Книга: Стамбул. История. Легенды. Предания
Гёк-джами (Голубая мечеть)
Гёк-джами (Голубая мечеть)
Самой знаменитой в Стамбуле считается мечеть султана Ахмеда I, построенная в 1609—1616 гг. архитектором Седефкаром Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского императора — напротив храма Святой Софии. Строительство мечети началось по распоряжению султана, которому было тогда 19 лет. Это был человек с изящным вкусом, но, по преданию, возведением мечети он хотел из-за некоторых грехов юности умилостивить Аллаха. К тому же он подписал с одним из правителей династии Габсбургов договор, в котором признавал того равным себе. Это, видимо, и было решающим моментом: султан счел себя обязанным публично проявить свою веру и особую приверженность исламу.
Султан Ахмед не жалел никаких средств, чтобы сделать громадное здание мечети выдающимся, и каждую пятницу сам являлся на строительство. Архитектор Мехмед-ага[65] завершил этот шедевр зодчества за семь лет. В плане мечеть султана Ахмеда представляет собой прямоугольник со сторонами 72 х 64 метра. Огромная и вместе с тем грациозная, она кажется легкой и считается одной из красивейших и изящнейших в Стамбуле.
Большой внутренний двор, по площади равный самой мечети, окружен купольными портиками на 26 колоннах с капителями в форме сталактитов. Портики соединяются с боковыми внешними галереями и каменной оградой с прямоугольными окнами. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.
В центре двора располагается шестиугольный фонтан для омовений, опоясанный шестью колоннами со стрельчатыми арками. С западной стороны мечети (со стороны площади Ат-Мейданы) имеется въезд, через который султан, не слезая с коня, мог попасть в свои покои в мечети. Но на расположенных в этой части воротах висела металлическая цепь, и каждый раз, проезжая под ней, султан должен был наклоняться в знак покорности и уважения к Аллаху.
Очень интересно в мечети расположение куполов. Большой центральный купол (его диаметр у основания равняется 33, 6 м) окружен четырьмя полукуполами, а под ними находятся еще четыре купола. Но полностью эта структура раскрывается только внутри мечети. Все это сооружение поддерживается четырьмя мраморными столбами, диаметр каждого из которых равен 5 м.
Все стены почти от пола до верхнего ряда окон покрыты цветной майоликой, среди которой преобладают плитки голубого цвета. Это дало мечети султана Ахмеда I второе название — Голубая, и только при ближайшем рассмотрении можно увидеть не только всевозможные оттенки голубого и синего, но и множество других цветов. Эти керамические плитки были изготовлены на фабриках Изника. В XVI в. они пользовались исключительным успехом и экспортировались по всему миру. Но султан Ахмед I настаивал, чтобы в мечеть поступало только все самое красивое, поэтому он запретил керамических дел мастерам поставлять плитки для других зданий.
По числу использованных в ее декоре изразцов (свыше 200 000 штук) Голубая мечеть уступает только дворцу Топкапы. Почти ослепляющий эффект многих тысяч плиток мог бы стать навязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объемным, а свет не струился бы из 260 окон, которые когда-то были закрыты витражами. Особенно изумительно мечеть султана Ахмеда I выглядит в солнечный день, когда свет отражается на голубых фаянсовых плитках и еще больше подчеркивает великолепие ковров огромного зала, которые в основном тоже выдержаны в голубых тонах.
Повсюду — на стенах и на столбах внутри мечети — изречения из Корана, написанные искусным каллиграфом Касимом Губари. Как сообщают исторические хроники, ранее по стенам было развешано двести золотых пластин, каждая из которых была украшена 61 бриллиантом. На пластинах были выгравированы имена Пророка Мухаммеда, первых халифов и изречения из Корана.
Михраб и минбар, сделанные из белого проконесского мрамора, покрыты такой тончайшей резьбой, что трудно поверить, как из камня можно «соткать» столь дивный узор. В изразцовое обрамление михраба вставлен священный кусок Черного камня из Каабы, представляющий собой тонкую плитку с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.
Драгоценные камни в Голубой мечети рассеяны повсюду. Своим примером султан Ахмед I поощрил щедрость вельмож, и правитель Абиссинии, например, прислал в дар шесть осыпанных изумрудами лампад на золотых цепях. А великолепные свитки Корана лежат в мечети на раззолоченных рахле, украшенных перламутровой инкрустацией.
Сохранив в общих чертах планировку и внешний вид мечетей «классического типа», зодчий внес в сложившуюся схему и новые элементы. Так, Голубую мечеть окружают шесть прекрасных минаретов, украшенных браслетами балконов, покрытых тонкой резьбой. Об истории появления этих минаретов сложено много легенд. По одной версии шесть минаретов появились из-за ошибки архитектора, который неверно понял повеление Ахмеда I. Султан будто бы приказал возвести «золотые минареты» (алтын минаре), а глуховатому архитектору послышалось, что повелитель приказывает возвести «алты минаре» (шесть минаретов).
Другое предание повествует, что султан Ахмед I действительно приказал возвести шесть минаретов, пожелав, чтобы возводимая в его честь мечеть во всем превосходила стоявший напротив храм Святой Софии. Но в свое время имам Мекки назвал сооружение шести минаретов святотатством, так как ни одна мечеть не должна была сравниться Заповедной мечетью Мекки, имеющей шесть минаретов. И тогда султан Ахмед, чтобы прекратить спор, приказал построить в мечети в Мекке седьмой минарет.
Султан Ахмед умер от тифа в 27-летнем возрасте. Его прах покоится в великолепном саркофаге — в саду этой одной из красивейших мечетей мусульманского Востока, о которой сложено много прекрасных стихов.
До XIX в. со двора Голубой мечети 12 числа месяца Реджеб, который по турецкому лунному календарю выпадал на разное время, выступал караван паломников, следовавший в Мекку со священными дарами.
«На шестнадцатом году своей проповеди Пророк Мухаммед установил паломничество в Мекку, чтобы каждый правоверный мусульманин посетил Кдабу, являющуюся образом святого дома Авраама, оставшимся на земле после того, как настоящий дом его после потопа был взят на небо. Женщины тоже могут посещать Мекку: если она не имеет мужа, который бы сопровождал ее в пути, то для такого случая она нарочно должна выйти замуж. Только султан был уволен от выполнения этой обязанности, и то только потому, что паломничество в Мекку удалило бы его на такое время от столицы, на какое по закону он не мог покидать ее. Вместо себя султан посылал посредника, который назывался «сур-эмини»; он присоединялся к каравану и представлял правителя.
Самым главным в караване был священный верблюд, на котором везли «махфил» — трон, с которого в свое время Пророк Мухаммед поучал народ и производил суд. В серальских конюшнях эту породу верблюдов тщательно оберегали. До сих пор сохранилось предание, что верблюд, перевозивший «махфил» — тот же самый, на котором странствовал Пророк Мухаммед. Потому что этот верблюд чудесно остается живым специально для того, чтобы ежегодно совершать паломничество в Мекку».
В прежние времена на улицах Стамбула можно было видеть множество слепых, которые ходили вереницей по 10—15 человек, держась один за другого. Впереди шел «вожак», который водил их от дома к дому за милостыней, но и сам он мало видел, потому что был слеп на один глаз. Никто не отказывал слепцам в подаянии, считая их за святых людей, потому что они совершили хадж (паломничество). И ослепли они оттого, что увидели святую Мекку, после чего уже не хотели ни на что смотреть. И по своей воле ослепили себя сами. Для этого они брали раскаленное железо и, посыпав какой-то порошок, держали над ним глаз, пока тот не вытечет. Они очень верили, что за свое ослепление будут у Пророка Мухаммеда в великой милости и через то другим могут доставить милости.
На дворе Голубой мечети с необыкновенным торжеством и пышностью праздновались также Курбан Байрам и Мевлуд (день рождения Пророка).
- Храм Святой Софии при турецком владычестве
- Мечеть Эйюба
- Султанский дворец Топкапы
- Гарем
- Сокровища дворца Топкапы
- Тайны Сераля
- Дворцы Бешикташ и Долма-бахче
- Дворец Бейлербей
- Другие дворцы Стамбула
- Фатихчрками (мечеть султана Мехмеда-Завоевателя)
- Мечеть султана Баязида II
- Мечеть султана Селима I
- Мечеть Сулеймана Великолепного
- Шах-заде (Мечеть принцев)
- Гёк-джами (Голубая мечеть)
- Ени-джами (Новая мечеть султанши-матери)
- Другие мечети Стамбула
- Едикуле (Семибашенный замок)
- Монастырь вертящихся дервишей
- Старинные кофейни Стамбула
- Фанар
- Обелиски Атмейдана
- И янычары опрокинули котлы…
- Стамбульские базары
- Очищение в хаммаме
- Археологический музей
- Галата
- Румели-хиссари
- Анатоли-хиссари и «Азиатские пресные воды»
- Босфор
- Ускюдар (Скутари)
- Кыз-кулеси (Девичья, или Леандрова башня)
- Топхана
- Хюнкар-искелеси
- Бейоглу — «Сын господина»
- «Полынью пахнет хлеб чужой…»
- Шах-заде (Мечеть принцев)
- Мечеть султана Селима I
- Ени-джами (Новая мечеть султанши-матери)
- Мечеть Сулеймана Великолепного
- Голубая кровь замка Инстербург
- Мечеть Эйюба
- Фатихчрками (мечеть султана Мехмеда-Завоевателя)
- Мечеть султана Баязида II
- Бухта Гёкова и Мугла
- Глава 1 Соборная мечеть
- Голубая карта Санкт-Петербурга
- Соборная мечеть