Книга: Индия: Север (кроме Гоа)

Биканер

Биканер

(Bikaner, 321 км к северо-западу от Джайпура и 333 км к северо-востоку от Джайсалмера)

www.realbikaner.com

Телефонный код (STD) – 151


1. Крепость Джунагарх

2. Биканерские джайнские храмы

3. Дворец Лаллгарх

4. Музей Золотого юбилея Ганга Сингха

Туристический центр

(Tourist Reception Centre)

RTDC Hotel Dhola Maru,

тел. 254 41 25, пн-сб 10.00–17.00.

Как добраться

Самолет

Ближайший аэропорт – Джодхпур (243 км, 5 ч, Rs 1000 на такси).

Автомобиль

Джайпур – Биканер, автострада NH11.

Из истории

Биканер основал в 1486 г. Рао Бика (правил 1465–1504) – один из 14 сыновей махараджи Рао Джодхи из раджпутского клана Ратхоров, правителя княжества Марвар. Два разведчика, которых он послал на поиски места для новой столицы, встретили пастуха по имени Нер (его имя стало второй частью названия). Пастух утверждал, что одна из его овец отразила здесь нападение семи волков. Появилось поверье, что поселившиеся в этом месте обретут мужество и отвагу.

Биканер славится искусными лакированными и эмалированными изделиями, шерстяными шалями и одеялами ручной работы, а также сладостями.

Достопримечательности

Крепость Джунагарх

(Junagarh Fort)

в центре города,

сб-чт 10.00–16.30, Rs 100, фото – Rs 30, видеосъемка – Rs 100.

Крепость построил в 1587–1593 гг. махараджа Раи Сингх I (правил 1571–1611), военачальник могольского императора Акбара. Она окружена внушительной стеной (длина – 986 м) с 37 бастионами и рвом. Последующие правители добавили собственные дворцовые покои, храмы и павильоны (всего 37).

Внутрь входят через ворота Сурадж Пол (Suraj Pol, букв. «Солнечные ворота», 1593). Статуи прославленных воинов Джаймаля (Jaimal) и Патты (Patta) на черных слонах охраняют вход в крепость.

Цитадель никогда не была покорена, но на стене в левой части ворот Даулат Пол (Daulat Pol) сохранились отпечатки рук – свидетельство совершения обряда сати женщинами, чьи мужья погибли при обороне. Это говорит о том, что крепость подвергалась нападениям.

Осмотр форта начинается с дворца Каран Махал (Karan Mahal, 1631–1639), который построил махараджа Каран Сингх (правил 1631–1669 или 1673). Он использовался как Зал общественных аудиенций махараджи.

Дворцы Пхул Махал (Phool Mahal, букв. «Цветочный дворец») и Чандра Махал (Chandra Mahal, букв. «Лунный дворец») построены при махарадже Гаджа Сингхе (правил 1745–1787). В первом дворце хранятся позолоченные идолы богов и картина, инкрустированная драгоценными камнями. Здесь же установлена короткая низкая кровать основателя Биканера Рао Бики, сделанная таким образом, что позволяла махарадже быстро вскакивать на ноги и отражать нападение. Сделать подобную кровать махараджу заставила память о гибели деда, которого привязали к кровати и убили вероломные слуги. Чандра Махал, где размещались покои махарани, украшают мраморные панели с изображениями на тему легенды о Радхе и Кришне.

Дворец Ануп Махал (Anup Mahal) построил в 1690 г. махараджа Ануп Сингх (правил 1669 или 1673–1698) в качестве Зала частных аудиенций. Современное убранство дворца относится к 1788–1800 гг., ко времени Сурат Сингха (1788–1828). Деревянные потолки и стены украшены кусочками зеркал, итальянской керамической плиткой, а окна и балконы – изящной ажурной резьбой. Огромный ковер изготовили заключенные Биканерской тюрьмы.

Экскурсия обычно заканчивается в огромном зале Дарбар Нивас (Durbar Niwas, букв. «Дворец коронаций»), построенном в 1937 г. махараджей Ганга Сингхом (правил 1887–1943). Этот махараджа прославился тем, что проложил в Биканер железную дорогу и прорыл большой ирригационный канал (Ganga Canal, открыт в 1927 г.). В Дарбар Нивасе размещается часть музея, в число экспонатов которого входят оружие и аэроплан Второй мировой войны.

Главные достопримечательности Старого города – особняки-хавели, характерная архитектура которых представляет собой смесь местной резьбы по песчанику со стилем, в котором выполнены многие краснокирпичные строения в британских городах. Среди наиболее любопытных домов можно отметить особняк Рампурия Хавели (Rampuria Haveli или Бханвар Нивас Хавели), построенный в 1927 г. Сейчас в нем размещается отель.

Джайнизм

Джайнизм – национальная религия Индии, возникшая в VI в. до н. э. и получившая распространение преимущественно на территории современных штатов Бихар, Гуджарат, Раджастан, Джаркханд, Орисса, Андхра-Прадеш и Карнатака. По переписи 2001 г., в стране насчитывалось лишь 4,2 млн джайнов (0,4 % всего населения). Несмотря на это, их роль в жизни страны весьма заметна. Джайнам принадлежат ключевые позиции в ряде секторов экономики, так как с древности они занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью.

Происхождение санскритского названия религии джайна-дхарма (букв. «Учение победителей») связано с термином «джина» (букв. «Победитель»). Так называют человека, который победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Основателем этой религии считается Вардхамана (букв. «Возрастающий; процветающий»), который был 24-м тиртханкаром (букв. «Создающий переправу» [через океан бытия]) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Подвижник и аскет, он достиг высшего звания и стал Джиной – «победителем» (титул, который присваивался наиболее почитаемым религиозным учителям). Его также называли Махавирой («великим героем»).

Вардхамана родился 30 марта 599 г до н. э. в семье главы клана джнятриков племени личчхавов, жившем в Вайшали (Бихар). Он женился на дочери могущественного правителя Калинги. После смерти родителей в 30-летнем возрасте он стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. Более 12 лет бродил он по Индии, подвергал свою плоть различным истязаниям, занимался медитацией, участвовал в диспутах. Первое время он носил единственное платье, которое никогда не менял, но через год решил избавиться от этой обузы и оставшиеся годы провел в полной наготе.

В 557 г. до н. э. на 10-й день месяца вайсакх (май-июнь) в местечке Амбхигриям на Вардхаману снизошло полное просветление. В течение следующих 30 лет он проповедовал свое вероучение на землях пригангских княжеств, создал общину последователей. Свое земное существование окончил в 527 г. (или 468) до н. э. на 72-м году жизни в местечке Пава, недалеко от Раджагрихи, столицы Магадхи.

Первые датированные сведения о джайнах встречаются в наскальных эдиктах императора Ашоки из династии Маурьев (III в. до н. э.).

В первые века новой эры джайны переселялись на юг, в Декан, и религия стала интенсивно распространяться в Южной Индии. Община разделилась на две секты. Переселенцы требовали соблюдения установленного Махавирой обета наготы. Члены северной общины продолжали носить белые одежды. Первые стали называться дигамбары (букв. «одетые сторонами света», т. е. нагие), а вторые – шветамбары (букв. «одетые в белое»). Это деление сохранилось до наших дней.

Джайнизм в своей основе атеистичен, так как джайны, не отрицая существования богов, считают, что миром управляет всеобщий закон, а не воля бога-творца. В центре религиозно-философской доктрины джайнизма – проблема бытия личности, пути ее освобождения от круговорота рождений и смертей. Мир функционирует благодаря взаимодействию живых душ (джива) и пяти видов неживых (аджива) сущностей: эфир (акаша), средство или условие движения (дхарма), средство или условие покоя (адхарма), время (кала) и материя (пудгала). Душами обладают не только животные и растения, но и вода, камни и многие природные явления. Души одинаковы и различаются лишь по степени привязанности к материи с атомарным строением. Эта тонкая материя и есть карма. Светлая по природе душа отягощается и замутняется кармической материей и постепенно приобретает астральное, а затем материальное тело. Карма прилипает к душе в результате деятельности, причем чем более жестока эта деятельность, тем устойчивей карма. Накопленная карма ведет к приобретению все новой и новой кармы, и, таким образом, круговорот жизней и смертей продолжается до бесконечности. Остановить его можно, лишь разрушив карму. Это достигается через подвижничество, а предотвращение притока и закрепления кармы обеспечивается строгим соблюдением обетов: ненасилие и непричинение вреда живым существам (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астея), целомудрие (брахмачарья), отказ от собственности и воздержанность от суетных привязанностей (апариг-раха).

Распространение джайнизма в торгово-ростовщической среде объяснялось тем, что эта религия запрещала заниматься сельским хозяйством, которое сопряжено с уничтожением растений и убийством живых существ. Джайнам предписывается строгая вегетарианская диета, воду для питья они должны процеживать, а у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, чтобы сметать с дороги насекомых.

Основу культовой практики джайнов составляет почитание 24 тиртханкаров, которые почитаются как высшие божества, наделенные 34 благими свойствами: например, тело их не боится болезней, речь понятна людям, богам и животным, вокруг головы сияет нимб.

Значительное место в джайнском ритуале занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Обрядовая жизнь джайнов-мирян в основном повторяет индуистский жизненный цикл. Джайнские общины вошли в индуистскую социальную структуру, образовав в ней особые касты.

Биканерские джайнские храмы

на юг мимо Барра Базара, по направлению к юго-восточной части Старого города,

ежедн. 7.00–13.00 и 17.00–20.00.

Построенные братьями-купцами, эти два храма примечательны красочностью и замысловатой настенной росписью. Первый этаж храма Бхандешвар (Bhandeshvar, 1571) украшают колонны, некоторые из которых отделаны позолоченными цветочными узорами, известными под названием «уста», типичными для мусульманских мастеровых. Другие же декорированы рельефными скульптурными изображениями мужчин и женщин, типичными для средневековой Индии. Статуя 5-го тиртханкара Суминатха стоит на третьем этаже. На башню ведут ступеньки, откуда можно насладиться видом Старого города.

В храме Сандешвар (Sandeshvar, 1536), посвященном 22-му тиртханкару Неминатху, размещаются ряды мраморных статуй святых, а стены украшают эмаль и роспись с золотыми пластинками.

Дворец Лаллгарх

(Lallgarh Palace, 3 км к северу от центра города)

Во дворце Лаллгарх проживает семья махараджи Биканера. Часть помещений занимает отель. Здание (1902–1926, арх. С. Джакоб) построено для махараджи Ганга Сингха. Внешний облик дворца сочетает в себе элементы стиля традиционной раджпутской архитектуры и европейского ренессанса, интерьеры же выполнены в стиле модерн. Британец С. Джакоб прославился как ученый-архитектор, хорошо разбиравшийся в индийской архитектуре и сочетавший ее с европейскими стилями. Он построил ряд зданий по заказу махараджи Джайпура.

В Музее Шри Садул (Shri Sadul Singh Museum, пн-сб 10.00–17.00, Rs 24, камера – Rs 50) размещается коллекция старых фотографий со сценами различных визитов и княжеских процессий. Стоит заглянуть в Санскритскую библиотеку Ануп (Anup Sanskrit Library, пн-сб 10.00–17.00, вх. св.), где хранится небольшая подборка уникальных, хорошо сохранившихся рукописей, пергаментов и гравюр на меди, золотых и серебряных таблицах.

Музей Золотого юбилея Ганга Сингха

(Ganga Golden Jubilee Museum/Ganga Government Museum)

на магистрали NH 8, недалеко от Dhola Maru Hotel,

сб-чт 10.00–16.30, Rs 3.

В музее хранится коллекция костюмов, оружия, украшений, древних статуй и картин. На одной из них изображена церемония подписания Версальского договора, на которой присутствовал махараджа Ганга Сингх. В число древних экспонатов входят терракотовые изделия периода Гуптов (IV–VI).

Окрестности Биканера

Гаджнер

(Gajner, 30 км к северо-западу от Биканера)

Осмотр дворца – Rs 100.

Такси или арендованный автомобиль из Биканера.

В Гаджнере размещается Летний дворец (Summer Palace) махараджи Биканера, в наши дни превращенный в отель, а также бывшие охотничьи угодья, ставшие заповедником (Gajner National Park). В нем обитают антилопы гарна, дикие кабаны, пустынные лисы, зимуют перелетные птицы.

Ферма по разведению верблюдов

(Camel Breeding Farm, 9 км к юго-востоку от Биканера)

пн-сб 15.00–17.00, камера – Rs 10.

Такси или арендованный автомобиль из Биканера.

Основанная в 1975 г. ферма считается одной из самых больших в Азии. На ней выращивается около 50 % индийских верблюдов.

Храм Карни Мата

(Karni Mata Mandir, 23 км на юг от Биканера в Дешноке (Deshnoke)),

ежедн. 4.00–22.00, вх. св., фотосъемка – Rs 20, видеосъемка – Rs 50,

www.karnimata.com

Внимание! У входа в храм нужно разуться и оставить кожаные предметы.

Такси или арендованный автомобиль из Биканера.

Паломники верят, что души умерших, спасаясь от бога смерти Ямы, могут вселяться в крыс. Этим объясняется особое уважение к крысам (каба), обитающим в храме. Если храмовая крыса пробежит по ноге, это считается благоприятным знаком. Не следует наступать на крыс, иначе, чтобы умилостивить божество храма, придется пожертвовать слиток золота или серебра весом, равным весу погибшей крысы. Тот, кто встретит в храме белую крысу, будет счастлив в жизни, так как в образе белой крысы на Землю нисходит сама богиня Карани Мата.

Согласно местной легенде, Карани Мата, считающаяся воплощением богини Дурги, подарила богу Ганеше крысу, которая стала его средством передвижения (вахана).

Построенное из необработанного камня и священного дерева джал внутреннее святилище содержит желтую мраморную статуэтку Карниджи. Святилище находится внутри мраморного здания, воздвигнутого в XVII в. Вход в него ведет через серебряные двери, подаренные махараджей Биканера Ганга Сингхом. Другие святилища комплекса посвящены Ману Бхаю (Manu Bhai, деду Карни) и, справа от главного входа, Дешратх Мегхвату (Deshrath Meghwat) – мальчику-пастуху, который погиб, защищая скот Карни.

Оглавление книги


Генерация: 0.247. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз