Книга: Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас

Тимика

Тимика

На юго-западном берегу Новой Гвинеи, в индонезийской её части, имеется городок Тимика, центр кабупатена (района) Мимика. Этот район известен тем, что на его территории имеется огромная золотая шахта, вроде бы самая большая в мире. А вернее – совокупность шахт и ям, где ведётся добыча золота и меди. Предприятие, добывающее сии минералы (PT Freeport Indonesia), принадлежит заокеанским капиталистам – является филиалом американской компании Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. В своих рекламных буклетах Фрипорт пишет, что за год отстёгивает Индонезии в качестве налогов около 1,2 миллиарда долларов, ну а сколько достаётся им самим – не написано.

Месторождения эти долгое время были скрыты от людей, потому что находятся в труднодоступной части мира, в горах Новой Гвинеи. Тут, на севере района Мимика (на границе с районом Пунчак Джая) находятся самые большие горы (до 5 км высоты) и даже единственный в регионе ледник. И вот на склонах этих гор и выискались месторождения в 1936 году. Промышленное разграбление природных сокровищ началось в 1960-х годах. В 1967 году индонезийское правительство сдало район (площадью 2920 кв. км – как три Москвы) в долгосрочную аренду компании Фрипорт, не спрашивая самих папуасов (да и неясно, кого именно было спрашивать, при их разрозненности?). Вскоре был построен закрытый городок шахтёров Темагапура (к северу от Тимики), горная дорога на север (в горы, к месторождениям), а вся прилегающая территория и дорога – закрыты для посторонних. 50 тонн золота в год – не шутка.

Наличие такого золотого прииска – одна из причин, почему индонезийское правительство никак не может расстаться с папуасами. Впрочем, официально считается, что все налоги, что платит шахта в бюджеты, все десять тысяч миллиардов рупий (!), возвращаются на Папуа и несут процветание региону и папуасам, его коренным обитателям. Реально, думаю, подкупили дюжину местных вождей, выделили им 0,01% доходов, и те рады.

Тимика является «воротами» этого золотоносного региона. В горную Темагапуру проехать так просто нельзя, и пешком по тропинкам идти тоже не следует (по слухам, якобы, охранники золотых копей могут и подстрелить постороннего бродячего человека, но в буклетах написано, что все 750 охранников безоружны и очень миролюбивы). А в Тимику можно приехать просто так, на самолёте или пароходе. Официально нужно сделать только «Сурат джалан» (surat jalan) – пропуск.

Каждый день летают сюда самолёты из Джайпуры (цена – от 500 тыс.рупий) и из Макассара (от 1 миллиона рупий). Аэропорт международный, но рейсы из-за границы приходят только изредка, по особому заказу.

В самой Тимике нет ничего поражающего наше испытанное уже воображение. Обычный индонезийский городок с небольшой примесью папуасов (в пределах 30%). Пара длинных асфальтовых улиц проходит чрез весь город, по ним ездят жёлтые маршрутки. Аэропорт находится к северу от города. Недалеко от аэропорта есть шикарный отель Rimba Papua, в котором есть «инфоцентр» – музейчик золотой шахты (но он не всегда открыт, нужно, чтобы кто-то его отпер). В городе много гостиниц, несколько церквей и дюжина мечетей. К северо-востоку от Тимики есть в лесу цивильный полузакрытый городок Kuala Kencana, где живут приличные люди – часть персонала компании «Фрипорт».

В городе несколько Интернет-кафе (цена от 6000 в час). Есть рыночек с бананами и папуасскими горными фруктами, включая сахарфрукты. Цены на всё – не очень низкие.

К югу от Тимики тянутся бомжовые папуасские деревни. В них нет ни электричества, ни интернета, ни горных вкусных фруктов.

Пароходы «Пелни» в Тимике появляются нечасто, и останавливаются они в порту Помако (Pomako) в 42 км к югу от Тимики. Раз в месяц пароход приходит из Сурабайи – Макассара, ещё один раз в месяц – из Битунга. Примерно раз в неделю что-то крупное плывёт на Агатс и Мерауке. Собственно, два больших парохода обслуживают эти места – «Kelimutu» и «Tatamailau». Проезд до Мерауке 220 тыс.рупий, до Амбона – 350 тыс.рупий. Билеты можно купить в центре города (спрашивайте местных, где тут касса «Пелни», она на одном из центральных перекрёстков).

Как добраться из Тимики до порта Помако. Сперва едем по городу на жёлтой городской маршрутке (3000 рупий) до Терминала (автостанции). Оттуда – рыже-коричневая маршрутка увезёт вас в Помако (20 тыс.рупий). Отправляются маршрутки по мере наполнения.

Порт Помако – совсем папуасское место. Какие-то грязные хижины на ножках, папуасы (продают морепродукты), голые дети. Скромный рыночек с индонезийцами, с их едой и товарами – по повышенным ценам (130—150% от ларёчных цен Тимики и Джайпуры). Пассажирский зал ожидания не имеет электрического освещения, как и почти все здания в Помако. Большие грузовые суда разгружаются здесь же. Климат тут гнилой и болотный.

Чуть севернее порта Помако, в нескольких км, есть протоки (там дорога проходит через мосты), и в этих протоках стоят пригородные суда. Куда они идут, не изучалось.

Оглавление книги


Генерация: 0.142. Запросов К БД/Cache: 3 / 2
поделиться
Вверх Вниз