Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей
Цветаев Отец Пушкинского и дед «Моего Пушкина»
Цветаев
Отец Пушкинского и дед «Моего Пушкина»
Для начала вопрос: Юрий Нечаев-Мальцев дал средства, Роман Клейн построил, Александр III дал свое имя. Впоследствии это стало носить имя другого Александра. Назовите еще одного человека – автора всей этой затеи. Ответ – в заголовке. Это Иван Цветаев.
Многие уже поняли, что речь идет о Музее изящных искусств имени Александра III, теперь изобразительных имени Пушкина. Второе, после Эрмитажа, собрание западного искусства в России обязано своим рождением энтузиазму Ивана Владимировича Цветаева. Замечательный был человек. Родился в семье сельского священника на Владимирщине. С 30 лет – профессор Московского университета, завкафедрой теории и истории изящных искусств. Решил превратить учебный кабинет кафедры, где хранились слепки с шедевров мировой скульптуры, в учебный же музей – и добился своей цели.
Только представьте себе: собрать средства (кроме главного дарителя, Нечаева-Мальцева, стеклозаводчика из Гусь-Хрустального, выложившего больше двух миллионов рублей, были еще Морозов, Мамонтов, Юсуповы и другие), выбить у московских властей землю под здание, организовать конкурс на проект нестандартного здания (одним из условий конкурса было: «для фасадов предпочтителен стиль греческий», что и было выполнено – на Волхонку смотрит копия ионического ордера афинского Эрехтейона – храма Афины и Посейдона на Акрополе), уговорить взяться за строительство здания одного из лучших архитекторов того времени – Романа Клейна, а за инженерные составляющие проекта – систему остекления и отопления – так вообще лучшего инженера России Владимира Шухова.
А еще годами (пока строился музей долгие 14 лет) мотаться по Европе, выбирать скульптурные шедевры и заказывать, заказывать с них слепки (на оригиналы ведь никаких денег не напасешься, да и зачем они учебному музею?). Музей получился великолепным, недаром на постройку пошло 530 вагонов белого мрамора с Урала, из Греции, Норвегии, Бельгии, Венгрии. Торжественно открыли музей с именем императора Александра III. В 1917 году имя «сатрапа» из названия исчезло, но принадлежность университету сохранялась до 23-го. Двадцать лет был безымянным Музей изящных искусств, за это время из музея слепков превратился в лучший музей западного искусства Москвы. Все было просто: реквизированные частные коллекции передавались сюда. А московские купцы знали толк в искусстве.
В 1937-м музей переименовали – он стал изобразительных искусств и по случаю 100-летнего юбилея смерти получил имя Пушкина. Логики – абсолютно никакой. Наверное, просто нечему имя было присвоить, а тут собрание шедевров – и ничье имя не носит. Так Иван Цветаев, сам того не ведая, стал основателем Пушкинского музея. Знали бы об этом его дочки – не так ревновали бы вечно отсутствующего папочку к «братику»-музею. А Марина Ивановна Цветаева в этом же году тоже обрела своего Пушкина: ее очерк, напечатанный в 37-м, так и назывался: «Мой Пушкин». Судьба…
- Царицыно Круговорот цариц в природе, или из Грязи да в Царицы
- Царь-колокол Не царское это дело
- Царь-пушка И это – не царское
- Церковь Покрова в Филях Фамильный стиль
- Цветаев Отец Пушкинского и дед «Моего Пушкина»
- Церковь Иоанна Воина Ветер в окно
- ЦУМ Центральный «Мюр и Мерилиз»
- Цирк Места для аншлагов
- Деденево, поселок (Новоспасское)
- Петербург в незаконченных прозаических отрывках Пушкина
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- Риф Дедалус
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
- Домодедовский район
- Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Первое объяснение: Дед Мороз
- Второе объяснение : дед Часовод
- Разговор Новопушкина и Новониколая
- Месторождение Александра Пушкина