Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина

БАЛЕТНАЯ ШКОЛА

БАЛЕТНАЯ ШКОЛА

(По материалам Анжея Техановецкого)

При дворе гетмана Огинского в Слониме развивалось два направления театрального искусства: музыкально-оркестровое и балетное.

Балет в Слонимской резиденции впервые возник в июне 1777 г. По крайней мере, именно в тот год в список на получение зарплаты были включены танцоры. Тот первый ансамбль состоял из четырех мужчин и четырех женщин, которых называли «балетными юношами и балетными девушками».

Руководил ансамблем Ноак. Две из танцовщиц были детьми придворных музыкантов: Будевич и Заблоцкая.

Балетная школа в Слониме возникла в 1781 г. Она просуществовала до 1792 г., когда вместе с музыкальным ансамблем перекочевала в Телеханы. Сначала ею руководил немецкий балетмейстер Ноак. Школа имела собственного гувернера, свою парикмахерскую, повариху, уборщицу, прачку. Хозяйство вела Агнешка Долингер. Танцовщицы и танцовщики жили в небольших домах, специально построенных для них гетманом. Кроме того, в их распоряжении находились залы для занятий. В 1785 г. количество учеников слонимской балетной школы составляло 18 человек.

Кроме Ноака, в списке руководителей школы значился еще и Феличе Марини. Последний являлся композитором и автором балетных произведений. В 1788 г. он покинул двор гетмана. Около 1788 г. в Слоним прибыл балетмейстер и педагог Франтишек Шлянцовский. Именно в бытность деятельности в Слониме этого человека местный балет сделался знаменитым на всю Европу.

Балет много гастролировал. Бывал, в том числе, и в уже известной нам Тышкевичевой Свислочи. Последние гастроли слонимского балета прошли зимой 1790-91 гг. в Дубне (Волынь). Трижды в год на несколько недель, пока проходили ярмарки, Дубно перевоплощалось в самое привлекательное место для артистов Короны и Великого княжества. Там было два театральных зала. И в обеих выступали лучшие музыкальные, драматические, оперные и балетные ансамбли. Шляхта съезжалась сюда, чтобы заключить торговые соглашения. Владелец местечка генерал Михаил Любомирский приглашал к себе наиболее интересные и профессиональные коллективы.

Слонимский ансамбль имел свой репертуар, был известен постановками «Мельник», «Дезертир», «Дикий балет», «Королевский балет». А вот список танцовщиков, которые посылались из Слонима в Дубно: кроме Шлянцовского туда ездили танцовщицы Катерина, Настасья, Кристина, Юстына, Полюся, Алена, Аполония, а также танцовщики Томашек, Франтишек, Ивашка, Матей, Ежи. Гастрольную группу сопровождал костюмер Быковский.

Роспуск большого слонимского оркестра случился в 1792 г. После этого перестала существовать и балетная школа. К тому времени пан гетман осел в Галенове — своей резиденции под Варшавой. Иногда он выезжал в столицу и жил в своем старомодном и неудобном варшавском дворце, который получил по наследству от тетки Алены Огинской и который мечтал перестроить.

В июне 1792 г. часть артистов слонимского балета переехала в Телеханы. Шлянцовский перебрался в Варшаву. В Слониме же остался только старый балетмейстер немец Ноак. Ему некуда было ехать. К тому же, его удерживала здесь уже другая забота — он сделался арендатором рыбных ставов.

Что касается самого Михаила Казимира Огинского, то после конфискации у него Слонима, который Екатерина Великая отдала под резиденцию для губернских властей, он стал жить в Варшаве в своем дворце, где всецело посвятил себя музыке и другим художественным занятиям. Умер гетман в Варшаве 31 мая 1800 г. 11 июня состоялись похороны его тела в катакомбах кладбища Пазонски, при этом епископ Воронич прочел жалобную молитву за упокой души умершего. Результатом жизни этого человека стало не соперничество с соседями-магнатами, не борьба за королевский трон, а возведение дорог на Полесье, канала, осушительных сооружений, реконструкция собственных усадеб, строительство мануфактур. Немалый вес в этом наследии занимают и созданные этим человеком театр и балетная школа.

Оглавление книги


Генерация: 0.448. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз