Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

РУЖАНСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ САПЕГ

РУЖАНСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ САПЕГ

Несомненно, к моменту покупки Ружан канцлером Львом Сапегой у Брюханских в 1598 г. какая-то резиденция на городском возвышении существовала.

Искусствовед из Минска Валентин Калнин в журнале "Мастацтва Беларусi" в № 8 за 1987 г. сообщает, что в 1598–1605 гг. канцлер строит в Ружанах двухэтажный крестоподобный в плане каменный дворец. В 1606 г. в этом дворце родился его первый сын Криштоф Миколай. Ансамбль состоял из четырех зданий: гостиной, малого, среднего и большого корпусов. Строительство осуществлялось по проекту скульптора и архитектора из Флоренции Санти Гуччи (1538–1600), того самого, который принимал участие в реконструкции королевского дворца в Гродно. О Санти Гуччи известно, что он являлся учеником архитектора и декоратора Барталамео Аманти, много работал в Польше, в частности построил дворец в Ксендже Великом (1585-95).

Тот, старый дворец Сапегов размещался между широким двором и садом. Спуск в парк (сад) был сделан в виде ступеней. Изнутри дворец был расписан в технике XVI в. флорентийских мастеров.


В середине XVII в. при Казимире Леоне Сапеге дворец перестраивал, видимо, итальянец Джованни Батист Джислени (1600-72). Он был автором надмогильного памятника для первой жены Казимира Леона Сапега Теодоры Кристины (из рода Терновских), умершей в 1652 г. и перезахороненной в виленском костеле св. Михаила. Он же проектировал монастырь картезианцев в Березе.

В 30-е гг. XVIII в. дворец в Ружанах вновь был перестроен. На его фасаде появились типовые пасторальные мотивы в стиле рококо, распространенном в первой половине XVIII в. Автором перестройки был королевский архитектор Я.С. Дейбель, мастер саксонской школы. Известно, что в 1732 г. он строил Сапеге дворец в Варшаве.

Однако самой существенной стала перестройка во второй половине XVIII в. После нее изменилось обличие старого дворца, появились новые здания — театра, манежа, караульной службы и канцелярии, а также был заложен фундамент картинной галереи. Новые строения были решены в стиле раннего классицизма. Имя автора последней перестройки — Ян Самуэль Беккер.


Я.С. Беккер был придворным архитектором Сапегов. Возможно из скромности, он подписывал свои проекты "лейтенант архитектуры". Жил он в Ружанах в своем доме. По-видимому, и похоронен был в Ружанах. В 1798 г., будучи уже пожилым человеком, архитектор получил от Сапег пенсию в 2 160 злотых в год. Архив его чертежей хранится в Варшаве. Я.С. Беккер говорил по-польски, но с немецким акцентом. Этот акцент распространялся у него даже на правописание: "Колер червонны до ест мур нове". Варшавский архив Беккера показывает, что архитектор работал в имениях Сапегов — в Деречине, Друе, Высоком, Вильне. Поэтому белорусы должны знать и с благодарностью вспоминать этого труженика-немца и, по возможности, оберегать его творения. В наше время все они требуют незамедлительного восстановления. Самым ранним проектом этого архитектора на Беларуси является здание госпиталя монастыря бонифратров в Высоком, он датирован 1773 г. Несмотря на избыток скульптурных, лепных и резных украшений, строения Беккера, как считают специалисты, отличается сдержанностью, даже некоторой сухостью.

Согласно "Книги приходов и расходов имения Ружаны" последняя перестройка резиденции Сапегов проводилась в 1775-77 гг. В это время: в городе перестраивалось все: церковь, костел, корчма, госпиталь. Строилась каплица на кладбище. Не избежал перепланировки и парк. Из регулярного он сделался романтическим: на его территории возвели летний театр, грот и модную в то время идиллическую деревню с деревянными домишками, хлевами для овечек и коз, курятниками, прудами, где можно было удить рыбу. Надо отметить, что основным инициатором этой фундаментальной перестройки был деятельный Александр Михаил Сапега. После его смерти в 1793 г. процесс строительства был свернут.

Наследники Александра Михаила Сапеги были больше потребителями, чем созидателями, больше возмущались действиями властей, чем прославляли свою вотчину. В результате имение быстро разорилось. Не спасло даже создание сети фабрик — ткацкой, золотошвейной, каретной. Уже в конце XVIII в. началась распродажа дворцовых строений. В 1810 г. здания целиком переоборудовали под фабрику по изготовлению сукна. В 1831 г. имения Сапегов и вовсе были конфискованы.

Оглавление книги


Генерация: 0.459. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз