Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Елагинский дворец

Какая кисть, какой резец,Изобразят Елагинский дворец…Приписывают А.С. Пушкину

В 1818 г. главным архитектором перестройки Елагинского дворца по личному распоряжению императора Александра I назначен К.И. Росси, имевший за плечами к тому времени почти 43 года жизни. Свое архитектурную и жизненную позицию Росси обозначал так: превзойти «всё, что создали европейцы нашей эры». Этот максимализм позволил ему и его коллегам зодчим В.П. Стасову, О. Монферрану, Д. Адамини, А. А. Михайлову и многим другим создать в Петербурге начала XIX в. неповторимые архитектурные ансамбли, аналогов которым в мире не существует. Однако на Елагином острове К. Росси оказался стеснён несколькими исходными обстоятельствами.

Во-первых, требовалось реконструировать старый Елагинский особняк, а не строить новый, это влекло за собой необходимость вписываться в заданную площадь и в заданную этажность здания. Во-вторых, как данность следовало принять и место размещения дворца, восточную оконечность острова, хотя с эстетической точки зрения западная часть, выходившая к Финскому заливу, была бы предпочтительней, учитывая планы по подъёму уровня этой части островной территории. В-третьих, ограниченной являлась и смета на постройку – вместе со служебными павильонами и парковыми работами где-то 1,5 млн руб., сумма по тем временам внушительная, но не безграничная.


К.И. Росси


Елагинский дворец

Чтобы не распылятся средствами и трудовыми ресурсами, приняли «последовательный принцип» работы – сначала строился дворец, затем служебные павильоны. Параллельно садовым мастером Д. Бушем и садовником П. Буком обустраивался парк, хотя основные работы в парке состоялись уже после постройки дворца. В течение 1818–1819 гг. Елагинский дворец перестроили, внутренняя отделка продолжалась до 1822 г. В итоге здание сохранило черты старого елагинского дворца, возведённого по проекту Дж. Кваренги, и вместе с тем полностью преобразилось. Старый дворец был скуп на декор, в новом и западный, и восточный фасады украсили изящные лестницы и пандусы с узорными решётками, дополненные скульптурными группами и лепниной. Западный фасад украсили колонны и монументальный шестиколонный портик в два этажа, восточную – ротонда, декорированная колоннами на высоту двух этажей. Углы здания дополнены ризалитами, придающими дворцу иллюзию объёма. Здание поднято на высокий стилобат, образующий вокруг дворца обходную террасу, окаймлённую ажурной чугунной решёткой. Летом эта терраса служила местом прогулок.

Современники сразу оценили архитектурное творение К. Росси, отметив тот факт, что загородная усадьба Марии Фёдоровны, несмотря на пышность, отдает некоей холодностью, свойственной петербургской природе и её белым ночам. Представить дворец в каком-то ином месте трудно из-за его удивительной гармонии с природой Елагина острова. Терраса западного фасада плавно спускается к Масляному лугу, лишённому регулярной планировки и оттого похожему на обычную большую поляну с растущими по краям деревьями; с лестницы и ротонды восточного фасада открывается замечательный вид на Неву, в XIX в. очень оживленную и судоходную. Тёплыми летними вечерами двери ротонды распахивались, и свежий невский ветер врывался в покои дворца. А близлежащие ландшафты, отражались в широких окнах из зеркального стекла, представляя «ряд превосходных картин».


В. Барт. Елагинский дворец. 1780-е гг

Выдающимся мастером К. Росси проявил себя и в создании интерьеров. Почти каждый предмет внутренних покоев вплоть до мелочей изготавливался по его эскизам на одной из российских фабрик: Императорском фарфоровом заводе, гранильной и шпалерной фабриках, чугунно-литейном заводе… «Импортозамещение», как видим, в то время осуществлялось не на словах, а на деле, что позволяло экономить не только средства, но и время.

Общество поощрения художников отнесло Елагинский дворец к 14 самым известным зданиям Петербурга. Заслуга в этом не только К. России, ему помогали великие мастера своего дела – скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, Б. Медичи и А. Виги, мраморщики Ф. Трискорни и С. Модерни, паркетчик И. Тарасов, мебельщик Ф. Гроссе и многие другие, включая архитекторских помощников. Мы бы назвали это работой слаженной команды, но в России начала XIX в. иначе и быть не могло.

Оглавление книги


Генерация: 0.356. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз