Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Красноярск. Дивногорск
Красноярск. Дивногорск
Под Красноярском расположена знаменитая Красноярская ГЭС. Та самая, которая изображена на десятирублевой купюре. Чтобы ее увидеть, нужно доехать до небольшого городка Дивногорска, что в 20 километрах от Красноярска. Пригородное сообщение с Дивногорском весьма скудное. Рано утром электричка идет оттуда в Красноярск, а вечером — обратно. Достаточно, чтобы доставить служащих на работу в город. По выходным пускают дополнительную пару поездов для дачников. В другое время добраться до Дивногорска можно только автобусом или маршруткой.
Через дорогу от гостиницы расположен автовокзал Восточный. Я начал с разведки автобусных маршрутов. Здание вокзала огорожено решетчатым забором, и, чтобы пройти внутрь, нужно сделать виток вокруг автовокзала по спирали из ларьков и заборов. В кассе сообщили, что ближайший автобус на Дивногорск отправится только через три часа. Терять время не хотелось.
Помогли волонтеры — молодые люди в футболках «Трудовой отряд». Они встречали пассажиров у входа в автовокзал и помогали им сориентироваться в расписании и маршрутах автобусов. Меня направили на информационный волонтерский пункт. В центре зала ожидания на небольшом столике стоял ноутбук. За столиком — двое ребят. Программа поиска маршрута не выдала ничего, кроме автобуса, о котором я узнал в кассе. Кто-то из волонтеров вспомнил: с Предмостной площади, что на левом берегу Енисея, идут маршрутки до Дивногорска. Посмотрели городские маршруты, как от автовокзала доехать до Предмостной площади. Автобусы № 50 и 79. Удобный сервис для тех, кто не может сориентироваться в таблицах расписаний, картах, схемах, тарифах и прочих премудростях автовокзала. Аналог справочной, но более гибкий и информативный. Кстати, самой справочной на автовокзале я так и не обнаружил.
Рядом с автовокзалом находится остановка общественного транспорта. Я сел на подошедший ЛиАЗ маршрута № 79. Водитель беззаботно крутил баранку, легко вписываясь в повороты на широких улицах Красноярска. Центр города строился с учетом расширения, и расстояния между домами большие.
На Предмостной площади — стоянка маршруток. В микроавтобусе на Дивногорск уже сидели пассажиры. Меня интересовало, как доехать до Красноярской ГЭС. Парень и девушка, сидящие на заднем ряду, пообещали по приезде в Дивногорск показать дорогу к ГЭС. Вплотную к дамбе подойти нельзя: территория охраняется. Зато можно увидеть ГЭС с моста, что неподалеку от города. Я устроился в кресле маршрутного такси. После деревянных лавок ЭР9П место показалось чересчур мягким. Вскоре маршрутка заполнилась, и мы двинулись в путь. Миновав левобережную часть Красноярска, выехали за город. Параллельно дороге тянулась однопутка железки Красноярск — Дивногорск. Ветка тупиковая. За Дивногорском расположена Красноярская ГЭС и Енисейское море — водохранилище, образованное при строительстве дамбы.
На полпути маршрутка полезла круто вверх, в гору и стала кружить на серпантине. Переехали реку Мана по мосту. Параллельно ему на некотором отдалении тянулись стальные фермы железнодорожного моста. Въехали в Дивногорск. Прежде чем прибыть на центральную площадь, микроавтобус объехал все улицы города, параллельные, как нотный стан. Ребята, пообещавшие сориентировать меня на месте, взялись проводить до моста через Енисей. Мы шли и разговаривали о Дивногорске, Красноярске и особенностях жизни в этих краях.
Ребята оказались интересными собеседниками. Студенты, живут в Дивногорске. На учебу ездят в Красноярск. Рассказали об электричках и теплоходах, которые недавно ходили до Красноярска регулярно, а сейчас отменены. О том, что Красноярск готовится к Универсиаде в 2019 году. О Красноярской ГЭС и Чертовом мосте. Интересно было узнать об истории края от его жителей. Кажется, это называется «гражданский туризм» — когда местные жители рассказывают о достопримечательностях, истории своего города, его насущных проблемах и радостях. Получается интереснее рассказа любого экскурсовода. Радует, что среди современников находятся люди с широким кругозором, интересующиеся родным краем и его историей.
Мы взошли на мост, с которого можно увидеть дамбу Красноярской ГЭС. Гигантская по размерам плотина возвышалась над быстрым и холодным Енисеем, а за ней разливалось Енисейское море. При строительстве ГЭС затопили огромные территории вместе с деревнями. Жителей переселили, а их дома и имущество оказались на дне водохранилища. Сейчас в Енисейское море погружаются дайверы. Любители подводного плавания находят на дне затопленные деревни с церквями и сохранившимися в звонницах колоколами.
Ребята показали мне город. Дивногорск — чистый, уютный, совсем непохожий на крупные областные центры. В нем, как и в курортных городках, хорошо жить, но сложно найти работу. Градообразующее предприятие — Красноярская ГЭС. Город возводился строителями и для строителей. После запуска ГЭС работы для строителей не стало. Жители Дивногорска ездят на работу и учебу в Красноярск.
Обратно я вернулся той же маршруткой, которая доставила меня на Предмостную площадь. В Красноярске развиты фастфуды — множество ресторанчиков и кафе заполонили центральные улицы города. В одном из таких заведений, открывшемся совсем недавно, я и пообедал. Внутри все новое, чистое, сверкающее. Находиться в нем приятно, все равно что брать в руки новую, еще не использованную вещь или садиться в салон нового автомобиля, только сошедшего с конвейера.
С Коммунального моста открывается панорама на центральную часть города. На берегу Енисея стоят величественные здания. Перед ними благоустроенная набережная. Ее пространство заполнено многочисленными деревянными помостами, лавочками и велопарковками. С утеса к нижнему ярусу набережной каскадом спускаются огромные ступени, сделанные из шлифованных досок, покрытых лаком. Это место сбора молодежи. Парни и девушки сидели на ступенях, общаясь и весело смеясь. Мимо шел дед с авоськой. Он со злобой пнул одну из ступеней. «Сколько дров пропадает!» — процедил сквозь зубы. Современное искусство, организация паркового пространства и дизайн не всегда находят отклик в сердцах старшего поколения.
На берегу проходил праздник чая — в арт-беседке. Это площадка с лавочками и сценой, чуть выше аллеи набережной. Молодые люди приглашали прохожих отведать душистого ароматного чая. Была чайная церемония, мастер-классы, викторины по чайной культуре и угощение различными сортами чая и сбитнем. На площадке работали волонтеры из организации «Доброе дело». На этом арт-пространстве можно заявить о себе, придумав и организовав собственное мероприятие. Три условия: оно должно быть интересным для горожан, бесплатным и соответствовать формату площадки. Каждый день здесь проходит какой-либо праздник. Тематика всякий раз разная. Организаторы тоже меняются. Мне понравилось, как «Доброе дело» поставило дело. Чай был душистым, варенье сладким, а сбитень вкусным.
Я неспешно прогулялся по центральным улицам Красноярска и вышел на окраину города. Асфальтовая дорога здесь обрывается, и вверх ведет едва заметная тропа. С горы Караульной Красноярск виден как на ладони. На вершине — смотровая площадка и часовня Параскевы Пятницы, та самая, что на бумажном червонце. Панорама Красноярска на закате привлекает на смотровую площадку туристов и местных жителей. Люди молча стояли у парапета, провожая погожий летний день, каждый в своих мыслях. От вида захватывало дух. Фотографировать не имело смысла. Современная техника еще не дошла до такого уровня, чтобы передать подобное зрелище. В кадре будет только то, что можно увидеть: горы, дома, река и апельсиновое солнце, наполовину скрывшееся за горизонтом. А вот атмосферы — не будет.
Судя по карте, от часовни Параскевы Пятницы до гостиницы можно было дойти пешком через частный сектор Красноярска. Когда я пробирался через кварталы деревянных домов и бараков к восточным районам, у меня возникло ощущение, что я попал в совершенно другой город, так разителен был контраст. Грязь, лужи и поваленные заборы: картина унылая и вовсе не красочная. В сквере Чернышевского двое местных жителей косили траву вдоль аллей и складывали охапки длинных стеблей в японский микроавтобус. В центре сквера — круглая площадь. Все урны на ней были завалены мусором, а вокруг лавочек разбросаны пустые бутылки и скорлупа от орехов. Серые бараки тянулись сплошными стенами вдоль узких улиц с пыльными грунтовыми дорогами. Через распахнутые окна доносился детский плач, мат и ругань. Рабочие кварталы — темная сторона Красноярска.
Покинув неблагополучный район, я вышел к новостройкам. Длинные и прямые улицы новых домов с разноцветными балконами: красными, желтыми, зелеными. Банкоматы, магазины, автосалоны. За огромным котлованом сверкал зеркальными окнами отель Holiday Inn. Перед глазами еще стояли бараки и развалины изб, которые я миновал совсем недавно. С ростом цен на недвижимость новостройки перестали быть социальным жильем. Не многие рабочие могут себе позволить приобрести квартиру в новом районе.