Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Служебные корпуса и парковые павильоны

Кухонный корпус

В царских резиденциях не бывало мелочей. Самая простая беседка, конюшня или маленький фонтанчик выполнялись и отделывались архитекторами с такой же тщательностью, как и сам загородный дворец. В этом смысле Елагиноостровская усадьба не является исключением. С той лишь поправкой, что проектировал всё это К. Росси, поэтому печать его гения стоит на всех парковых постройках – Кухонном и Конюшенном корпусах, Оранжерее, Музыкальном павильоне, Павильоне под флагом…

Возводились корпуса в основном с 1820 по 1826 г., сразу после перестройки Елагина дворца, и выглядят они как составные части единого ансамбля, гармонируя и дополняя друг друга. Важной особенностью является то обстоятельство, что все корпуса расположены вдоль северной границы Масляного луга, здесь К. Росси перешагнул через штампы, отказавшись от традиционной для загородных резиденций симметрии, расположив вдоль южной границы Масляного луга небольшую рощу, как бы уравновешивающую постройки северной стороны. Некоторые из корпусов, в частности оранжерея, существовали ещё при И.П. Елагине, поэтому их приходилось не строить, а перестраивать, насколько возможно используя старые стены и фундаменты.


Кухонный корпус

Ближе всех к дворцу расположен Кухонный корпус. Если любопытный турист не прочтет название на табличке возле входа, то едва ли догадается о его функциональном предназначении, ибо на кухню корпус совсем не похож. Скорее на театр или галерею. Полукруглое в плане здание не имеет с южной (парадной) стороны окон, зато в нишах, где эти окна должны бы, по идее, располагаться, античные скульптуры. На первый взгляд – зачем, почему? Однако у этой безоконной конструкции имелся сугубо практический смысл: во-первых, гастрономические запахи не возбуждали у гуляющих вдоль Масляного луга гостей раньше времени аппетит, во-вторых, солнечный свет не проникал в помещения, предназначенные для приготовления и хранения пищи. Это являлось немаловажным обстоятельством, учитывая отсутствие в ту эпоху холодильников. Но окна в Кухонном корпусе, разумеется, имеются, они расположены в небольшом дворе на северной стороне.


Кухонный корпус. Скульптура С. Пименова

Создать массивное здание с глухими стенами на парадной стороне К. Росси не мог, потому-то в нишах и появились четырнадцать скульптур работы знаменитого скульптора С. Пименова. Это изображения античных богов и героев древности Адониса, Меркурия, Артемиды, Аполлона и другие. Изготавливались скульптуры из пудожского камня, точнее, известняка, имеющего одну особенность: он лёгок в обработке, однако с течением времени обретает прочность настоящего камня. Везли известняк из-под Гатчины, где находились каменоломни.

Обращение скульптора С. Пименова к античности закономерно, поскольку в представлении того времени всё самое гармоничное и изящное было уже создано в свое время в Древней Греции и Риме, оставалось только повторять их достижения. Шестиколонный портик дорического ордера с массивными воротами, закрывающими вход во внутреннюю часть Кухонного корпус, также отсылает нас к античности.

По размерам Кухонного корпуса косвенно можно судить о масштабах пиров и гуляний в приснопамятные времена, а в настоящее время в нём размещено фондохранилище Елагиноостровского дворца-музея.

Оглавление книги


Генерация: 0.263. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз