Книга: Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте
Сингулярность мангустина. Графомания
Сингулярность мангустина. Графомания
П р и м е р. «С развитием социальных сетей и электронных коммуникаций всё большее число граждан различного возраста и степени образованности тяготеет к сочинению текстов разнообразной тематики и тиражированию их посредством современных средств связи. В связи с этим объём ежедневно потребляемой человеком информации, даже в том случае, если она не востребована, увеличился многократно. При этом следует отметить, что не любая информация обладает требуемым уровнем качества, поэтому процесс поиска нужных знаний сегодня чрезвычайно затруднён, так как приходится параллельно иметь дело с большим количеством информации невостребованной, чрезмерной и имеющей низкий уровень качества».
В приведённом абзаце нет ошибок. Написано правильно. Но многословно, наукообразно. Озвученная мысль слишком очевидна, банальна. Её можно изложить короче: в интернете много чуши.
Сочиняя текст, следует подумать: действительно ли полезно то, что я пишу? Нельзя ли эти мысли выразить меньшим количеством слов?
Информации много. Современный человек прыгает с канала на канал, с сайта на сайт, ему сложно концентрироваться.
Чтобы завладеть его вниманием, нужно писать интересно и как можно понятнее.
Речи, пропитанные официозом и канцелярщиной, – инструмент чиновников. Он позволяет внушить суеверный ужас малограмотным слушателям, замаскировать некомпетентность, избежать конкретики, уйти от острых вопросов. Но журналисты при общении с читателем должны избегать подобного. Они должны уметь изложить сложное простым языком.
От непонятных терминов и абстрактных образов лучше избавиться. Либо следует их объяснять. Вы провели за границей достаточно времени, и вам кажется, что каждый знает, что такое кораклы, хаус-боты и ферри. Но для многих читателей эти слова ничего не говорят. Нужно в двух словах рассказать, что это плавательные средства: круглая плетёная лодка, большая жилая лодка, паром.
Бесполезно сравнивать мангустин с рамбутаном, не сообщив предварительно, что это фрукты. Не стоит писать, что «горнолыжные курорты Австрии не хуже швейцарских». Ведь не каждый катался на лыжах в Швейцарии.
Если вы упоминаете, что на балконе стоят статуи популярных аргентинских героев: Карлоса Гарделя, Эвиты и Диего Марадоны, то стоит пояснить, кто это такие. Разумеется, вы-то знаете. Но можете ли ручаться, что их знают все? Ладно, про Марадону погорячился…
Постарайтесь избегать слова типа «сингулярность» или «синергия» в текстах, рассчитанных на широкий круг читателей, если не можете объяснить эти термины доходчиво и при помощи минимума слов. Иначе текст вместо умного будет заумным.
Нельзя перегружать текст энциклопедической информацией, в особенности если она общеизвестна либо легко находится. Сконцентрируйтесь на новом материале. На том, что не лежит в открытом доступе, не появляется в первых строках поисковой системы. На личном опыте.
Если вам нравятся образные сравнения, делайте их простыми и забавными. «Корова была так толста, что напоминала бочку на ножках» – ещё нормально, в вот «томно-лиловое небо вспыхнуло бриллиантами звёзд» – уже перебор. Такие обороты уместны в поэтическом сборнике. Будьте осторожнее, описывая красоту: это дорога по минному полю, где вместо мин – штампы и банальности.
Юмор облегчает восприятие текста и делает его более живым. Но если переборщить, то можно из качественного материала получить глумливую заметку. Также лучше забыть про водные фразы «было забавно, что…», «мы чуть со смеху не умерли, когда…», «на вокзале мы увидели уморительную сцену…». Лучше перейти сразу к ситуации и писать о ней, так смешнее.
Лишние слова сокращайте: впрочем, однако, своего рода, своеобразный, очевидно, какой-то, некоторый, во многом, скорее всего. Повторяющиеся слова заменяйте синонимами.
Вместо пассивного залога используйте активный. Вместо «вошедший в комнату человек был высокого роста» – «В комнату вошёл человек. Он был высокого роста».
Не стоит писать: «обстановка дома была неряшливой». Опишите это при помощи образов так, чтобы читатель представил себе этот дом: заляпанная скатерть, стёршийся до ручки веник, отклеивающиеся обои.
Убирайте лишние наречия либо ищите более выразительные обороты. Вместо «я невероятно устал» лучше «я устал». Вместо «у него было очень много денег» лучше «он был богат», «он ходил в дорогом костюме и жил в особняке». Вместо «машина была совсем старая» лучше «машина проржавела».
Если можно без ущерба для смысла сократить текст, сделайте это. Уберите лишние предложения и даже сцены. Текст чем лаконичнее, тем лучше. Как культурист готовится к соревнованиям? Он садится на диету, чтобы похудеть, «сушится». Жир уходит, мышцы кажутся рельефнее. Так же и с текстом. Написали – подсушите.
Не жалейте текст. Режьте, делайте предложения короткими и ёмкими. Если это не сделаете вы, сделает равнодушный редактор, подгоняя материал под формат, и в этом случае статью будет действительно жалко.
Сколько раз нужно перечитывать рассказ, вычищая от мусора и ошибок, заполняя пустоты и сокращая длинноты?
Минимум два-три раза или больше. Когда глаз «замылится», отложите текст на время, вернётесь к нему потом. Дайте прочитать кому-нибудь, пусть даже непрофессионалу. Например, своей бабушке. Она сразу укажет на непонятные места.
Так часто бывает: мы что-то написали, остальное держим в уме, и кажется, будто картина сложилась. Но для стороннего человека, не обладающего нашим опытом, в мозаике не хватает элементов. Диагностируйте и заделывайте смысловые «дыры» вовремя.
Постарайтесь не использовать штампы. Так называются образы и речевые обороты, придуманные до вас.
Их растиражировали люди, не способные придумать что-то своё. Эти фразы мы слышали тысячи раз, они сидят у нас в голове и время от времени норовят выскочить.
Вот примеры штампов, встречающихся в литературе вообще и в travel-отчётах в частности:
• дорога вилась лентой;
• усталые, но довольные;
• пили обжигающий чай;
• лица светились от счастья;
• над озером стелился туман;
• ярко светило солнце;
• солнце клонилось к закату;
• кромешная тьма;
• мороз крепчал;
• было удивительно свежо;
• внутри всё похолодело;
• душа ушла в пятки;
• в гордом одиночестве;
• в бесплодных попытках;
• нашел выход из положения.
Можете продолжить список сами.
Если, создав яркий образ, вы не уверены, штамп у вас получился или не штамп, – вбейте фразу в поисковик, заключив её в кавычки, и посмотрите, как часто она встречается. «Солнце клонилось к закату» – 200 тысяч раз, «усталые, но довольные» – 250 тысяч раз и т. д. Ищите оригинальные образы без совпадений либо, наоборот, пишите текст проще, но не используйте штампы и банальности.
Штампы нужно знать в лицо, как жуликов со стенда «Их разыскивает милиция».
Опасайтесь превосходных степеней, таких как «величественный», «восхитительный», «великолепный», «чудесный», «потрясающий», «фантастический». Или ещё хуже – «элитный», «эксклюзивный».
Если действительно красиво, подумайте, как это описать. А может, на деле не так уж красиво? И стоит поменять определения на умеренные «симпатичный», «неплохой», «занятный»?
Не увлекайтесь словами «известный» и «знаменитый». Если то, что вы описываете, человек слышит в первый раз, такое определение раздражает, указывая на некомпетентность читателя либо на снобизм автора. «Здесь жил и работал знаменитый скрипач Смычков-Задунайский…», да кто он такой вообще?! Если же упоминаемое имя или название действительно известно, то нужно ли это говорить? «Известный американский памятник – статуя Свободы».
Даже если вы пишете рекламный текст или путеводитель, всё равно избегайте замусоленных «копирайтерами» превосходных степеней. «Здесь вы насладитесь изысканными блюдами восхитительной тосканской кухни…» – читать дальше не хочется!
Делая историю, не переживайте о том, что именно интересно читателям. Пишите о том, что интересно вам. Если это заинтересовало вас, то и читатель найдётся.