Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Задержка в Спасске
Задержка в Спасске
В эту ночь я превосходно выспался. Пробудившись, чувствовал себя бодрым и отдохнувшим. Собрался быстро. Когда каждое утро собираешь палатку и переукладываешь рюкзак, время сбора сокращается. Но все равно от подъема до выхода проходит не менее часа. Настоящей проблемой стала роса с внутренней стороны тента палатки. Тент удалось слегка просушить под появившимся на небе утренним солнцем. Однако ранний подъем не оставляет шансов полностью просушить тент, и приходится до следующей ночевки таскать с собой тяжелую мокрую палатку.
С запасом по времени пришел к поезду. На вокзал стекались пассажиры с разных частей города: шли пешком, выходили из автобусов, брали билеты в кассе. Дежурная объявила посадку на электричку до Владивостока. Скоро и мой поезд. Билет я не брал. Ехать всего 400 километров. Лучше сначала попробовать договориться с начальником поезда, а если не получится — есть запасной вариант. Взять билет на следующий проходящий поезд в общий вагон и спокойно уехать по билету. Электричка до Владивостока загружалась у единственного пассажирского перрона Спасска-Дальнего. Тем временем я вычислил, где будет середина моего поезда. Именно там обычно находится купе начальника поезда. С ним мне предстояло договориться об условиях проезда.
Электричка, забрав последних бегущих по перрону пассажиров, ушла к Тихому океану. Перрон опустел. Дежурный по станции спрятал жезл и собрался уходить. Кроме меня, не осталось никого. Мне это показалось странным. Вот-вот должен был появиться поезд, но его все не было.
— Где же поезд? — обратился я к дежурному.
— Ближайший через семь часов, — невозмутимо отозвался он.
— А по расписанию сейчас, — уже в нетерпении я показал экран смартфона с расписанием поездов.
— Все правильно, отправление по московскому времени, минус семь часов от местного, — пояснил дежурный. — Почти сто лет, как все железные дороги в России работают по единому времени. Вы читайте!
Вот это прокол! Я знал об этом, но как я мог упустить этот момент?! Ну конечно, в расписании указано московское время!
— А электрички по местному времени ходят? — не отставал я от дежурного, который между тем продвигался через вокзал к своему кабинету.
— По местному. Разные ведомства — разные правила. Электрички — это пригородная компания.
Последняя часть фразы была произнесена из-за двери с повешенной на нее табличкой «Посторонним вход воспрещен!». Позднее, в Хабаровске на вокзале, я видел на электронном табло расписание электричек с указанием отправления по московскому времени. У пригородных билетных касс висело расписание, в котором отправление этих же поездов было указано по местному времени. По какому все-таки времени ходят хабаровские электрички? Окошко дежурной по вокзалу Хабаровска было закрыто табличкой «Дежурная на перроне». Мои попытки разыскать ее результата не принесли. Позже мне встречались расписания, где часть пригородных поездов шла по московскому времени, а часть — по местному. Чтобы определить время отправления наверняка, нужно внимательно читать примечания в расписаниях и спрашивать в справочных и кассах вокзала.
Я решил добраться до Хабаровска ночным поездом Владивосток — Совгавань. Из-за промашки с московским временем я и так терял семь часов и не мог себе позволить дальнейших задержек. Поезд прибывал в Хабаровск рано утром, и на осмотр города оставался целый день.
Билет на поезд решил взять перед отправлением. Касса на вокзале в Спасске работает круглосуточно. Забронировав место в одной из хабаровских гостиниц, я со спокойной душой отправился обследовать Спасск-Дальний. Непомерную ношу — рюкзак — сдал в камеру хранения, предварительно вытащив из него полотенце и плавки. Необходимые вещи сложил в маленький рюкзак, специально припасенный для таких случаев, и взял с собой. День обещал быть жарким. Почему бы не провести время на пляжах местного курорта «Вторая Силикатка»?
В уже знакомом баре поинтересовались проведенной на озере ночью и удивились, что все в порядке.
— У нас город очень криминальный. Тащат все! — сетовал водитель автобуса, который сделал мне вчера размен. — Я тебя как увидел с маленьким рюкзаком, так и подумал: «Все! Обчистили!»
— Нет, — успокоил я водителя. — Рюкзак сдал в камеру хранения. А маленький — мобильный вариант.
Знакомство со Спасском я начал с центральных улиц. Главная улица вывела от вокзала к виадуку через железную дорогу. Здесь я нашел нечто вроде центра местной торговли: павильоны, небольшую площадь и фонтан. От виадука перпендикулярно железной дороге вглубь города уходит широкий проспект. Он упирается в кинотеатр. Над козырьком здания дугой изогнулась цитата «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Классический лозунг кинотеатров Советского Союза — фраза, произнесенная Владимиром Ильичом Лениным. Есть версия, что в оригинале фраза звучала иначе: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Кстати, бронзовый памятник автору этого высказывания стоит на пьедестале на площади рядом с кинотеатром. Выкрашенный серебрянкой, знакомый силуэт указывает на кинотеатр, призывая посетить дневной сеанс. Несколько магазинов и кафе довершили образ культурного центра города. Дальше начались жилые пятиэтажки и промышленная зона.
Идя по городу, случайно наткнулся на одноэтажный деревянный дом, выкрашенный зеленой краской. Кое-где рейки отошли, образуя щели. На уровне чердака название: гостиница «Турист». Оказалось, что это Центр детского туризма, попутно оказывающий услуги приема гостей. Самое дешевое койко-место стоит 400 рублей. Есть душ по цене два рубля за литр. На трубе стоит счетчик. Интересная схема, позволяющая экономить воду при водных процедурах. Дежурная рассказала о базе «Туриста» на озере Ханка, что в 20 километрах от Спасска. Там можно остановиться в вагончике неподалеку от озера. Стоит это удовольствие 100 рублей за ночь. Хороший вариант, если ехать целенаправленно на озеро.
Чтобы искупаться, я шел уже знакомой дорогой на озера. Свернул раньше обычного на первый мост и, пройдя через лес, вышел на второе озеро. Оно было поразительно похоже на то, где я провел ночь. Сперва я даже принял его за «Первую Силикатку», но все-таки нашел отличия. На берегу выстроился ряд наскоро сколоченных беседок. Территория была обнесена забором. Рядом с беседочным городком — пляж с плакатом «Купаться запрещено». Обычно такие предупреждения устанавливают на бесплатных пляжах там, где не обеспечено спасение. На территории базы с беседками было пусто. У ворот припарковалось несколько праворульных авто. Среди беседок и столов возвышалась квадратная эстрада.
Под деревянным навесом кухни расположились люди. Видимо, обслуживающий персонал. Со стороны эстрады кухня имела длинную барную стойку. В тени навеса отдыхали повар-узбек и официантка, которая не отрывалась от экрана телефона. Узнав, что я путешественник, повар тут же предложил кофе и, не дожидаясь моего ответа, наполнил мне кружку. Маленькая, теплая частичка восточного гостеприимства в этом суровом крае — это было приятно. Гостеприимство — обычное дело на Востоке и редкость в России. «Когда ко мне приезжает гость, там, в Узбекистане, — мечтательно произнес повар, — приходит сосед и просит, чтобы мой гость у него отобедал». На Востоке существует поверье: чтобы было благополучие в жизни, нужно сделать все возможное для приема гостей: дать кров, угостить, снабдить необходимым. Так и поступают, даже конкурируют за гостей и путников. Я неоднократно получал этому подтверждение, путешествуя по Закавказью.
Кафе с беседками уже работало на полную мощность. Разумеется, посетители гуляют в нем ночью. Пока мы общались, подъехали клиенты, чтобы заказать беседки. Бронь расписана на две недели вперед. Особой популярностью среди местных жителей пользуются шашлыки. Несмотря на то что лето только началось, к полудню стало совсем жарко, и ужасно потянуло искупаться. Я нырнул в озеро, а после растянулся под солнцем на чистейшем песчаном пляже.
Хотелось поскорее начать писать. Материала накопилось прилично, а записывать было некогда. По дороге на станцию среди пятиэтажек, ржавых качелей и труб теплотрассы, проходящей прямо по тротуару, мне попался «оазис». За металлической оградой правильной прямоугольной формы журчал фонтан. В деревянной беседке у фонтана были удобные сиденья. Подходит, чтобы разложить клавиатуру и написать пару абзацев. За беседкой — двухэтажное кирпичное здание. Вывеска у входа гласила: «Государственный биосферный природный заповедник Ханкайский». Я наслаждался минутами спокойствия посреди города, рядом с прохладой фонтана, в тени беседки. Но продолжалось это недолго. Сперва подошел охранник и поинтересовался целью моего визита. Я ответил, что путешественник, писатель, делаю путевые заметки. Через десять минут появился человек неприятной наружности: невысокий рост, седая борода, квадратные очки в пластмассовой оправе и блестящие стальные зубы. Из-за его спины выглядывал охранник.
— Кто вы такой и что здесь делаете? — величественным тоном поинтересовался стальной рот.
— Путешественник, пишу путевые заметки, отдыхаю, — спокойно ответил я.
— Я директор заповедника. Документы прошу! — уже строго официально, с нажимом попросил он.
Внимательно изучив мой паспорт и сопроводительное письмо, директор улыбнулся блестящими зубами.
— Вы железной дорогой интересуетесь? Вам на вокзал, молодой человек. Железная дорога там. Покиньте, пожалуйста, территорию.
Никакие увещевания не помогали. Антигостеприимство и излишняя подозрительность. Не думал, что столкнусь с этим на территории государственного заповедника.
На вокзале я взял билет в общий вагон поезда Хабаровск — Совгавань. От Спасска-Дальнего до Хабаровска билет обошелся в 650 рублей.
— Поезд № 351Э, отправление в 14:56 по Москве, место 25, — скороговоркой прогнусила женщина в железнодорожном жилете за стеклом кассы.
— Двадцать пятое — это в середине вагона? — уточнил я.
— Это общий вагон, без мест. Где займете — там поедете. Желаю удачи! — Она смотрела на меня с сочувствием.
Репродуктор прохрипел объявление о прибытии поезда. Нужно было идти на перрон. Вдалеке в темноте ночи грохотал товарняк. Послышался гудок, и из-за поворота показалась светлая точка — прожектор локомотива поезда Хабаровск — Совгавань.
- Москва. Экспедиция стартует
- Владивосток. Прибытие
- Владивосток. По сопкам в тумане
- Владивосток. Остров Русский
- Владивосток — мыс Астафьева
- Находка
- Екатериновка — Угольная — Спасск-Дальний
- Задержка в Спасске
- В общем вагоне поезда Владивосток — Совгавань
- Хабаровск
- Хабаровск — Биробиджан
- Биробиджан — Облучье
- Облучье — Архара