Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина

СИНАГОГА

СИНАГОГА

(По материалам доклада С.А. Пивоварчика на научно-практической конференции в г. Слониме в 2002 г.)

Обычно здание синагоги ориентировали таким образом, чтобы алтарная часть была направлена в сторону Иерусалима. Внутри этой стены имелось возвышение — альмэ мор. В центре зала устраивалось место для чтения Священной книги, которое носило название «бима». Около восточной стены располагалось хранилище для духовных текстов — священный ковчег (арон-кадэш). Зала для литургии делилась перегородкой на две части — мужскую и женскую, что относится к самой древней традиции востока. Алтари синагог украшались изображением растительности и изредка животных.

Слонимская синагога была возведена в 1642 г. в центре города в стиле барокко. Здание имеет черты оборонительного сооружения — толстые стены, отсутствие декора, высоко поднятые арочные оконные проемы.


Внутри в центре широкого зала, над бимой, на четырех мощных столбах и аркаде поднимался навес. Купол бимы был декорирован орнаментом из листьев аканта и пальметты. Перегородка между мужской и женской половинами заменена металлической галереей на четырех тонких колоннах.

Элементы лепных украшений в храме были покрыты позолотой. Алтарную стену украшали фрески с изображением львов, ваз, букетов, обрядовых и светских музыкальных инструментов. Ось алтарной стены завершалась лепным балдахином в виде короны с соответствующей звездой.

В 1881 г. слонимская синагога пострадала от пожара. Она была обновлена на пожертвования прихожан. Однако в виду того, что деятельность ее возобновили без разрешения властей, местный полицейский надзиратель Новицкий опечатал храм.

11 мая 1883 г. слонимские мещане Хаим Померанц и Мойша Батлин обратились к губернатору с просьбой открыть синагогу, а также позволить использовать деньги из слонимского коробочного сбора на «приведение этой синагоги в надлежащий вид». В свою очередь городской голова (управляющий городом) обратился к губернатору с просьбой выслать архитектора для составления сметы и сумм, необходимых на ее ремонт.

8 июля 1886 г. городской голова Петр Антонович Василевский прибыл в синагогу, которая все еще была опечатана, и осмотрел ее. Вот описание храма на тот период: «… часть потолка в задней части этой синагоги обвалилась, и остальной потолок грозит опасностью. Эта синагога каменная, крытая жестью, довольно большая, с пятью боковыми отделами, единственная главная синагога, в которой службу оправляет духовный (раввин). Наружная сторона этой синагоги в печальном виде, исключая жестяной крыши, которая требует только покраски. Штукатурка на наружных стенах в большей части обвалилась… Откосы, скрепляющие здание, в половину разрушены. Словом, наружная часть… требует капитальной починки…» Тогда на ремонт синагоги была составлена смета на 11 430 рублей 09 копеек. Храм был обновлен и продолжил свою деятельность главного молитвенного дома иудеев.

В польский период в Слониме проживало 64 % евреев (или 16 тысяч человек). В городе действовали 2 синагоги и 18 молитвенных домов (иудейских божниц).

После 2-й мировой войны главная синагога Слонима была переоснащена под склад. В частности, здесь располагался склад мебельного магазина. В 90-е гг. XX в. храм уже стоял пустой и рассыпался.

Уверен, ввиду исторической и художественной ценности этого памятника, его следует восстановить. А если удастся возродить его интерьеры, то мы получим объект мирового значения.

Оглавление книги


Генерация: 0.274. Запросов К БД/Cache: 4 / 0
поделиться
Вверх Вниз