Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина

ДВОРЕЦ ДРУЦКИХ-ЛЮБЕЦКИХ

ДВОРЕЦ ДРУЦКИХ-ЛЮБЕЦКИХ

Гродненский археолог И.Г. Трусов, ссылаясь на труды блестящего Романа Афтонази, в районной книге «Памяць» (2001) сообщает, что дворецв Щучине стоит на месте бывшей помещичьей (панской) усадьбы. С 1742 г. Сципионы развернули в местечкеграндиозное строительство. Кроме усадебного дома, они возвели госпиталь, приют, коллегиум пиаров, ряд административных и хозяйственных зданий. Что касается усадебного дома Сципионов, то он был сориентирован главным фасадом на запад, и к нему со стороны дороги вела подъездная аллея.

Известно, что в 1893 г. князь Владислав Друцкий-Любецкий и его жена Мария (из рода Замойских) проживали в своем особняке в Вильне. По-видимому, именно в это время князь Владислав и познакомился с виленским архитектором Т. Растворовским и заказал ему проект нового дворца в Щучине.

Т. Растворовский (1862–1928) учился в 1876 г. в императорской Академии изобразительного искусства в Санкт-Петербурге по специальности архитектура и живопись. Вот некоторые из его позднейших воплощенных проектов: здание управления полесской железной дороги в Вильне на Погулянке, гостиница по улице Мицкевича в Вильне, приходской костел в Литве, усадьба (резиденция) в Раклишках, реставрация часовни в Большом Можейкове, усадьба в Лынтупах (знаменитый дом в мавританском стиле и прекрасный, насыщенный эклектичными строениями парк)[4], переделка проекта дворца архитектора Маркони для имения Желудок.

Решение о строительстве резиденции в Щучине по проекту Т. Растворовского было принято в 1892-95 гг. Специально для доставки строительного материала для этой цели от станции Рожанка была проложена узкоколейная дорога к месту закладки усадьбы.

В 1900 г. строительство нового дворца в Щучине было, в основном, завершено. Началась работа по благоустройству интерьеров.

Строительство и оснащение дворца было продолжено после 1921 г., когда уволился с военной службы последний владелец Щучина князь Ян. Время было трудное (война, революция, еще одна война), поэтому окончательная доделка дворца затянулась.

Двухэтажная каменная резиденция была построена в виде широкого прямоугольника на высоком каменном фундаменте. Главный фасад оснащает портик с двумя колоннами ионического ордера. На нижнем этаже этой стены широкие входные двери и широкие, почти квадратные окна, На верхнем этаже — более узкие окна. Колонны поддерживают балку, украшенную лепкой и завершенную в центре гербовым щитом.


Внутренняя планировка резиденции имела нерегулярный характер. Жилые помещения группировались вдоль главного фасада и двух боковых фасадов. Со стороны же паркового фасада размещались парадные помещения. Центральную часть здания занимал большой холл, стены которого были обшиты дубом. Это помещение обогревали две огромные печи и один камин. С левой стороны от холла была устроена лестница на второй этаж. Под ней размещалась ванная комната. Около лестницы находился вход в так называемый «малый салон».

Имелся во дворце и «большой салон», который тоже отапливался двумя кафельными печами и камином. Украшала это помещение люстра венецианского стекла (жирандоль). Здесь стояли два бехштейновских рояля и пианола.

Мебель во дворце была разных стилей. Стены украшали портреты, а один из залов — мраморная скульптура Леды неизвестного автора. На первом этаже почти всю правую часть паркового фасада занимала столовая, стены которой были украшены портретами королей Речи Посполитой, а в сервантах находилось фамильное серебро и французский фарфор. Жилые помещения имели современную мебель.

Библиотека и архив размещались в отдельном здании, которое находилось в парке и принадлежало к раннему ансамблю здешней усадьбы, сооруженному еще во второй половине XIX в.

Завершая данный раздел, отмечу, что будущее Щучина, вообще перспектива развития и настоящей славы этого города, таятся именно в этом дворце. Когда дворец восстановят, восстанет из пепла и Щучин. По моему разумению, двигаться здесь следует в трех направлениях: первое — восстановить в изначальном виде дворец Друцких-Любецких, сделать его музеем, второе — сделать музеем здание монастыря пиаров (благо, оно тоже сохранилось) и, наконец, третье — восстановить около монастыря небольшой ботанический сад (высадить его заново). Эти три составляющие приведут в Щучин туриста. А это дорогого стоит. Главное сделать все так, чтобы не разочаровать гостя. Город имеет основу сделаться туристской меккой (не забывайте, что рядом Желудок). Надо просто воспользоваться тем, чем его возблагодарили история и обстоятельства.

Оглавление книги


Генерация: 0.137. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз