Книга: Московские праздные дни: Метафизический путеводитель по столице и ее календарю

Будняя скрута

Будняя скрута

Народный календарь

От Крещения до Сретения во втором, «нижнем», календаре творится следующее.

20 января — Иван-бражник

Народ еще не вполне остыл от новогодних праздников. Если накануне, на Крещение, выбирали невесту, сегодня ее пропивали. Пили больше, чтобы невеста в замужестве плакала меньше.

21 января — Омельян, Божьим светом осиян

Это о Емилиане-исповеднике (IX век).

В этот день пропивали надежду парни, не нашедшие невест на Крещение.

22 января — Будняя скрута

Праздники, наконец, уходят. Пришла пора – забот гора. Осиновые колья на Красной горке, что были заколочены в Святки, вырваны; через освободившийся пролом потекло обыкновенное время. Готовятся к сговоренным свадьбам. Бани, очищение от Святок.

28 января — Павел дня прибавил

Это о Павле Фивейском, который с вороном и львами. Павел взмок – дня приволок. Все о деле. Деловой сезон.

29 января — Петр-полукорм

Синхронный с праздником вериг (см. выше). Если осталось зимних запасов меньше половины, скотине сокращали рацион.

30 января — Антон-перезимник

Антоний Великий; календари народный и церковный идут один поверх другого, независимо друг от друга. Этот, нижний, — Антон – гвозди вон! – таковы в этот день случаются морозы. Осмотр дома и хозяйственного строительства. Подлатать, восстановить побитое морозом.

31 января — Афанасий-ломонос

В честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Афанасьевские морозы. В полдень солнце — к ранней весне. Знахари выгоняют ведьм из домов. В этот день у них сходка на Лысой горе.

1 февраля — Макарий-обувник (Макарий Великий)

В этот день торговцы обувью (элита рынка), обыкновенно рекламирующие товар степенно и с достоинством, пускались в зазывания с завыванием. Продавали все подряд, с криком и напором.

Макарий – покровитель обувного дела. В свою очередь, покупатели полагали, что обувь, проданная в этот день, прослужит особенно долго. Макар (валенком) раздувает самовар. Почему-то валенком, а не сапогом. Может, этот валенок уже согнут, сломан и потому подвижен? Или тут сказывается особое внимание к валенку как защитнику от февральского, у земли обитающего холода.

Первого зашедшего в гости мужчину сажали на овечью шубу, ради большего приплода ягнят.

2 февраля — Ефим (Евфимий).

На Ефима гадали о масленой неделе. Помело метлой на маслену.

Надоели будни, хотим опять праздновать.

*

Странное дело, в заметках о светских праздниках и датах этого сезона оказалось только две записи, причем явно случайные; видимо, настроение наблюдателя в «буднюю» зиму было соответствующее.

23 января 1797 года — день рождения цилиндра. Расцвет дендизма. Так сказалось увлечение античной классикой? Археология была главным увлечением эпохи. Водрузили на голову колонну. Человек стал столп. Денди — одиночка. По-крайней мере, таким его делает цилиндр.

28 января 1820 года. Открытие Антарктиды Белингсгаузеном и Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный».

Остается Татьянин день; этот праздник в Москве всегда был заметен.

Житие: «Во время пыток из ран Татьяны текло молоко, в воздухе разливалось благоухание».

Кисть руки св. Татьяны хранится в храме ее имени в подмосковном Иерусалимском монастыре.

«Свет Христов просвещает всех» – надпись над входом в университетский храм. В нем отпевали Гоголя и Соловьева.

Оглавление книги


Генерация: 0.057. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз