Книга: Улицы и площади Харькова

2. ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА

2. ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА

В этом разделе рассказывается об истории западной части Харькова, расположенной за рекой Лопань, на территории нынешних Ленинского и Октябрьского районов города.

В последней четверти XVII века вокруг Харьковской крепости возникли так называемые подгородные слободы, где селились преимущественно ремесленники. Первой появилась Залопанская слобода, находившаяся ка правом берегу Лопани. Одновременно с ней в северо-западной части, под Лысой Горой, образовались небольшие слободки Ивановка и Панасовка.

В XVIII —начале XIX века шел процесс застройки Залопанской, Ивановской и Панасовской слобод. В 30-х годах прошлого столетия на пустыре за рекой Лопань, между Залопанской и Панасовской слободами, возник центральный городской рынок, вокруг которого образовались жилые кварталы. В 40-х годах начал заселяться восточный склон Холодной Горы.

После открытия движения на Курско-Харьково-Азовской железной дороге (1869 год) быстро застроился район Привокзальной площади и прилегающая к железной дороге территория Холодной и Лысой Гор, Ивановки и Панасовки. Здесь появились предприятия, обслуживающие железную дорогу. В конце XIX века возникла Новоселовка.

В советское время на территории западной части города построены новые промышленные предприятия, жилые дома. Район Холодной Горы на запад от Холодногорского рынка полностью застроился и слился с районом Залютино. Строительство в этой части города продолжается.

Далеко на запад застроился и район Лысой Горы. Здесь возник новый благоустроенный поселок железнодорожников Красный Октябрь. Когда-то разбросанные жилые районы Панасовки, Ивановки, Залютино, Новоселовки и другие слились в единый массив.

            2.1 КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ УЛИЦА

Эта улица возникла одной из первых в западном районе города. По ней проезжали все, кто направлялся в Харьков с Холодной Горы. Называлась она в то время Рождественской — на ней находилась Рождественская церковь.

Левая сторона улицы, застроенная маленькими домиками, утопала в вишневых садах. Здесь между отдельными усадьбами тянулись переулки к реке, через которую были проложены мостки, за проход по ним строители-арендаторы брали плату. Такой порядок существовал до 1872 года, когда мостки перешли в собственность города. Правая сторона Рождественской была застроена редко.

Возле нынешней Ярославской улица обрывалась, и дальше простиралась сенокосная левада, а за ней находилась Гончаровская слобода. В начале XIX века Рождественская улица слилась с Гончаровской слободой.

В 30-х годах XIX века на улице появилось несколько небольших промышленных предприятий, таких, как кожевенный, водочный заводы и другие. При водочном заводе находилась контора винного откупа, в связи с чем улица получила название Конторской, а Рождественской улицей стал называться бывший Рождественский переулок (ныне улица Энгельса).

В 40-х годах на углу Конторской и Рождественской существовал так называемый пансион «Немца»— учебное заведение, известное всему городу жесточайшей палочной дисциплиной.

В 50 — 70-х годах на улице открылся еще ряд предприятий. Наиболее значительными были построенный в 1870 году чугунолитейный завод, позже перешедший к Шиманскому, и кондитерская фабрика Кромского (1873 год). В 1902 году была открыта почтово-телеграфная контора.

Рабочие чугунолитейного завода принимали активное участие в событиях первой русской революции. На протяжении 1905 года они бастовали пять раз. Боевая дружина завода принимала участие в защите баррикад на Университетской горке и в декабрьском вооруженном выступлении пролетариата Харькова.

В 1917 году на заводе находились районный комитет партии и штаб Красной гвардии Холодногорского района. Заводской отряд Красной гвардии, насчитывал более 150 человек.

В ознаменование пятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в 1922 году завод стал Называться «Красный Октябрь», в связи с чем Конторскую улицу вскоре переименовали в Краснооктябрьскую. В 1933 году после реконструкции завод превратился в одно из крупнейших предприятий по изготовлению машин и оборудования для кирпичных заводов.

После победы Великого Октября была переоборудована и оснащена новыми машинами бывшая кондитерская фабрика, которая стала называться 2-й Государственной кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской, Надежда Константиновна посетила фабрику 30 сентября 1925 года.

С развитием промышленных предприятий росла и улица. В начале 1937 года на Краснооктябрьской началось строительство междугородной телефонной станции по проекту архитектора Л. Г. Любарского.

В годы Великой Отечественной войны улица сильно пострадала. Почти полностью был разрушен завод «Красный Октябрь». Отступая под натиском советских войск, фашисты в августе 1943 года заложили в оставшиеся корпуса завода более трех тонн взрывчатки Только благодаря решительному штурму города войсками Степного фронта здания удалось спасти. 23 августа 1943 года взвод саперов под командованием В. Г. Веслова полностью разминировал завод.

Героическим трудом рабочих предприятие было быстро восстановлено. Уже в 1950 году выпуск продукция увеличился втрое по сравнению с довоенным. Завод начал изготовление новых усовершенствованных машин по производству строительных материалов, а также приборов автоматики для различных отраслей народного хозяйства. Особенно увеличился выпуск и улучшилось качество продукции в девятой и десятой пятилетках В содружестве с учеными коллектив завода создал ряд новых мощных машин, в том числе ленточновакуумный пресс агрегатного типа, установленный на ленинградском комбинате «Победа».

Марку завода «Красный Октябрь» — единственного в СССР предприятия по выпуску вакуумных прессов знают не только в нашей стране, но и в Болгарии, Польше, Венгрии, на Кубе. От кустарных макаронных и маслобойных машин до мощных прессов для строительной промышленности — таков путь предприятия.

В. начале 1976 года в производственном управлении «Харьковводопровод», расположенном на улице, вступила в строй первая очередь автоматизированной системы управления водоснабжением города, для которой построено новое здание. Она связана с насосной станцией, oбслуживающей Орджоникидзевский и Фрунзенский paйоны города. В десятой пятилетке вся система водоснабжения города перейдет на автоматику.

На Краснооктябрьской улице разместился еще ряд предприятий и учреждений, созданных в годы Советской власти. Здесь находятся профессионально-техническое училище № 17 и факультет культурно-просветительной работы Харьковского института культуры.

             2.2 УЛИЦА МАРШАЛА КОНЕВА

В августе 1973 года улица названа именем советского военного деятеля, Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза И. С. Конева, командующего Степным фронтом, войска которого освободили Харьков от немецко-фашистских захватчиков. Тогда же на здании, расположенном на углу улиц Свердлова и Маршала Конева, была открыта мемориальная доска.

Жилой район, по которому проходит улица, возник во второй половине XVII века и являлся подгородной слободой, называвшейся Гончаровкой или Довгалевкой. Здесь селились ремесленники, занимавшиеся гончарным производством.

В XVIII веке на Гончаровской леваде, которая отделяла город от слободы (сейчас здесь проходит улица Маршала Конева), каждый год проходили народные гуляния. Быт и жизнь жителей этого района ярко описаны в известном произведении Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Сватання на Гончарiвцi».

К началу XIX века Гнчаровка значительно разрослась. Как свидетельствует план города 1817 года, слобода в начале XIX века слилась с Рождественской (ныне Краснооктябрьской) улицей. Тогда же на месте бывшей Гончаровской левады, отделявшей слободу от города, образовалась Средне-Гончаровская улица, которую во второй половине XIX века переименовали в Гончаровский бульвар.

В конце XIX века здесь была открыта большая типолитография (ныне типография № 2).

В годы Советской власти проведены работы по благоустройству бульвара, В 1937 году, к 20-й годовщине Великого Октября, на реке Лопань, напротив бульвара, была построена Гончаровская плотина для подпора воды на харьковских реках.

В послевоенный период рядом с заводом «Красный Октябрь» построен тракторосборочный завод — ныне завод тракторных самоходных шасси. В 1950 году предприятие изготовило первую машину — ХТЗ-7, а 5 марта 1965 года из ворот завода вышел юбилейный 100-тысячный трактор.

Коллектив завода создал и запустил в серийное производство несколько новых машин, В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе заводу был присужден Почетный диплом за самоходное шасси ДВШС-16 с двигателем воздушного охлаждения. В 1967 году завод начал выпускать машины новой модификации Т-16М, рассчитанные на длительную работу без капитального ремонта. Эта машина, 100-тысячный экземпляр которой сошел с конвейера завода 21 июня 1973 года, получила признание не только в нашей стране, но и во многих странах мира. В девятой пятилетке проведена реконструкция ряда участков завода, что дало возможность увеличить выпуск машин.

На улице Маршала Конева расположен Украинский научно-исследовательский и конструкторский институт химического машиностроения—один из старейших институтов города. Он основан в 1930 году. Укрниихиммаш — институт комплексный, включающий исследовательские и конструкторские подразделения, опытное производство и различные научно-вспомогательные службы. Коллектив института создал и внедрил в производство десятки новых машин и аппаратов, что позволило не только отказаться от импорта этой техники, но и поставлять ее за границу. Так, например, центрифуги, конструкция которых разработана в институте, вдвое эффективнее лучших аналогичных изделий иностранных фирм. В 1971 — 1975 годах было разработано и подготовлено 129 новых образцов машин и аппаратов, из которых 115 прошли промышленные испытания, 69 из них были запущены в серийное производство. Эффект, полученный от внедрения разработок, составил за девятую пятилетку свыше 65 миллионов рублей.

В южной части улицы, расположенной за рекой Лопань, находится 59-я средняя школа, в которой создан музей Червоного казачества. Здесь же построено новое здание Октябрьского райкома Компартии Украины В этом районе на улицу Маршала Конева выходит Краснодонская улица, на которой находится Харьковская копировальная фабрика «Госкино». Фабрика ежемесячно выпускает на экраны страны десятки копий художественных, учебных и детских фильмов.

В 1963—1964 годах улица Маршала Конева подверглась значительной реконструкции. По новому мосту, построенному рядом с плотиной, она перешла на южный берег реки Лопань и соединилась с улицей Октябрьской Революции. Проложенная тут трамвайная линия значительно улучшила транспортное сообщение в этом районе.

            2.3 УЛИЦА СВЕРДЛОВА

Одна из центральных улиц Харькова названа именем выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства Я. М. Свердлова в марте 1919 года.

Улица возникла в последней четверти XVII века как Дорога на Полтаву, и поэтому долгое время называлась Полтавской. Она была настолько болотистой, что для проезда от крепости к подножию Холодной Горы приходилось замащивать дорогу хворостом. Там, где сейчас находится круглый сквер (между улицами Энгельса и Ярославской), улица прерывалась небольшим озером, через которое были сделаны гать и мостик. Во второй половине XVIII века по улице проходила дорога не только на Полтаву, но и в Новороссийский край, а позже на Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Соответственно этому менялось название улицы.. Наряду с Полтавской ее называли Новороссийской, пока, наконец, за ней не закрепилось название Екатеринославской. В конце XVIII века это была улица купцов и чиновников. Живших здесь ранее крестьян переселили в слободы.

В 1804 году в конце Екатеринославской, при въезде в город, установили заставу. Таких застав насчитывалось 10. Их организовали в связи с тем, что винная торговля в городе была на откупе, а в близлежащих селах вино было значительно дешевле. На заставах прохожих обыскивали откупные кордонщики. В 1807 году на заставах установили еще и рогатки, которые поднимали лишь после обыска проезжавших.

В начале XIX века на Екатеринославской улице, в доме матери, находившемся напротив нынешнего кинотеатра «Спорт», жил известный украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко. В то время улица была за строена в основном домами под соломой. Каменных и деревянных зданий было очень мало. Как и раньше улицу пересекало озеро с деревянным мостиком, но теперь его окружали дома, и здесь образовалась небольшая круглая площадь. Начиная с 1837 года в соответствии с «Положением об упорядочении губернского города Харькова», запрещавшим строительство деревянных зданий на центральных улицах города, на Екатеринославской начали возводить каменные дома.

С конца 30-х годов прошлого столетия улица начала расти на запад. Сюда, на Холодную Гору, не входившую в черту города, переселилось из центра немало бедняков не имевших возможности поддерживать свои дома в таком состоянии, которого требовало «Положение».

Холодная Гора открыта ветрам значительно больше, чем местность, расположенная внизу. Отсюда и ее название. Однако в народе живет легенда, будто на этой горе жил когда-то переселенец с Правобережной Украины по прозвищу Холод. Однажды Холода взяли в плен татары дом его разрушили, и в народной памяти осталось только его имя, давшее название этой местности. Холодную Гору раньше покрывал густой лес, и в жаркие дни можно было пройти тенистыми тропками до самого Куряжа.

На Холодной Горе, недалеко от кладбища, в доме известного переводчика произведений В. Шекспира И. Кронеберга с 9 по 16 июня 1846 года жил русский критик В. Г. Белинский. Здесь он встречался с членами харьковского литературного кружка.

В середине прошлого столетия Екатеринославская улица застроилась до нынешней улицы Володарского. Дальше, за Холодной Горой, на полпути между Харьковом и Куряжем, находилось большое каменное здание трактира, называемого в городе «Залютино». По названию трактира получила, вероятно, название и прилегающая местность.

В середине XIX века левая сторона Екатеринославской улицы от нынешней улицы Маршала Конева до Холодной Горы была уже застроена небольшими домиками, в которых жили ремесленники и отставные солдаты, правая представляла собой сплошной пустырь со многими болотами. Город купцов и помещиков начинался за Дмитриевской церковью и тянулся к реке Лопань. Здесь жили чиновники губернского правления, в том числе и сам губернатор. Вот почему Екатеринославскую уже в 50-х го-дах XIX века замостили от Лопанского моста до нынешней улицы Малиновского. При строительстве мостовой улицу выровняли, а озеро засыпали, и на его месте разбили скверы (они существуют и сейчас). Приблизительно в то же время был упорядочен подъем на Холодную Гору. Благоустроенная часть улицы в снежные зимы служила местом санного катания.

В 1874 году в начале Екатеринославской улицы, на месте нынешней гостиницы «Спартак», построили оперный, или, как его тогда называли, «лирический» театр. Это большое деревянное сооружение с чугунными лестницами, рассчитанное на 935 человек, возвели на средства военного врача Пащенко, увлекавшегося оперным искусством. Первый спектакль в новом оперном театре состоялся 26 декабря 1874 года. В театре работала русская оперная труппа под руководством Бергера, в составе которой были известные артисты Милорадович и Вилюнская. Славился в те времена оркестр харьковской оперы, состоявший из бывших крепостных музыкантов. Дирижером театра был известный русский композитор К. П. Вильбоа. Спустя год после открытия театра, в связи со смертью Бергера, антрепризу взял на себя Пащенко. В первые четыре сезона театр поставил оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Аскольдова могила» А. Н, Верстовского, «Галька» С. Монюшко, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур», «Травиата», «Риголетто» Д. Верди и другие.

В 1885 году Харьковский оперный театр посетил великий русский композитор П. И.Чайковский. Еще в 1884 году он писал брату: «В Харькове между двумя поездами я успел съездить в город. Проходя мимо театра, увидел: объявлено на этот вечер «Евгения Онегина». Очень мне хотелось остаться, тем более, что Харьков вообще мне симпатичен...». А через полтора года, в октябре 1885 года, композитор снова посетил Харьков и побывал в театре: «Приехал еще вчера,— писал он,— и вечером, взяв литерную ложу, сидел и слушал концерт, данный известной певицей Моттэ. Как было весело слушать несколько своих произведений...».

В 1886 году в связи с отсутствием средств опера прекратила свое существование, а в 1891 году деревянное здание оперы сломали.

В 1883 году на Екатеринославской (в доме № 30) открылось музыкальное училище, преобразованное из музыкальных классов, созданных в октябре 1871 года. В здании училища находилось правление Харьковского музыкального общества. Во время пребывания в Xapькове 15 марта 1893 года училище посетил П. И. Чайковский. В училище долгое время хранился рояль, на котором играл великий пианист А. Г. Рубинштейн.

С начала 70-х годов XIX века, когда в жизни Xapькова все большее значение начала приобретать железная дорога, Екатеринославская стала одной из главных торговых улиц города. Здесь появилось большое количество торговых учреждений, гостиницы, рестораны, мастерские.

В 1880 году на. возвышенной части улицы был сооружен главный запасной резервуар харьковского водопровода. Вода в него накачивалась из Карповского источника.

Первая в Харькове конная железная дорога, проложенная в 1882 году, шла по центру города от Привокзальной, площади по Екатеринославской до здания биржи (то есть до угла площадей Советской Украины и Розы Люксембург), позже — до Конной площади (ныне площадь Восстания). Конку построили французские предприниматели, а спустя несколько лет, в 1886 году, продали ее бельгийскому акционерному обществу. По соглашению с городской думой общество сохраняло монопольные права на городской транспорт на протяжении 42 лет. Поэтому, когда в начале XX века в Харькове открылось трамвайное сообщение, линию трамвая проложили на окраинах города.

История улицы Свердлова богата событиями.

В 1882—1883 годах в Харькове на Дмитриевской улице, пересекающей Екатеринославскую, жила по подложному паспорту известная революционерка, одна из руководителей «Народной воли» Вера Фигнер. Она приехала в Харьков для восстановления ослабленной арестами народнической организации. 10 февраля 1883 года В. Фигнер была арестована на Екатеринославской улице.

В бурные дни революции 1905 года на Екатеринославской произошло вооруженное столкновение рабочих с казаками. Вечером 10 октября, возвращаясь после митинга на Ващенковской леваде, колонна рабочих возле круглого сквера была обстреляна преградившим ей дорогу казачьим отрядом. Боевая дружина рабочих вступила в перестрелку с казаками, вынудив их отступить к Лопанскому мосту. Ее поддержали рабочие, захватившие оружие в оружейном магазине (ныне здесь кинотеатр имени Дзержинского). Нападение казаков было отбито.

В 1917 году на Екатеринославской, 8, работало Центральное бюро профессиональных союзов Харькова. В доме № 13 в 1919 году находился Харьковский штаб частей особого назначения (ЧОН), созданных для борьбы с бандитизмом.

После победы Великого Октября улицу благоустроила. Место конки занял трамвай. Улицу заасфальтировали и в районе Холодной Горы застроили новыми административными и жилыми зданиями.

В годы Великой Отечественной войны по улице с боями отступали, покидая город, последние части Красной Армии. Здесь дрались с врагом народные ополченцы. Бои на западной окраине города начались с утра 20 октября 1941 года и продолжались несколько суток. Противник бросил в наступление три полностью укомплектованные пехотные дивизии, усиленные артиллерией и 120 танками. С воздуха вражеские войска поддерживали 150 самолетов. Главный удар фашистов приняли на себя части 216-й стрелковой дивизии, 57-й бригады войск НКВД и Харьковский полк народного ополчения. Утром 23 октября фашисты открыли артиллерийский огонь по Холодной Горе, особенно по улице Свердлова, продолжавшийся более двух часов. В 9 часов утра гитлеровцы силами двух дивизий начали атаку, но встретили упорное сопротивление. Огонь из всех видов оружия заставил фашистов остановиться. Наводчик 45-миллиметровой противотанковой пушки красноармеец Сухин, находясь на окраине улицы Свердлова, подпустил вражеские танки на близкое расстояние, а затем открыл огонь. Один за другим запылали два танка, остальные повернули обратно. В это же время сержант Шилов пулеметным огнем отрезал пехоту и заставил ее залечь. Наступление захлебнулось.

Подтянув дополнительные силы, фашисты в 15 часов вновь перешли в наступление. На этот раз им удалось прорвать оборону, и на Холодной Горе завязались ожесточенные уличные бои, продолжавшиеся и ночью. Советские воины, умело используя местность, постройки улиц, устраивали засады на танки, прорывавшиеся вперед, и поджигали их бутылками с горючей смесью.

Ночью, произведя перегруппировку, наши войска заняли новую оборонительную линию по восточному берегу Лопани.

С улицей Свердлова связано проведение важной военной операции в октябре 1941 года. Когда фашисты приблизились к Харькову, особое подразделение минеров, которым командовал начальник одного из отделов Главного военно-инженерного управления Красной Армии полковник И. Старинов, начало секретную операцию по установке радиоуправляемых мин на Холодногорском и Усовском путепроводах. Для маскировки минеры днем оборудовали дзоты, а ночью в патронных ящиках, мешках и бутылках завозили и укладывали глубоко под землю взрывчатые вещества.

14 ноября 1941 года, спустя почти месяц после оккупации города, по сигналу с Воронежской радиостанции радиоминами были взорваны огромные заряды под Холодногорским мостом — так называемым Свердловским путепроводом. Мост упал на железнодорожную линию и надолго парализовал движение на дороге.

На Холодной Горе, в 9-й больнице, группа медицинских работников, в которую входили врачи П. С. Делевский В. Ф. Никитинская, В. Ф. Центилович, М. А. Мещанинова, В. И. Воротинцев, заведующая аптекой А. М. Зизина, заведующая лабораторией Е. А. Мещанинова, медсестры Н. Я. Семеренко-Орлова, Л. В, Бонда и другие, спасали раненых бойцов и командиров Красной Армии, а позже—пленных воинов из концентрационного лагеря.

Группа Мещанинова организовала лечение раненых бойцов, снабжала их документами, одеждой, помогала им перейти линию фронта. Более двух тысяч раненых были вылечены медиками 9-й больницы за годы фашистской оккупации Харькова. В Харьковском историческом музее хранятся письма, адресованные отважным патриотам, в которых спасенные ими люди с большой теплотой и сердечностью благодарят коллектив больницы за мужество.

После освобождения города разрушенная оккупантами улица была восстановлена. В 1954 году введен в строй Свердловский путепровод (художественное оформление архитектора А. М. Мацкевича). Широкий железобетонный мост с красивыми литыми чугунными перилами и светильниками украсил улицу, В 1958 году был сооружен Лопанский мост.

Выросли десятки новых жилых домов. Один из них (архитекторы В. Донской и В. Выродов) поднялся на углу улиц Свердлова и Красноармейской. Здесь живут работники завода «Красный Октябрь». На первом этаже расположена библиотека имени И. Франко, насчитывающая свыше 40 тысяч книг.

На улице Свердлова — две библиотеки, пять кинотеатров. В районе Холодной Горы выросло новое здание Дома культуры строителей.

В 1949 году на Свердлова, 18, начал работать Xapьковский областной драматический театр, преобразованный 23 октября 1960 года в Театр юного зрителя.

Улица Свердлова — один из оживленных торговых оайонов города. Здесь расположены десятки магазинов, ателье, кафе, рестораны, гостиницы. В 1972 году на углу улиц Свердлова и Красноармейской сооружен десятиэтажный Дом быта, построенный по проекту архитекторов Э.Лебедева, Б. Клейна, В. Антонова.

С каждым годом улица все больше благоустраивается, улучшаются ее транспортные коммуникации.

В 1964 году от улицы Свердлова по улице Маршала Конева, через реку Лопань и дальше к улице Октябрьской Революции проложена новая трамвайная линия, которая дала возможность частично разгрузить улицу от потоков внутригородского транспорта. Для удобства пешеходов на углу улиц Свердлова и Красноармейской построен тоннель, открытие которого состоялось в 1970 году. В дальнейшем тоннель будет соединен с вестибюлем станции метрополитена.

Значительное строительство развернулось на магистрали в районе Холодной Горы. Здесь в годы девятой пятилетки начались большие работы по реконструкции старых кварталов. В новом жилом районе, расположенном между улицами Свердлова, Нариманова и Воложановской, поднимаются ввысь многоэтажные жилые дома с улучшенной планировкой квартир.

23 августа 1975 года на Холодной Горе вступила в строй действующих станция метрополитена «Улица Свердлова». Станция мелкого заложения, колонного типа. Из подземных переходов пассажиры попадают в вестибюль, а затем по лестницам спускаются в станционный зал. Огромный подземный зал длиной в сто метров поддерживают два ряда колонн, отделанных белоснежным мрамором. Стены посадочных залов облицованы белым уральским мрамором, а цоколь — черным лабрадоритом. Пол станции устлан красным полированным гранитом. Станция метрополитена «Улица Свердлова» рассчитана на обслуживание двадцати тысяч человек в час. Она связала район Холодной Горы с Привокзальной площадью. Коммунальным рынком, центром города, стадионом «Металлист», заводами. В будущем со станции метро «Улица Свердлова» через Залютино поезда пойдут в район Новой Баварии. Магистраль, связывающая центр с западным районом города, в 1958 году украсилась памятником Я. М. Свердлову. Бронзовый бюст первого Председателя ВЦИК работы скульптора Я, И. Рыка установлен на пьедестале из красного гранита. Памятник сооружен на территории овального сквера.


            2.4 ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

Нынешняя Привокзальная площадь долгое время представляла собой болотистую местность, носившую название Архиерейской левады. В начале XIX века восточную часть левады занимала шелковичная плантация,

В конце 60-х годов прошлого столетия, когда через Харьков проложили первую железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал, построили дом для управляющего дорогой и другие жилые и хозяйственные постройки. 22 мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге прибыл первый поезд, а с 6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.

Через несколько лет после открытия дороги недалеко от вокзала выросли здания железнодорожного училища, депо, мастерских.

В конце XIX века Харьков превратился в один из важнейших железнодорожных узлов России. Кроме Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог, была проложена Юго-Восточная (Балашовекая, 1895 год) железная дорога. В связи с усилением железнодорожных перевозок, особенно пассажирских, старое помещение вокзала стало тесным и потребовало перестройки, которая началась в конце 90-х годов. Строительство вокзала по проекту архитектора Загоскина, вернее его реконструкция, завершилось в 1901 году. Новый вокзал стал одним из крупнейших в России.

В 1912—1914 годах напротив вокзала по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева и архитектора И. Ракитина построили одно из крупнейших в дореволюционном Харькове здание Управления Южных железных дорог.

После окончания гражданской войны большое внимание было уделено укреплению железнодорожного транспорта. В 1926 году начались работы по расширению Харьковского узла. Реконструкцию его намечалось произвести за пять лет, но железнодорожники значительно сократили эти сроки. В те годы железнодорожное строительство шло не только в Харькове. Были проложены сотни километров железнодорожных путей и в области, созданы новые железнодорожные предприятия.

Одновременно с развитием Харьковского железнодорожного узла интенсивно застраивалась Привокзальная площадь. В 1926 году в восточной ее части, там, где находился шумный привокзальный рынок, был заложен большой дом для рабочих-железнодорожников, строившийся по проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова. Спустя год строители сдали в эксплуатацию первый основной корпус. В 1927 году на северной стороне площади по проекту архитектора

Г. Мордвинова началось строительство почтамта.

В ноябре 1952 года завершилось строительство нового вокзала Харьков-Пассажирский. Он построен по проекту архитекторов Г. И. Волошина, Б. С. Мезенцева и Е.А. Лымаря. Это один из самых крупных и благоустроенных вокзалов вашей страны. Десять массивных колонн из белого инкерманского камня поддерживают портик, по o6е стороны поднимаются башни. На портике — скульптурные группы, лепные украшения, у входа — литые чугунные детали, полированный красный гранит. Массивны дубовые двери отделаны металлическими украшениями, на белых стенах фасада — кружевная резьба по камню| Высота большого зала 26 метров. Стены его облицованы полированным цветным камнем.

В 1950 году над платформами были сделаны капитальные навесы, представляющие собой легкие сооружения из металла, опирающиеся на чугунные колонны Платформы соединены с вокзалом подземными тоннелями.

6 июля 1957 года вступила в строй часть первой очереди электрифицированной магистрали Москва -Харьков -Донбасс: электричка соединила Харьков с Мерефой. В ноябре 1958 года начала действовать вторая очередь электролинии — Харьков - Лозовая, а в 1959 году третья очередь — Харьков — Белгород.

В I960 году завершена электрификация участка Белгород — Курск, и осуществлена электрификация пригородного сообщения на участке Харьков — Люботин и Харьков — Лосеве. Через Харьков пошли электропоезда из Москвы на Кавказ и в Крым. Спустя некоторое время была введена в строй новая электрифицированная линия Харьков — Донбасс через Змиев и Изюм.

В десятой пятилетке начнется реконструкция Южного вокзала по разработкам, созданным проектным институтом Харгипротранс. В результате реконструкции здание вокзала будет продолжено до Свердловского путепровода, что даст возможность принять растущий поток пассажиров.

Одновременно с развитием дороги меняется облик Привокзальной площади. В настоящее время она состоит из двух частей — северной и южной, разделенных монументальным зданием Управления Южной железной дороги. В южной части площади, примыкающей к улице Свердлова, находится трамвайное кольцо, в северной— станция метрополитена «Южный вокзал».

Станция «Южный вокзал» глубокого заложения. Ее строительство началось в июле 1968 года. В очень сложных условиях, используя метод замораживания грунта, харьковские метростроевцы возвели огромный подземный дворец. Вход на станцию начинается с просторного подземного перехода, выходы из которого расположены у здания Управления Южной железной дороги и Почтамта. Двумя тоннелями переход связан со зданием вокзала. Из перехода пассажиры попадают в вестибюль станции, стены и колонны которого облицованы мрамором, а пол гранитными плитами. Четыре ленты эскалатора (пропускная способность каждой восемь тысяч пассажиров в час) соединяют вестибюль с распределительным залом станции, откуда через шесть пар проходов с левой и правой стороны пассажиры попадают на посадочные платформы. Пилоны станции и стены посадочных залов облицованы мрамором газган. Со временем на станции «Южный вокзал» появится еще один эскалаторный ход и подземный вестибюль в районе улицы Красноармейской.


            2.5 УЛИЦА ВОЛОДАРСКОГО

Названа именем активного участника Октябрьской революции большевика Володарского, убитого правыми эсерами в 1918 году.

Улица возникла в конце XVIII века как дорога на Екатеринослав. В 1836 году здесь началось строительство духовной семинарии. С июля 1855 года по сентябрь 1856 года в здании семинарии располагался госпиталь для участников Крымской войны.

В связи с основанием семинарии Екатеринославскую дорогу в 70-х годах XIX века переименовали в Семинарскую улицу, а в начале XX века она стала называться Холодногорской.

С бывшей Семинарской улицей связано имя украинского поэта и публициста, революционера-демократа П. А. Грабовского. Он поступил в Харьковскую семинарию в 1879 году. Грабовский принимал активное участие в харьковской группе организации «Черный передел», распространял запрещенную литературу, переписывался с политическими заключенными. Деятельность Грабовского вызвала подозрение у семинарского начальства. В 1882 году его арестовали и выслали из Харькова. В 1956 году на здании, где учился П. А. Грабовский, установлена мемориальная доска.

На Семинарской улице находился большой сад принадлежавший харьковскому купцу Карпову. В 1867 году сад был продан городу и со временем стал местом отдыха. Город купил также два источника, имевших большое значение для водоснабжения. Так, из одного источника ежедневно выбиралось около 40 тысяч ведер воды, в то время, как суточное потребление воды городом равнялось 100 тысячам ведер. В 1878 году, когда началось строительство водопровода, на Карповских источниках, которые были основными поставщиками воды, построили насосную станцию с двумя паровыми машинами.

После Великого Октября бывший Карповекий сад благоустроили и превратили в Парк культуры и отдыха медицинских работников, построили стадион «Буревестник» (ныне это парк и стадион завода «Свет шахтера»).

Большие работы проведены по благоустройству улицы Володарского: в 1929 году проложено шоссе, высажены деревья. В южной части улицы выросли новые жилые дома рабочих завода «Свет шахтера» и других предприятий, общежития рабочей молодежи, средняя школа, аптека и много иных культурных и бытовых учреждений. По улице проходят автобусная и троллейбусная линии.

            2.6 УЛИЦА КАРЛА МАРКСА

До революции улица носила название Благовещенской. Это одна из старейших магистралей города.

В соответствии с планом города 1742 года Благовещенская улица доходила до Дмитриевской, а в конце XVIII века протянулась дальше на запад. Во втором десятилетии XIX века на улице уже находилось четыре каменных строения, в том числе каменный дом с колоннадой на углу Дмитриевской улицы. Это здание соxpанилось до наших дней. До революции дом принадлежал предпринимателям Филоновым, собравшим богатую коллекцию картин. В ней были полотна Т. Г. Шевченко К. П, Брюллова, А. М. Васнецова, И, К. Айвазовского и других известных мастеров, Здесь хранилась картина художника Н. Н. Ге "Пушкин в селе Михайловском" долгое время считавшаяся утерянной. Сейчас коллекция экспонируется в Харьковском художественном музее.

За домом Филонова находилась большая усадьба с каменным домом и английским садом, которую в 1812 году купили для института благородных девиц. Одним из основателей института был известный украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко, работавший здесь в первые годы существования института. В 1839 году. институт благородных девиц перешел в новое помещение на Сумской улице, а старое здание отдали под казармы гарнизона внутренней службы. После перехода института на Сумскую Благовещенскую улицу стали называть Староинститутской.

В связи с тем, что на Благовещенской жили преимущественно дворяне, ее благоустроили раньше других В документах середины XIX века говорится, что улица замощена и освещена. В то время Благовещенскую освещало 35 масляных фонарей, тогда как на прилегающих улицах их было по шесть. В ночное время город тонул в непроглядной тьме. В 1869 году на бывшей усадьбе института благородных девиц открыли Александровскую городскую больницу (ныне 1-я ордена «Знак Почета» городская клиническая больница ).

С началом железнодорожного сообщения в 70-х годах прошлого столетия улица была полностью застроена и соединила Привокзальную площадь с центром города. По вечерам на ней царило оживление.

В 1911 году на углу Благовещенской и Дмитриевской было построено здание цирка по проекту архитектора Б. Корниенко. Театральный предприниматель Г. М. Муссури и в 1913 году переоборудовал помещение цирка в театр, названный его именем. Напротив театра «Муссури» (ныне театр музыкальной комедии) находился эстрадный театр «Буфф» (ныне здесь музыкальная школа).

В апреле 1917 года в помещении бывшего театра «Буфф» открыли рабочий клуб «Знание».

Свидетелем многих исторических событий был бывший театр «Муссури». На протяжении 15 лет (с 1919 по.1934 год) здесь проходили партийные съезды, конференции, заседания всеукраинских съездов Советов.

В театре часто выступали крупные мастера искусств. 20 и 21 августа 1927 года здесь состоялись симфонические концерты под руководством народного артиста республики А. К. Глазунова. Программа концертов была составлена из произведений композитора.

С 1929 года в бывшем театре «Муссури» начал свои представления первый в республике украинский театр музыкальной комедии.

Улицу Карла Маркса значительно благоустроили. На всем протяжении ее заасфальтировали, озеленили. Появились новые здания, в том числе гостиница «Южная», школа № 13 и другие.

В 1926 году Союзпищевкус принял решение о сооружении на территории бывшего сада «Тиволи» центрального клуба с большим зрительным, спортивным и лекционным залами, комнатой для игр. 2 мая 1930 года клуб, сооруженный по проекту архитектора А. В. Липецкого, был открыт. Торжественное собрание рабочих приняло решение назвать его Домом культуры пищевиков имени Первой пятилетки.

В бывшем клубе «Знание» был открыт клуб юных пионеров города, а с 1935 года —Дом инженерно-технических работников.

После окончания Великой Отечественной войны на месте разрушенного оккупантами Дома инженерно-технических работников построена музыкальная школа-десятилетка. В 1972 году рядом с Домом культуры пищевиков (реконструкция которого осуществлена в 1974 году) поднялось новое здание, в котором разместились Ленинский районный комитет Компартии Украины, исполком Советов депутатов трудящихся и РК ЛКСМУ.

На улице разместились также районная библиотека имени Карла Маркса, большой книжный магазин, Xaрьковский научно-исследовательский институт дерматологии и венерологии и другие учреждения и организации. Выросли новые жилые дома. По улице проходит несколько маршрутов троллейбусов и автобусов.

            2.7 УЛИЦА ЭНГЕЛЬСА

Возникновение улицы относится ко второй половине XVII века. В то время это был узкий переулок, который, пересекая улицы Залопанской подгородной слободы, вел к Рождественской церкви, находившейся на одноименной улице (ныне Краснооктябрьская). В связи с этим переулок получил название Рождественского.

Рождественский переулок в XVII — первой половине XVIII века был расположен восточнее ныне существующей улицы. Туда, где ныне находится улица, переулок был перенесен в 1787 году.

В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века, когда Рождественская улица была переименована в Конторскую, переулок стал называться Рождественской улицей. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, и особенно в начале нынешнего, она застраивалась фундаментальными каменными сооружениями. Это была грузовая магистраль, ведущая на Благовещенский рынок, поэтому в 1911 году ее замостили формованным гранитом.

В довоенный период на улице Энгельса находились .различные организации: районный комитет Компартии Украины, районный исполнительный комитет Советов, депутатов трудящихся и районный комитет комсомола Харьковского района, типография Государственного издательства Украины имени Г. И. Петровского, городские железнодорожные станции Южной, Юго-Восточной и Донецкой железных дорог и другие учреждения.

В 1925 году на углу улицы Энгельса и Лопанского переулка, в здании, где сейчас находится отделение Торгово-промышленной палаты СССР, была открыта Всеукраинская постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ УССР.

Рядом с выставкой находился Всеукраинский сельскохозяйственный музей Наркомзема УССР, экспозиция которого знакомила посетителей с успехами сельского хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны большинство зданий на улице Энгельса было разрушено. В послевоенный период проделана большая работа по восстановлению этой магистрали. Сейчас здесь находится ряд организаций и учреждений: Харьковское отделение Торгово-промышленной палаты СССР, факультет Института механизации и электрификации сельского хозяйства, факультет культурно-просветительной работы Института культуры, гостиница «Красная Москва», почтовотелеграфное отделение.

На углу улиц Энгельса и Карла Маркса расположена на книжная фабрика «Коммунист» — крупное предприятие этого профиля на Украине. Она основана в 1920 году как полиграфическая фабрика, со временем преобразована в книжную фабрику, а после войны — в фабрику картонажно-беловых изделий, изготовлявшую тетради папки, конверты. В 1956 году предприятие было преобразовано в фабрику цветной печати, а в 1964 году, после объединения с расположенной рядом типографией технической книги, получило свое нынешнее название. Сейчас книжная фабрика «Коммунист» выпускает книги с цветными иллюстрациями, плакаты, репродукции и другую печатную продукцию.

Напротив книжной фабрики расположен Харьковский шрифтолитейный завод—украинская "словолитня". Завод обслуживает 800 типографий республики, выполняет заказы на изготовление шрифтов для типографий союзных республик, а также для некоторых зарубежных государств.

На улице Энгельса работает Дом моделей, коллектив которого создает и рекомендует в производство на швейных фабриках города новые современные образцы одежды. Неподалеку от него находятся торговые фирмы «Одежда» и «Обувь», а также швейные фабрики имени Тинякова и «Коммунар».

В 1975 году на углу улиц Энгельса и Чеботарсксой закончилось сооружение Дома связи метрополитена (автор проекта архитектор Ю. И. Мурыгин). В большом многоэтажном здании сконцентрированы все системы связи и управления движением быстроходных поездов, а также всего подземного хозяйства метрополитена Здесь же размещены службы управления Харьковского метро.

            2.8 КОЦАРСКАЯ УЛИЦА

Возникла в конце XVII — начале XVIII века. На ней жили ремесленники, изготовлявшие односторонние с длинным ворсом ковры — коцы, откуда и пошло название улицы. В XVIII веке такие ковры были paспространены на Украине, особенно в Харькове и Полтаве В начале XIX века в Харькове этим промыслом занимались в 50 дворах Коцарской улицы. У каждого ремесленника дома стояли два или три станка, на которых работали преимущественно женщины. Шерсть для ковров ремесленники покупали, а красили ее сами. Ежегодно в городе изготовлялось до 20 тысяч коцов, большую часть их вывозили для продажи на Дон, в северные губернии, а также за границу.

В 30-х годах прошлого столетия на углу Коцарской и Ярословской работал завод восковых свечей,

В. 1883 году часть улицы замостили. В это время начинают строиться каменные здания.

Во второй половине XIX столетия на Коцарской жил украинский поэт Я. И. Щеголев. Здесь он написал сбор-ник поэзии «Ворскла» (1883 год) и «Слобожанщина»(1898 год),

В 1896 году на Коцарской была построена кондитерская фабрика Бормана — одно из значительных предприятий того времени. В 1918 году фабрика была национализирована.

В дни празднования пятой годовщины Октябрьской революции бывшую фабрику Бормана переименовали в фабрику «Октябрь». В годы первых пятилеток ее коренным образом реконструировали, после чего она стала третьей по величине в Советском Союзе.

В 1916 году на улице открылись мастерские по пошиву одежды для армии. После революции здесь была создана еще одна пошивочная мастерская. В 1920 году эти мастерские шили одежду для Первой Конной армии. В конце 1921 года мастерские были объединены в швейную фабрику. К пятилетию Великого Октября фабрике присвоили имя Е. Д. Тинякова — участника борьбы за власть Советов на Украине. В годы довоенных пятилеток фабрику имени Е. Д. Тинякова оснастили новейшим оборудованием, что позволило значительно увеличить выпуск продукции. Если в 1927 году фабрика выпустила продукции на 15 млн. рублей, то в 1940 году — более чем на 50 млн. рублей.

Разрушенные во время фашистской оккупации предприятия, расположенные на Коцарской, были восстановлены, реконструированы и намного увеличили выпуск продукции. Крупнейшим швейным предприятием на Украине, занимающим второе место среди швейных фабрик нашей страны, является сегодня фабрика имени Тинякова. В большом шестиэтажном здании установлено новейшее оборудование, многие процессы механизированы.

Выросла за послевоенный период и кондитерская фабрика «Октябрь», оборудованная новыми мощными машинами-автоматами. Многие производственные процессы на фабрике автоматизированы. Изменился и внешний облик фабрики: здание облицевали керамическими плитками.

Больших успехов добился коллектив фабрики «Октябрь» в годы девятой пятилетки. Значительно расширился ассортимент и повысилось качество кондитерских изделий. Конфеты «Ассорти», «Футбол», «Курочка ряба» и другие получили государственный Знак качества.

Ныне фабрика выпускает около 400 наименований изделий, из них свыше 20 со Знаком качества.

На Коцарской улице находится вечерняя школа рабочей молодежи, большое студенческое общежитие, детские сады и другие учреждения. В последние годы тут построено несколько жилых домов, в том числе для работников фабрики «Октябрь». В 1964 году по улице прошла троллейбусная линия, связавшая центр города с вокзалом.

             2.9 ЧЕБОТАРСКАЯ УЛИЦА

В старое время тут жили ремесленники, изготовлявшие обувь,— чеботари, отсюда и название улицы. Она возникла в конце XVII — начале XVIII века и в 40-х годах XVIII века дошла до Дмитриевской дороги (ныне Дмитриевская улица). Далее на запад лежали незастроенные участки земли, занятые сенокосами и садами. Они были ограждены рвом и валом, проходившим приблизительно по территории современной улицы Малиновского. Проезды через ров были только на Рождественской и Екатеринославской улицах (ныне Краснооктябрьская и Свердлова). После принятия «Положения» 1837 года о перестройке города каменные дома строились по левой стороне улицы, а на правой стороне разрешалось строить деревянные, потому что она не входила в черту города.

В 30—40-х годах прошлого века наряду с Чеботарской улицу называли также и Скрынницкой. Появление второго названия было связано с тем, что на Чеботарской находилась большая мастерская купца Скрынника, в которой из простого валяного сукна темно-серого цвета шились украинские свиты с капюшоном («вiдлогою»). Эти свиты, известные под названием «скрынок», пользовались большим спросом на Украине. Целыми возами отправляли их в Киев, Полтаву, Чернигов, Екатеринослав, Херсон, Одессу.

Во второй половине XIX века на Чеботарской велись планировочные работы, а в 1883 году часть улицы замостили.

В конце XIX — начале XX века на улице селились рабочие расположенных рядом предприятий. В конце 70-х годов прошлого века на Чеботарской, 32, жил выдающийся русский ученый, профессор Харьковского университета, впоследствии академик, основоположник современной физической химии Н. Н. Бекетов.

10 октября 1905 года на углу Чеботарской и Оружейной (ныне Малиновского) улиц произошло вооруженное столкновение боевой дружины харьковских рабочих с казаками, направленными рассеять колонну демоне рантов, возвращавшихся с митинга на Ващенковскс леваде.

После Великого Октября Чеботарскую улицу полностью благоустроили: замостили, заасфальтировали тротуары, озеленили. В 1930 году была проложена трамвайная линия, соединившая вокзал, Коммунальный pынок и Клочковскую улицу.

В 1934 году на Чеботарской построили завод режущих инструментов, преобразованный в 1939 году в завод «Гидропривод». В послевоенный период коллектив предприятия вел успешную работу по созданию новой техники. Завод выполнял заказы для строительства гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Ангаре. Мощные насосы высокого давления, изготовленные заводом, установлены на шагающих экскаваторах, шлюзовых воротах. Уникальная гидроаппаратура используется в станкостроении. «Гидропривод» оснащает своей продукцией новые автоматические линии, поставляет насосы, золотники и другие агрегаты гидросистем для кузнечно-прессового прокатного и металлургического оборудования, на буровые, в том числе и на плавучие установки. Изделия завода, стоящие на уровне мировых стандартов, пользуются большим спросом в нашей стране и за рубежом. На базе завода, который является ведущим в отрасли, работает Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт промышленных гидроприводов и гидроавтоматики — главное учреждение этого профиля. Институт ведет плодотворную работу по внедрению в производство гидропневмоавтоматики и по созданию электрогидравлических приводов глубокого регулирования пневматических систем управления. ВНИИгидропривод внесбольшой вклад в создание единой системы гидравлики и пневматики для стран - членов СЭВ

Кроме завода «Гидропривод», на Чеботарской находится мощный мельзавод.

На улице расположены Дворец физической культуры «Авангард», построенный по проекту архитектора Г.А. Яновицкого и завершенный постройкой после войны по проекту архитекторов В. Г. Висневского и Е.А Святченко. Здесь же расположена школа рабочей молодежи. В 1973 году отметила свой 50-летний юбилей щкола фабрично-заводского обучения фабрики имени Тинякова. За полстолетия здесь обучено 8,5 тысячи швей, которые ныне составляют ядро производственного коллектива фабрики.

            2.10 УЛИЦА КОТЛОВА

Названа именем участника борьбы за власть Советов на Украине, одного из известных деятелей Харьковской большевистской организации — И. Ф. Котлова.

Улица возникла в конце XVI! — начале XVIII века как дорога, связывающая город с Панасовской слободой, и получила название Большой Панасовской, Плановая застройка улицы началась только в XIX веке. Дома здесь покрывали соломой, так как «Положение» 1837 года об упорядочении Харькова Панасовки не коснулось.

Жителям расположенной в низине слободы большой вред приносила так называемая «горная вода». Весной во время таяния снега или во время сильных дождей на Панасовку и прилегающую к ней местность неслись бурные потоки воды с Лысой Горы. На некоторых усадьбах вода стояла целое лето. Наводнения происходили довольно часто. Так, в 1853 году за период с 8 февраля по 7 марта Панасовка шесть раз затоплялась. Вода на улицах поднималась так высоко, что по ним прекращалось движение. С 1853 по 1855 год проводились работы по осушению этой местности, но очень незначительные. Лишь с постройкой железной дороги, когда были проведены дренажные работы, население Панасовки было защищено от «горной воды». Она начала быстро застраиваться, особенно та ее часть, которая прилегала к железнодорожному полотну. В это время улица соединилась с Чеботарской.

Быстрому заселению района способствовало также строительство в 70—80-х годах прошлого столетия нескольких предприятий. Здесь возникли паровозные вагонные мастерские Южных дорог, плиточный и водочный заводы: и другие предприятия.

В 1885 году в связи со строительством железной дороги на месте Кузинской улицы, соединявшей Большую Панасовскую с Лысой Горой, был сооружен большой железный мост. Он получил название Кузинского.

В 1894 году на Панасовской открыли вторую в городе бесплатную народную читальню. Только в первый год существования ее посетило 3937 человек.

В начале XX века улицу замостили, а летом 1909 года по ней открылось трамвайное движение.

В 1887—1889 годах в вагонных мастерских Курске Харьково-Азовской железной дороги работал слесарем один из организаторов первых марксистских кружке в России и на Украине Ю.Д.Мельников. В 1888 году он возглавил центральный революционный кружок. Одной из важных задач кружка было объединение действий семи рабочих кружков, возникших в городе. Работая мастерских, Ю. Д. Мельников руководил и революционным рабочим кружком, созданным из числа рабочих-железнодорожников вагонных мастерских.

Напротив вагонных мастерских раньше начиналась так называемая Ващенковская левада, на которой 1 мая 1900 года во время знаменитой Харьковской маевки состоялся трехтысячный митинг рабочих этого района.

Подготовка к празднованию 1 Мая началась заранее. Еще в начале апреля на крупных заводах и фабриках города было распространено около 600 брошюр о Первомае, а 22 апреля за городом организовано собрание представителей промышленных предприятий, на котором присутствовало около 120 рабочих. Через несколько дней — 26 и 27 апреля на предприятиях было распространено 2000 первомайских прокламаций, призывающих забастовке:

«Итак, товарищи, вперед, за нашу свободу, за права, за лучшую жизнь. Пусть беснуется наше пpaвительство, пусть грозит нам штыками, пусть бросает в тюрьмы, ссылает нас в Сибирь, мы не остановимся перед этим. Мы заявим себя членами той великой рабочей семьи, которая искоренит на свете неправду и воцарит на земле братство, равенство и свободу. Мы не будем работать в этот день, мы посвятим его собраниям и сходкам, нашему общему делу».

В листовке выдвигались требования: свободы союзов, стачек, собраний, слова, печати; неприкосновенности личности и участия в издании законов; установления законом 8-часового рабочего дня для всех рабочих без исключения; отмены всех сверхурочных работ и другие.

1 Мая первыми прекратили работу рабочие вагонных мастерских. Прорвав казачий заслон на Панасовской улице, они вышли к Кузинскому мосту. К ним присоединились рабочие паровозных мастерских, депо, а затем плиточного завода. Более трех тысяч демонстрантов двинулись по Панасовской улице в центр города, но были остановлены войсками. Тогда рабочие собрались на Ващенковской леваде. В брошюре «Майские дни в Харькове» так описывается митинг рабочих: «Здесь полились бодрые звуки пролетарской «Дубинушки», В разных местах над головами присутствующих взвились импровизированные красные знамена, сооруженные из платков, прикрепленных к палкам. Речей не было — ввиду множества тайной и явной полиции, везде рыскавшей. Но воздух то и дело оглашался кликами, повторявшими выставленные в майских прокламациях требования и сопровождавшимися могучими «ура!». Настроение всей массы было радостно-возбужденное», Своеобразный митинг продолжался около часа. За это время власти подтянули дополнительные полицейские и казачьи части, начавшие наступление на леваду. Митинг был разогнан, 137 человек арестовали и заключили в пересыльную тюрьму, У ворот тюрьмы собралась большая группа рабочих, пытавшихся освободить заключенных. Полиция нагайками разогнала людей. Тогда в ответ полетели камни. Окна тюрьмы, выходившие на улицу, были разбиты.

Вечером за Ивановкой, у опушки леса около пивного завода собралось около 300 человек. Было принято решение утром рабочим собраться на предприятиях, но к работе не приступать и требовать освобождения арестованных.

2 мая, уступая требованиям бастующих, заключенных освободили. Они прошли по Панасовской к паровозным мастерским. Освобожденных из тюрьмы рабочих приветствовали сотни харьковчан, собравшихся на улице. Радостной была встреча во дворе паровозных мастерских, где под возгласы: «Да здравствует 1 Мая!», «Да здравствует восьмичасовый рабочий день!» — освобожденных начали качать. Харьковский комитет РСДРП в брошюре «Майские дни в Харькове», изданной «Искрой» с предисловием В. И. Ленина, писал: «Кто был участником этой торжественной овации, тот никогда не забудет ее неизгладимого впечатления. На долю пролетариев редко выпадают такие минуты наслаждения своей победой».

В. И. Ленин, высоко оценивая первомайскую демонстрацию харьковских рабочих, в предисловии к брошюре. «Майские дни в Харькове» писал: «Харьковская маевка показывает, какой крупной политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника и чего недостает нам для того, чтобы это празднование действительно стало великой общерусской демонстрацией сознательного пролетариата. Что придало майским дням в Харькове характер выдающегося события? Массовое участие рабочих в забастовке, громадные тысячные собрания на улицах, развертывающие красные знамена провозглашающие требования, указанные в прокламациях, революционный характер этих требований: 8-часовой рабочий день и политическая свобода». Прошло пять лет со дня первомайской демонстрации 1900 года и Большая Панасовская снова стала свидетелем революционных выступлений. 10 октября 1905 года во время всеобщей политической забастовки рабочие по инициативе большевиков организовали на Ващенковской леваде митинг, на котором присутствовало около 15 тыс рабочих из всех промышленных районов Харькова.

Участник революционных событий 1905 года в Харькове, ветеран революционного движения А. С. Шаповалов вспоминал, что Ващенковская левада казалась красной от огромного количества знамен, поднятых над трибунами, наскоро сооруженными из досок, бочек и другого материала. Ораторы, большинство которых были большевиками, призывали к бойкоту Государственной думы, вооруженному восстанию и свержению царcкого самодержавия. Демонстрация продолжалась до самого вечера. Власти оказались бессильными помешать oрганизованному выступлению рабочих.

В 1912 году, во время выборов в Государственную думу на Ивановке, в квартире большевика Бобовникова состоялось подпольное собрание Харьковской большевистской организации, принявшее решение провести депутатом в IV Государственную думу рабочего-железнодо-оожника М. К. Муранова. Большая работа, проведенная большевиками, дала свои результаты. Депутатом IV Го-сударственной думы по рабочей курии от Харьковской губернии был избран большевик Муранов.

С 1915 года в вагонных мастерских работал большевик И. Ф. Котлов, пользовавшийся большим авторитетом среди рабочих города. Он был одним из организаторов созданного в апреле 1917 года Железнодорожного (Ивановского) районного комитета РСДРП (б). И. Ф. Котлов принимал активное участие в создании Совета депутатов Южных дорог и отрядов Красной гвардии Железнодорожного района.

Летом 1917 года по инициативе известных деятелей Харьковской большевистской организации А. Г. Скорохода и И. Ф. Котлова в помещении столовой, находившейся у Кузинского моста, был организован клуб «Рабочий». Там созывались митинги, собрания рабочих, часто проводились беседы и лекции. Железнодорожный районный комитет РСДРП (б) проводил в клубе заседания райкома и общие собрания членов партии.

В 1917—1918 годах на Ващенковской леваде проходило обучение красногвардейцев Железнодорожного (Ивановского) района, а потом красноармейцев. В то время леваду стали называть Красноармейской.

В годы Советской власти на улице построены новые предприятия, среди которых завод «Электростанок» (ныне Электроаппаратный завод). Здесь же разместились механический, лесопильный и пивоваренный заводы.

Среди новых зданий поднялся Дворец культуры железнодорожников. Закладка Дворца состоялась в дни празднования 10-летия Великого Октября. Дворец строился в 1927—1932 годах по проекту академика архитектура А. И. Дмитриева и был открыт в ноябре 1932 года. Фойе Дворца украшали панно, специально написанные для это го здания Е. Лансере. На части территории бывшей Ващенковской левады оборудовали стадион (теперь стадион «Локомотив»). О том, как закладывалось ядро нынешнего спортивного комплекса, рассказал в своих воспоминаниях один из активных деятелей комсомольской организации Иваново-Лысогорского района П. Ярошенко:

«Весной 1923 года мы решили построить для молодежи спортивную площадку. Дали ей название «Красный железнодорожник». Сотни комсомольцев и рабочей молодежи района приняли участие в субботниках и воскресниках по подготовке спортивного ядра. В большой спортивный праздник превратился день, когда на футбольное поле выбежали местные игроки. Популярность спортивной площадки росла с каждым днем. А когда с помощью руководящих профсоюзных работников железнодорожного узла А. П, Вороны и Г. И. Клапцова вокруг площадок построили кирпичную ограду и трибуну для зрителей, высадили деревья, «Красный железнодорожник» стал центром спортивной жизни всего района».

После войны в районе улицы Котлова возник ряд новых предприятий, в том числе завод агрегатных станков, приступивший к выпуску серийной продукции в I948 году. На заводе существует специальное конструкторское бюро, занимающееся проектированием новых станков. В девятой пятилетке усилиями коллективов специального конструкторского бюро агрегатных станков и завода разработан проект и изготовлен станок с числовым программным управлением. Станки, выпускаемые заводом, знают на сотнях предприятий нашей страны и в некоторых зарубежных странах.

В годы восьмой пятилетки выросли прекрасные современные корпуса нового предприятия — завода технологической оснастки, который изготовляет штампы, прессформы и другую технологическую оснастку.

В 50—60-годах была проведена большая работа по реконструкции старых промышленных предприятий, расположенных на улице.

В 1969 году столетие со дня основания отметил Харьковский вагоноремонтный На вагоноремонтном заводе более десяти лет работает музей истории предприятия.

В 1975 году столетие со дня основания отметил Керамический завод имени 8-й годовщины Октября (бывший кафельный). За годы Советской власти коллективом предприятия изготовлено свыше 25 миллионов квадратных метров цветной керамики, которой устланы полы машинного зала Днепрогэса, Волжского автозавода, некоторых станций Московского метрополитена, Дворца культуры и науки в Варшаве. Завод оснащен новейшим оборудованием. В 1975 году пущена в производство единственная в стране автоматизированная печь для обжига цветной плитки. Значительных успехов добился коллектив старейшего предприятия в годы девятой пятилетки, в несколько раз увеличив выпуск ковровых плиток по сравнению с 1970 годом.

На улице Котлова, напротив вагоноремонтного завода, поднялись новые корпуса электроаппаратного завода. Продукция его идет на многие заводы страны, в том числе на стройки большой химии. На Чирчикском электрохимическом комбинате, комбинате «Апатит», Волжском химическом комбинате, Братском лесопромышленном комплексе, кингисеппском руднике «Фосфорит» и других предприятиях установлены оборудование и новейшая аппаратура электроаппаратного завода,

В 1974 году на территории предприятия в торжественной обстановке был открыт Монумент рабочим завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Кроме промышленных предприятий, на улице разместились две средние школы, музыкальная школа, детская клиническая больница. На стадионе «Локомотив» сооружены Дворец спорта и плавательный бассейн.

Значительную массово-политическую и культурно-просветительную работу проводит Дворец культуры железнодорожников. Здесь большой кинозал, библиотека, читальный зал. Работают драматический и хоровой кружки, хореографическая школа, три оркестра.

В 1969 году во Дворце был открыт Музей истории Южной железной дороги. В многочисленных залах собраны интересные экспонаты, повествующие о строительстве дороги, участии железнодорожников в революционной борьбе и защите социалистического Отечества период гражданской и Великой Отечественной войн. 5 ноября 1958 года, накануне 41-й годовщины Октября, на площади перед Дворцом культуры. жедезнодорожников состоялось торжественное открытие па-мятника И. Ф. Котлову. Бронзовый бюст революционера установлен на постаменте из красного гранита. Автор проекта памятника скульптор Б. П. Корольков.

В начале 1974 года в истории улицы Котлова произошли новые изменения: в нее влились улицы Сахарозаводская и 40-летия Октября. Теперь улица вышла на северную окраину города к Лугопарку. В скором времени район улицы Котлова получит кратчайший выход на площадь Дзержинского. В результате создания новой транспортной артерии значительно улучшится сообщение между Ивановкой, Залютино, Красной Баварией и Дзержинским районом города.

            2.11 КОММУНАЛЬНЫЙ РЫНОК

В начале XIX века площадь нынешнего рынка представляла собой обширный остров, образованный двумя протоками Лопани, расходившимися у нынешнего Бурсацкого моста и вновь соединявшимися в одно русло у резниковского переулка.

В 20-х годах прошлого столетия, в связи с обмелением рукава Лопани, прилегающего к Панасовке, эта территория постепенно превратилась в полуостров. Местность называли Дунинской левадой, по имени хозяина земли. Она состояла из сплошных болот, поросших камышом, и только в самое сухое время года можно было с трудом пробраться к реке, В северной части левады, у Рогатинского.переулка, проходил северный вал, построенный в начале XVIII века.

В 1834 году Дудинекая левада была приобретена городом, а в 1840 году сюда перевели базар, располагавшийся ранее вокруг Благовещенской церкви, в связи с чем и рынок на Дунинской леваде получил название Благовещенского.

В 40 — 50-х годах прошлого столетия неподалеку от Благовещенского базара на льду Лопани ежегодно происходили кулачные бои.

В 60—70-х годах проходила перестройка и перепланировка базара. Рыночная площадь была частично замощена. В то время Благовещенский рынок стал центральной торговой частью города. Здесь проходили Покровская и Крещенская ярмарки.

В конце XIX века базарную площадь замостили булыжником, а в 1909 году по ней проложили трамвайную линию. Летом 1912 года в центре базарной площади началось строительство крытого рынка павильонной системы, закончившееся в 1914 году.

В годы Великой Отечественной войны все строения: рынка были полностью разрушены. В 1952 году здание крытого рынка было восстановлено по проекту архитектора Мирошниченко. В настоящее время Коммунальный рынок — центральный в городе. Здесь регулярно проходят колхозные ярмарки. На территории рынка создана автостанция № 2, которая связывает город со многими городами и селами Харьковщины и соседних областей Рядом с автостанцией в 1966 — 1970 годах выросло многоэтажное здание Дома торговли, где к услугам колхозников, приезжающих на рынок, широкий ассортимент промышленных товаров. В 1972—1973 годах на pынке были реконструированы торговые павильоны.

В 1969 году рядом с рыночной площадью началось строительство станции метрополитена «Центральный рынок». А спустя семь лет — 23 августа 1975 года станция приняла первых пассажиров.

Станция метрополитена «Центральный рынок» мелкого заложения, арочного типа. Огромный зал с односводчатым потолком залит светом десятков светильников. Стены станции облицованы серым уральским мрамором, пол устлан полированными плитами серого и черного гранита. Длина платформы —114 метров. Прибыв на станцию, пассажиры по широким лестницам, отделанным серым мрамором, попадают в кассовый зал, а затем по подземному переходу выходят на территорию Коммунального рынка. Архитектурное решение станции выполнено по проекту архитектора В. А. Сливачука, а конструктивная часть разработана под руководством и с участием конструкторов П. Д. Пашкова и Е, В. Лысенко.


Оглавление книги


Генерация: 1.350. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз