Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Большой Каменный мост Стальной мост под псевдонимом

Большой Каменный мост

Стальной мост под псевдонимом

Давным-давно, еще задолго до того как, по словам Ипатьевской летописи, в 1147 году «…прислав Гюрги и рече: приди ко мне брате в Москов» (то есть, переводя на понятный нам язык, Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву Черниговского князя Святослава с сыновьями), так вот, в те древние времена, веке эдак в X–XI, шла себе из Великого Новгорода в Рязань путь-дорожка. Бежала она примерно по нынешней Поварской и Знаменке и подходила к броду на Москве-реке, чтобы, переправившись на правый берег, продолжиться по нынешней Большой Полянке. Было тогда в Москве-реке глубины поменьше нынешней метра на два-три (это уж позже речку подперли плотинами), так что форсировать ее, закатав штаны, может, было и нельзя, но переехать верхом или на гужевом транспорте вполне представлялось возможным.

Шли годы. Заложили крепость – кремль, отстроили посады. Расширялся город, а народ так и перебирался с берега на берег вброд. Не шибко, конечно, удобно, но и ворогу, если с юга появится, как не раз и бывало, река – преграда. В XV веке ворог поутих и пешему ходу по водам в этом месте положили конец, устроив наплавной мост из плотов. В 1643 году мастер из Страсбурга – своих-то ученых инженеров не было – Ягон Кристлер по указанию царя Михаила Федоровича приступил к строительству белокаменного моста. Мост строили так долго, что успели скончаться и Кристлер, и царь, и даже следующий царь – Алексей Михайлович. За это время обогатились не только, как бы сейчас сказали, подрядчики, но и русский язык. Именно с тех пор в родной речи обосновалась поговорка «не дороже Каменного моста», что значит: дорого, но все ж таки не до самой высшей степени. Закончили мост уже при Петре, в 1692 году. К этой поре на левом берегу возвели церковь Всех Святых, потому и мост прозвали Всехсвятским.

Простоял он полтораста лет, называясь Всехсвятским, а позже Большим Каменным, в отличие от Малых Каменных – через Неглинку и ров вдоль Кремля, обстроился по длине своей лавками (такие – с лавками – мосты существуют и сейчас, только не у нас, старины и родства не помнящих, а в цивилизованных, крепко на корнях своих стоящих странах, в Италии, например) и по ветхости своей был заменен другим, в котором каменными были только устои, а сам мост стал металлическим. И простоял бы тот мост до наших дней, не поставь его автор, инженер Таненберг, точно по месту старого моста – в направлении узенькой Ленивки. В середине тридцатых заторы там (и не только там) стали угрожающими, и в соответствии с громадьем Генерального плана реконструкции Москвы от 1935 года архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх – те самые, что недалеко от моста возвели здание для Библиотеки имени Ленина, – а также М. Минкус и инженер Н. Калмыков воздвигли нынешний, уже целиком стальной мост. И только гранитная облицовка устоев напоминает нам теперь, что мост называется Большой Каменный исключительно по традиции.

Оглавление книги


Генерация: 0.422. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз