Книга: Русский менталитет. Рашен – безбашен? За что русским можно простить любые недостатки

Кому респект и уважуха?

Кому респект и уважуха?

Блогер в Интернете пишет: «Большинство стремится только к двум целям: удовлетворению своих простых потребностей и к легким бабкам». Русский человек, если уж начнет деньгу зашибать, то очертя голову. Римский император Веспасиан (69–79 гг. н. э.) ввел налог на общественные уборные. Его сыну Титу это не понравилось, но император поднес к его носу монету и спросил, пахнет ли она. Сын ответил, что нет. Правильно, деньги не пахнут, сказал император. В нынешней России его логика восторжествовала.

«У нас «благодать» исчисляется гектарами прикарманенных угодий, количеством квартир, яхт и «распиленных» между своими бюджетных денег. А спросить, «откуда дровишки», власть почему-то стесняется, – говорит писатель М. Кураев. – Уважаемая дама, депутат Госдумы, как-то сказала: «Если у вас спросят, откуда деньги, ударьте по лицу». Но это же идеология «малины». Если человек богат, то в любом случае ему наши «респект и уважуха»? Это удобно для криминального мира, членов преступных банд, которые пробились в бизнес и во власть.

Между прочим, в Швеции, в Гетеборге, один пастор на дверях сделал надпись: «Если ты изнурен грешной жизнью, отвори и войди». Чуть пониже губной помадой написано: «А если не изнурен – звони по телефону 16–07-66». На Западе есть свои проблемы с моралью. А привилось ли у нас уважение к закону и человеческой личности, к интересам общества? Есть анекдот, в котором Петька изучает древнюю историю.

– Василий Иванович, – спрашивает он. – Как понять? «Патриции пригласили гетер и устроили оргию». Что такое оргия?

– Да пьянка!

– Кто такие гетеры?

– Проститутки!

– Ну а патриции кто такие?

– А здесь, Петька, опечатка. Не патриции, а партийцы.

Отказавшись от советской идеологии, мы утратили всякие нравственные запреты. Какой смысл в морали, если она мешает добиться успеха? У молодежи само слово «мораль» употребляется только в отрицательном смысле: «гнилая мораль», «гнилые моралисты» и т. п.

Почти половина опрошенных считает допустимыми пьянство, хамство и нецензурную брань. Гораздо меньше людей, чем прежде, осуждают не только взятки и спекуляцию, но и покупку краденого, невозвращение кредитов и займов. Не встречает осуждения использование сексуальных связей в корыстных целях. «Вчера переспал с такой-то», – делится молодой человек со всем миром в Сети так же, как англичане беседуют о погоде. От многих можно услышать: «Ничего личного, только бизнес» или «Я для себя ничего не исключаю». Так стремление к наживе и подлость оправдывают заранее. В моду вошли новые фразы: «Денег дать не могу – все в деле. Они должны работать», «Извини, у меня вторая линия» и особенно часто «Это ваша проблема». О таких прагматиках бытует анекдот: «Что такое смешанное чувство? Это когда ваша собственная теща на вашей машине катится в пропасть».

«К станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты врубаешься, мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед». Это слова советского «Марша энтузиастов». Теперь хорошо живут не те, которые производят и изобретают, а те, кто потребляют. «Это страшно… – говорит певец Л. Лещенко. – Своровал, облапошил – мечта каждого второго, если не первого».

Кто сегодня знает наших лучших ученых, учителей, врачей, шахтеров или фермеров? Человек начинает цениться не по своему образованию и душевным качествам, а по марке автомобиля, костюма и часов. Наступило время новых идеалов и героев. Образцы для подражания – это люди из списка «Форбс», богатые и имеющие власть, преуспевшие в борьбе без правил. Одного из первых юных бизнесменов, наследника Веспасиана, иронически прославляет И. Иртеньев: «Мечтал покрыть Страну Советов, душевной полон широты, он сетью платных туалетов, но не сбылись его мечты. На смену павшему герою придут отважные борцы и в честь его везде построят свои подземные дворцы». Перепродажа друг другу импортных товаров, посредничество стали самым уважаемым занятием.

Может ли успешно развиваться общество, в котором образование, наука, культура, медицина подчинены духу наживы? Сознаем ли мы, что все лучшее, чем мы пользуемся в повседневной жизни: компьютеры, новейшая техника и лекарства, спасающие жизнь, – созданы умными, а не, извините, хитрожопыми? Почему жизнь в России неблагополучна и дискомфортна даже для богатых людей? Почему последние два десятилетия народ разбегается, вымирает, не хочет рожать детей, ворует, пьянствует и матерится? Что вызывает у массы людей стресс, психические расстройства и другие болезни?

Может быть, проблема в том, что русские психологически не принимают такой системы ценностей? Особенно остро падение морали чувствуют деятели культуры. «У нас все меньше людей, живущих по совести», – утверждал писатель Д. Гранин. «Мы разрушили идеологию, традиционную для русского народа, – сокрушается артист Николай Губенко. – Ушли прежние приоритеты… справедливость, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручка. Люди разобщены, мы стали чужими друг другу». В общем, как говорится, никто так не умеет жить, как мы не умеем. Нашей национальной идеей фактически стало личное обогащение любым путем.

«Это относится не ко всем русским!» – возражает читатель. Так считает и канадец Джон Дерби: «Один русский способен убить человека или украсть целый завод, а другой мухи не обидит и даже чужой зажигалки не возьмет». «Негатив надоел! – возмущается другой читатель. – Отношение автора к своему народу просто бесит!» Мне это напоминает анекдот. Идут люди по шоссе и видят: из болота вылезает человек, весь в тине, в грязи, и направляется по дороге в город. Все бросаются к нему, спрашивают, что с ним? Как попал в болото? А он кипит: «О, как мне надоели все эти вопросы! Неужели вам непонятно, что я здесь живу?!» Что же способствует формированию нынешней морали или, точнее, ее отсутствию? Во многом наши средства массовой информации.

Оглавление книги


Генерация: 0.332. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз