Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Цирк Места для аншлагов

Цирк

Места для аншлагов

Цирковое искусство наверняка – самое древнее в мире. Не будем лезть в дебри, по праву принадлежащие людям другой профессии, приведем только один аргумент: продемонстрировать свою удаль – это ли не цирковой трюк? Но мы не об искусстве, мы больше по зданиям. Сейчас в Москве два стационарных цирковых здания: на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского. Вот с последнего и начнем.

Открылся в 1971 году. Самый большой в Европе из стационарных – на 3300 зрительских мест. Пять (!) быстро сменяющихся манежей: традиционный, иллюзионный, водный, ледовый, световой и плюс еще репетиционный за кулисами. Масса удовольствий для артистов и для зрителей. Долгое время до открытия цирка на Вернадского Москва обходилась одним цирковым зданием, прямо как Пенза какая-то (Пенза упомянута не случайно, именно там в 1873 году братья Никитины построили первый русский стационарный цирк, до этого делами заправляли иностранцы, Чинизелли, например, или Гинне – легендарные, надо сказать, в цирковой истории мира люди). А ведь были в Москве и раньше времена, когда одновременно действовали два и даже три стационарных цирка.

Вы уже наверняка обратили внимание, что в текст постоянно лезет неуклюжее слово «стационарный». Вынуждены его оставлять, чтобы не нарушать корректность изложения, – ведь кроме стационарных есть и временные цирки-шапито, а еще «газировщики» (цирковое название артистов, выступающих на улице, на «газоне»), не говоря о советских изобретениях: цирке на сцене и цирке на стадионе (не удержимся еще от одного комментария в скобках: под стадионом понимают любое открытое пространство, хоть бы и стройку, что было при строительстве Куйбышевской ГЭС, когда цирковые приспособления крепили к башенному крану).

При древней истории циркового искусства стационарное сооружение для цирка появилось только в 1773 году в Лондоне. Кавалерийский капрал в отставке Астлей назвал свое заведение «Амфитеатр». Амфитеатрами стали называть подобные заведения и парижские последователи Астлея – семейство Франкони. Но не тут-то было: Наполеон I запретил зрелищным заведениям (кроме избранных) именоваться театрами. На этот винт хитрые Франкони нашли свой закоулок: сменили название на «Олимпийский цирк». Так появилась первая вывеска с этим волшебным словом.

Первый стационар в Москве построил в 1853 году полковник Новосильцев – расстарался для выступлений собственной жены-наездницы; всегда шерше ля фам! Уже упомянутый Гинне возвел на Воздвиженке филиал цирка Чинизелли в 1868 году. Альберт Саламонский не убоялся конкуренции с мэтрами и построил в 1880-м собственный цирк на Цветном бульваре. Основатели русского цирка братья Никитины в свою очередь вступили в жесточайшую конкурентную борьбу с Саламонским и открыли у него под боком, на Цветном же бульваре, собственный цирк. Для этого они взяли в аренду здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» (сейчас здесь кинотеатр «Мир»).

Никитины и Саламонский два года давали представления рядом. Публики хватало на оба здания. Позже Никитины взяли в аренду цирк Гинне, а в 1911-м Аким Никитин построил специальное здание на Триумфальной площади (там еще долго был цирк, пока не заселился Театр сатиры). А цирк Саламонского… Вы будете – в тему – смеяться, но это тот самый цирк на Цветном бульваре, который Цирк Никулина. Номер дома на его здании – 13. Это ох как символично. Число 13 – счастливое для цирка. Ведь диаметр цирковой арены во всем мире – 13 метров: иначе лошадям скакать неудобно. А какой цирк без лошадей? И без зверей, и без жонглеров, канатоходцев, гимнастов, эксцентриков, фокусников. Без клоунов, в конце концов. И без зрителей. Здесь аншлаги всегда.

Оглавление книги


Генерация: 0.100. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз