшой хижине, прямо у стен дворца. Это была не кастрация (выскабливание яичек), как в Европе, а полная ампутация половых органов. После взмаха ножа отверстие затыкали пробкой. Через три дня пробку вынимали, и, если выливался поток мочи, то операция прошла успешно, если нет, то несчастный был обречен на мучительную смерть.

Конфуций в своем учении, писал, что уродование тела уродует душу, поэтому евнухи, в надежде быть похороненными «целиком», часто носили свои отрезанные и высушенные гениталии в специальном мешочке на поясе.

После отречения последнего императора операции были запрещены, и оставшиеся полторы тысячи евнухов были изгнаны из Запретного города. Громко оплакивали они свою судьбу высокими голосами…


Следующий павильон — Цзяотайдянь — «Павильон единства», с тронной комнатой императрицы, где выставлены 25 императорских печатей. Но по-настоящему интересны в павильоне не печати, а потолок — пожалуй, самый красивый во всем дворце, с изумительной красоты драконом, окруженным фениксами. На задней стене зала — два иероглифа (У Вей), означающие «Невмешательство» — основа даосского учения невмешательства в естественный ход событий.


"Павильон единства"

Самый экстравагантный павильон — Цяньцингун — «Дворец небесной чистоты». Там находится основная императорская спальня. Там же, в огромном зале император в 1785 году устроил банкет для стариков, собрав более 3000 уважаемых мужчин старше 65 лет со всех концов империи. В этом же павильоне решались вопросы о престолонаследии. В Китае не придерживались права первородства, император назначал своего наследника, как считал нужным.

Чтобы не было сомнения в воле императора, он писал имя наследника на двух листах бумаги, один лист клал в ящик, ящик опечатывали и прятали в павильоне. Вторая копия была при императоре. После его смерти требовалось лишь достать ящик, сравнить бумаги и провозгласить нового правителя Империи.

Кроме павильонов, в северной части Запретного города находится довольно много музеев с прекрасными коллекциями. Практически каждый может выбрать себе музей по вкусу. Кроме основной экспозиции, в музеях постоянно проводятся интересные выставки, открываются новые галереи. Информацию о музеях Запретного города и текущих выставках можно найти по адресу: www.dpm.com.cn

Кроме официальных музеев, есть и другие. Велика вероятность, что на улице к вам подойдет девушка или парень и пригласит посмотреть свою художественную галерею. Конечно, это делается в надежде продать вам какую-нибудь картину втридорога, но посмотреть зачастую бывает интересно — встречаются действительно хорошие картины.

Пройдя через ворота, мы выходим из жилой части дворца и попадаем в официальную часть. Тут уже от толпы не спрячешься, но на огромных площадях она мешает гораздо меньше.

Перед нами, один за другим, выстроились три больших церемониальных павильона. В первом — Баохэдянь, «Зале сохранения гармонии», проходили государственные банкеты и обязательные для должности чиновника в самой древней официальной бюрократии в мире экзамены. Здесь же император награждал успешно сдавших экзамен. Экзамены были чрезвычайно серьезными, люди годами готовились к их сдаче. Сдавшего экзамен ждала хорошая карьера, обеспеченная жизнь и уважение окружающих. У задней стены павильона стоит огромный кусок цельного мрамора с вырезанными драконами и облаками. Чтобы доставить во дворец этот «камушек» весом в 250 тонн, рабочие заливали зимой дороги водой и тянули обвязанный канатами камень по льду.


Павильон Баохэдянь, "Зал сохранения гармонии"

Следующий павильон — Чжунхэдянь, «Зал срединной (или полной) гармонии» — тронный зал, где император принимал иностранных гостей и официально общался со своими многочисленными детьми. Название павильона основано на древней идее, что именно средний путь ведет к наибольшей гармонии.

И, наконец, самый большой павильон — Тайхэдянь, «Зал верховной гармонии». 38-метровый павильон несколько столетий был самым высоким в Китае, ни одно здание не могло быть выше, чем официальный павильон императора. Павильон использовали для самых торжественных событий — для коронации, свадеб, дней рождений, объявлений результатов экзаменов и назначения генералов. После свержения императора планировалось, что парламент будет заседать в этом здании, но эта идея так никогда и не была воплощена в жизнь.


Павильон Тайхэдянь, "Зал верховной гармонии"

Интересно, что в названии всех трех основных павильонов Запретного города присутствует иероглиф «хэ» (кит. Д), что означает «мир», «гармония». По конфуцианскому учению этот иероглиф означал всеобщую гармонию в мире. Между величием императора и простым смертным существует огромная разница, но и оба они живут на одной Земле, под одним Небом, и в духовном плане между ними должно существовать равновесие. Это равновесие и есть «хэ». Всему отводится свое место: император вознесен над всем окружающим миром, простые смертные довольствуются своим подчиненным положением; «хэ» существует между правителем и слугой, между отцом и сыном, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой. Без «хэ» невозможно соединить воедино сезоны года (весну, лето, осень и зиму), невозможно понять отношения в животном мире, невозможно уяснить взаимосвязь Земли и Вселенной. Одним словом, равновесие «хэ» нужно на Земле, на Небе и в необъятном мире вещей. В ином случае в мире наступит разлад, все будет поставлено с ног на голову.


Во время особо важных событий на площади мог собраться весь императорский двор — более 100 000 человек

За павильонами — площадь внушительных размеров. Во время особо важных событий здесь мог собраться весь императорский двор — более 100 000 человек. Люди входили на площадь с разных сторон и ждали в абсолютном молчании, пока император поднимется на трон. Потом все сто тысяч падали ниц перед императором девять раз. Сегодня народу на площади, по ощущениям, лишь немногим меньше, и они отнюдь не молчаливы.

Пройдя через ворота Тайхэмэнь («Ворота высшей гармонии»), мы попадаем на еще одну площадь с пятью мраморными мостами через Золотую реку, по одному на каждую конфуцианскую добродетель. В конце высится главный вход в Запретный город (а в нашем случае, выход) — монументальные ворота Умэнь («Ворота меридиана») с пятью проходами. Только император имел право проходить через центральный проход, через который сегодня нескончаемым потоком идут туристы. Единственные исключения — императрица входила в Запретный город через императорский проход в день свадьбы, и три самых лучших ученика, успешно сдавших экзамены торжественно выходили из него. Это почетное право они сохраняли до конца дней своих. С площадки над воротами император принимал парад войск, оглашал указы, объявлял расписание праздников в начале года, обращался к подданным.

Заканчивается Запретный город большими воротами Тяньаньмэнь — «Врата небесного спокойствия». Над центральным проходом висит большой портрет Мао и два лозунга: «Да здравствует Китайская Народная Республика» и что-то вроде «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». С высоты этих ворот 1 октября 1949 года Мао провозгласил создание новой республики. На ворота можно подняться, но для этого нужно отстоять в двух очередях — чтобы купить билет и сдать сумки. Ничего особенно интересного, кроме вида на площадь, на воротах нет, поэтому не стоит тратить на это время.


Ворота Тяньаньмэнь

Покидая Запретный город мы оказываемся перед знаменитой площадью, которая носит то же название, что и ворота: Тяньаньмэнь.

Идти через всю площадь, как предлагают некоторые путеводители, довольно бессмысленное занятие. Вся информация о ней умещается в нескольких строках.

Площадь Тяньаньмэнь — самая большая площадь в мире, занимает 440 тысяч квадратных метров и способна вместить более миллиона человек. Следующая по размеру площадь — в мексиканском городе Монтерей (400 000 кв. м).


Достаточно одного взгляда на типично-советские официозные здания, стоящие вокруг площади, чтобы стало понятно, где учились китайские архитекторы второй половины ХХ века.


В центре площади памятник народным героям — 38-метровая стела, украшенная изречениями Мао и рельефами на тему китайской революции. В конце площади — мавзолей Мао Цзэ-дуна. В мавзолей обычно стоит очередь подлиннее той, которая когда-то была в Москве, поэтому тратить драгоценное время на проход через гигантскую площадь и на мавзолей мы не будем.


Мавзолей Мао Цзэ-дуна

Еще на площади каждый день с восходом солнца устраивается церемониал поднятия Государственного флага КНР, но это уже зрелище совсем на любителя.

ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

Есть место, которое расположено совсем рядом, но упоминается гораздо реже. Туда заглянуть стоит. Если стоять лицом к площади, то справа, немного в глубине, будет парк, внутри которого расположен Государственный центр исполнительских искусств. Это огромное здание в форме половинки яйца или капли, из стекла и титана, стоящее в центре большого искусственно созданного озера, настолько гармонирует с окружающей средой, что кажется не рукотворным объектом, а футуристическим миражом. Совмещаясь со своим отражением в воде, здание кажется идеально цельным эллипсоидом.

Интересно, что у здания нет ни входа, ни выхода, все коммуникации осуществляются через скрытые подземные тоннели. Попасть в здание Центра можно через красивый коридор, который находится прямо под озером. Проходя по нему, можно наблюдать, как над головой на стеклянном потолке плещется вода.


Оглавление книги


Генерация: 0.374. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз