Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

ОТ СТАНЦИИ — ДО МЕСТЕЧКА И ГОРОДА

ОТ СТАНЦИИ — ДО МЕСТЕЧКА И ГОРОДА

Города должны отвечать своему статусу. Для этого в каждом должно функционировать хотя бы одно градообразующее предприятие. Нынешнее развитие белорусских городов потому и хромает, что в этих городах мало или нет совсем предприятий. Промышленные предприятия для местного населения — это связь с миром, уверенность в собственной полноценности, это сознание того, что они — часть большого мира. От государственных мужей, по большому счету, не так много и требуется, лишь поддержать предприимчивость людей. В прошлом, при царе (да и во времена Польши), в каждом маленьком городе Беларуси образовывались предприятия, иной раз — десятки. Я рассказываю о них в данной серии своих книг. Опыт в делах развития промышленности в белорусских городах набирался постепенно и его надо использовать и развивать. История малых городов — это тот банк, откуда можно позаимствовать кредиты для самых грандиозных затей.

Директор местного краеведческого музея С. Разумец в газете "Савецкае Палессе" 1 июля 1998 г. сообщает, что идея построить Полесскую железную дорогу принадлежала императору Александру III. Царь считал просто необходимым поднять культуру и экономику Полесья.

Наивысочайший указ о строительстве дороги был подписан в мае 1882 г., а уже в декабре 1884 г. было открыто движение Вильно-Лунинец. А в августе 1885 г. линия этой железной дороги была проложена до Ровно. Так появилась станция Ганцевичи.

В 1888 г. при этой станции пинский купец Вениамин Вол, которому было позволено арендовать у графа Чапского 1/2 десятины земли начал строительство парового лесопильного завода. Этот завод размещался там, где теперь находится автобусная станция города. В 1900-02 гг. его среднегодовой оборот от лесных операций и комиссионерской деятельности составлял 40 тысяч рублей.

В 1899 г. на том месте, где теперь хлебозавод, уже действовал стекольный завод промышленников В. Краевского и Столля. Предприятие наладило выпуск оконного, зеркального и богемного стекла, а также предметы украшений — вазы, шары. От станции к заводу была проложена узкоколейка, по которой на предприятие подвозилось сырье — песок. Среднегодовой торговый оборот стеклозавода в 1900-02 гг. составлял 35 тысяч рублей. Предприятие перестало функционировать в период кризиса в 1924-26 гг.

На прилегающей к станции территории начали возводить жилые здания для работников железной дороги, лесопильного завода и стеклозавода. 24 октября и 30 октября 1902 г. был утвержден план застройки местечка при станции Ганцевичи. В поселении при ст. Ганцевичи в то время жило 312 человек, в том числе 96 евреев; имелся один каменный жилой дом и 85 деревянных.

И.А. Сербов в книге "Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг." сообщает, что в Ганцевичах ему удалось с большим трудом найти подводу. Кони были заняты в этот час либо в поле, либо на подвозке материалов местным лесопилкам. Удалось сговориться с местным мясником Афраимом — и то на условиях, что оба отправятся в путь вечером, когда спадет жара.

При Польше в Ганцевичах каждый четверг устраивался базар. В этот период в местечке действовали деревянный костел, большая церковь, две синагоги, почта, телеграф, полицейский пост. Имелось несколько гостиниц: Сочатова, Слуцкого, Ганцевича, Лиса и Вжеравицкого. Действовали ресторан Красинского и кафе Грамбецкого.

15 января 1940 г. утвержден Ганцевичский район с центром в городском поселке Ганцевичи.

6 декабря 1973 г. поселок получает статус города. Количество населения в нем составляет в этот период 6,9 тысяч жителей.

Оглавление книги


Генерация: 0.450. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз