Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей
ЦУМ Центральный «Мюр и Мерилиз»
ЦУМ
Центральный «Мюр и Мерилиз»
Застряло в памяти где-то когда-то читанное: было, кажется, у Антона Палыча Чехова два пса, и звали собачек Мюр и Мерилиз. Хотели было проверить, сунулись в доступные нам книжки – не нашли. С сожалением оставили кинологическо-литературоведческие изыскания: не о Чехове – пока! – речь, а как раз о Мюре и Мерилизе, подсказавших насмешнику-писателю собачьи клички. Живи Чехов в наши дни, прозвища хватило бы только на одно животное. Потому как то, что тогда звалось звучными словами «Мюр и Мерилиз», мы называем коротким, как собачья команда «фас!», словом – ЦУМ.
Мюр и Мерилиз – это не ткани и не вино, это купцы, причем британского происхождения, оттого и фамилии на наш слух непривычные. Шотландец Эндрю Мюр был, говоря по-русски, шурином, то есть братом жены, Арчибальда Мерилиза и, именно в силу этого обстоятельства, его преемником. Если верить энциклопедии «Москва», Мерилиз в Москве не живал, дел тут не имел, а имел торгово-промышленное товарищество в Питере, основанное еще в 1843 году. Это уж шотландец Эндрю стал московским купцом первой гильдии и открыл в старой столице отделение фирмы «Мюр и Мерилиз».
Газет и пароходов у купца Мюра в Москве не было. Были: мебельная фабрика на Пресне, а также сеть магазинов, торговавших самыми разными товарами – от клеенки до головных уборов. Вот эти последние нам интереснее всего, поскольку то, что позже стало Центральным универсальным магазином, родилось из магазинчика дамских шляп и галантереи, открытого в купленном Мюром здании на Театральной площади. К 1889 году в магазине уже было 25 отделов, а здание его перестраивал Роман Клейн. Потом он перестраивал, вернее строил его практически с нуля, еще раз в 1906-1908 годах – тот прежний корпус дважды горел, пока не сделался совсем непригодным для солидного торгового дома.
Как хотите, а в этой постройке замечательному зодчему Клейну изменил вкус. Или заказчик попался несговорчивый. Иначе никак не объяснить, почему в углу между Большим и Малым театрами выросло откровенно конфликтующее с архитектурной средой площади псевдоготическое здание. Куда более гармонично смотрелись бы здесь неоклассические формы, которые архитектор использовал чуть раньше и чуть позже, когда возводил Музей изобразительных искусств и здание кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре, то, где сейчас театр «Современник». Но для своего времени и своих целей здание универмага было недюжинным – объемы, просторы, электроосвещение, лифт! – и потому как магнитом притягивало покупателей.
В 1918 году магазин – а что бы вы еще ждали? – национализировали. В 1922-м назвали Центральным универсальным. С тех пор основной его достопримечательностью стали длинные очереди, змеящиеся с первого и до верхнего этажа, соперничать с которыми могли бы только хвосты в ГУМе и «Детском мире». Пришлось даже рядом новый корпус пристраивать, но о нем сказать уже совершенно нечего: бетонная коробка – не более.
- Царицыно Круговорот цариц в природе, или из Грязи да в Царицы
- Царь-колокол Не царское это дело
- Царь-пушка И это – не царское
- Церковь Покрова в Филях Фамильный стиль
- Цветаев Отец Пушкинского и дед «Моего Пушкина»
- Церковь Иоанна Воина Ветер в окно
- ЦУМ Центральный «Мюр и Мерилиз»
- Цирк Места для аншлагов
- Сомюр
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая
- Бизнес-центр (Крестовский пр., 11)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ
- Российский этнографический музей