Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
МЕЧЕТЬ
МЕЧЕТЬ
(По материалам доклада преподавателя Гродненского государственного университета Юрия Гордеева на научно-практической конференции в городе Новогрудке 22 сентября 1995 г.)
Белорусские татары сохранили свою самобытность благодаря исламу, который не позволил им ассимилироваться в славянской массе.
Косвенно мечеть в Новогрудке впервые упоминается в письменных источниках в 1550 г. Ввиду того, что мечети, строившиеся на территории Великого княжества, значительно отличались от классических восточных узоров, можно предположить, что она была низкой, деревянной и без минаретов. Если учесть, что место проживания татар в этом городе не менялось, то эта мечеть XVI в. располагалась где-то в районе ныне существующего здания мечети XIX в.
В 1792 г., во времена болевшего за судьбу Великого княжества Станислава Августа Понятовского, новогрудские татары получили право на строительство новой мечети, которую возвели уже в 1796 г. Она получила прописку на Валевской улице (Ленина). Это было Т-образное по форме деревянное здание. Длина его по оси фасада составляла 11, 5 сажени. Позже к нему добавили специальную пристройку для входа женщин в мечеть.
В 1853 г. майор в отставке А. Асанович и хатыб мечети А. Богданович обратились с ходатайством о строительстве новой деревянной мечети в городе на площадке, которая принадлежала татарам. Строительство предполагалось провести за счет средств просителя.
Проект предоставил сам А. Асанович. И через год мечеть была построена. Официальная дата открытия ее — 8 июня 1855 г. Мечеть имела пристройку для входа женщин — с северной стороны и михраб — с южной. Она была поставлена на каменном фундаменте и покрыта гонтом. Над крышей ее возвышалась прямоугольная площадка с минаретом.
В 1934-35 гг. здание отремонтировали, по-видимому, за государственный счет. Крышу покрыли оцинкованной жестью. Полностью заменили обивку стен.
Зал Новогрудской мечети, по традиции, имел разделение на мужскую и женскую части. В разделявшей его перегородке было устроено окно, длинное, прямоугольной формы, завешанное тюлем. В мужской части размещался михраб с мумбиром. При этом над последним возвышалось конусоподобное перекрытие, украшенное полумесяцем. К мумбиру вела лестница с поручнями. Стены мужской части зала были украшены мухирами, а пол застелен коврами. Под потолком висели две позолоченные люстры. Над перегородкой возвышалась галерея, от которой с одной стороны шла лестница на минарет.
На улице на стене бокового фасада висела табличка, где имелась запись о том, что в 1889 г. Аминия (дочь Мустафы из рода Богдановичей) Мурза-Мурзич подарила мечети около 10 десятин земли. Кроме того, еще одна табличка (на польском) сообщала о факте строительства этой мечети в 1855 г.
В 1948 г. мечеть была закрыта и перестроена в жилой дом.
В начале 90-х гг. XX в. архитектором И. Дороховой (Минск) был создан проект реставрации здания мечети.
- О НАЗВАНИИ
- ВЛАДЕЛЬЦЫ ГОРОДА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА
- НАМЕСТНИКИ И ВОЕВОДЫ
- О МИНДОВГЕ И ЕГО ЛЕГЕНДАРНОЙ ВАРУТЕ
- ЗАМОК
- ИСТОРИЯ БОРИСОГЛЕБСКОЙ ЦЕРКВИ
- ФРАНЦИСКАНСКИЙ КОСТЕЛ (ныне Николаевский собор)
- ФАРНЫЙ КОСТЕЛ
- КОСТЕЛ И ШКОЛА ДОМИНИКАНЦЕВ
- МОНАСТЫРЬ БОНИФРАТРОВ
- ИЕЗУИТЫ В НОВОГРУДКЕ
- АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
- МЕЧЕТЬ
- БЕЛОРУССКАЯ ГИМНАЗИЯ
- КЛАДБИЩА НОВОГРУДКА
- О ТОМ, КТО ДОБАВИЛ СЛАВЫ НОВОГРУДКУ (об Адаме Мицкевиче)
- Гёк-джами (Голубая мечеть)
- Шах-заде (Мечеть принцев)
- Мечеть султана Селима I
- Ени-джами (Новая мечеть султанши-матери)
- Мечеть Сулеймана Великолепного
- Мечеть Эйюба
- Фатихчрками (мечеть султана Мехмеда-Завоевателя)
- Мечеть султана Баязида II
- Глава 1 Соборная мечеть
- Соборная мечеть
- Первая экскурсия Заячий остров – Петропавловская крепость – Петропавловский собор – Императорская усыпальница – Домик Пе...
- Дворец Маньял и мечеть Рифаи