Книга: Легендарные улицы Санкт-Петербурга

Улица Циолковского

Улица Циолковского

Эта улица идет от Фонтанки до Обводного канала в юго-западной части Адмиралтейского района. Когда-то здесь протекала река Таракановка, а вдоль нее в 1849 году появилась набережная, продолжавшаяся до Нарвских ворот и даже дальше, почти до Бумажного канала. В 1907 году часть реки от Фонтанки до Обводного была засыпана, и 27 июля того же года бывшая набережная стала Таракановской улицей. Официально ей установили нынешние границы, фактически же она по-прежнему продолжалась до Нарвских ворот. В 1920-е годы был засыпан участок реки от Обводного до Бумажного канала. А 15 декабря 1952 года «неблагозвучное» название улицы заменили, переименовав ее в улицу Циолковского.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) после перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, не мог посещать школу и институт и учился самостоятельно. В 1879 году он экстерном сдал экзамены на звание учителя и с 1880 года работал учителем в Калужской губернии, а затем в Калуге. В то же время Циолковский приступил к научным изысканиям. Не имея доступа к новейшим научным работам, он переоткрыл кинетическую теорию газов, а затем написал труд о механике животного организма, за который был принят в Русское физико-химическое общество.

С 1884 года Циолковского занимали четыре научно-технические проблемы: дирижабль, обтекаемый аэроплан, поезд на воздушной подушке и, наконец, то исследование, которое принесло ему всемирную известность, – ракета для межпланетных путешествий. Причем во всех четырех областях он был первопроходцем или одним из первопроходцев.

К 1896 году Циолковский разработал математическую теорию реактивного движения и в 1903-м опубликовал свою знаменитую статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой впервые в мире показал реальную возможность преодоления поля тяготения Земли и, следовательно, межпланетных путешествий. Он приближенно рассчитал влияние атмосферы на полет ракеты и определил количество топлива, необходимого для выхода в космос. В 1911–1914 годах Циолковский спроектировал жидкостный ракетный двигатель и теоретически изучил его характеристики. Он предложил оптимальную траекторию спуска космического аппарата при возвращении из космоса и решил задачу мягкой посадки на поверхность планеты, лишенной атмосферы.

После Октябрьской революции Циолковский разрабатывал теорию многоступенчатых ракет, первым в мире предложил строить искусственные спутники Земли и орбитальные станции, обосновывал их применение в народном хозяйстве. Он также занимался теорией полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя, создал проект поезда на воздушной подушке. В 1930 году с Циолковским и его трудами познакомилась группа молодых энтузиастов во главе с С. П. Королевым, которая начала претворять идеи Константина Эдуардовича в жизнь.

В середине 1950-х годов участок улицы Циолковского от Обводного канала до площади Стачек вошел в территорию завода «Красный треугольник» и еще нескольких предприятий. Но находившийся южнее «Красного треугольника» дом, подъезд к которому осуществлялся со стороны улицы Розенштейна, еще долго сохранял № 14 по улице Циолковского.

У пересечения с набережной Обводного канала – памятник К. Э. Циолковскому

Оглавление книги


Генерация: 0.466. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз