Книга: Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте
Шок! Подробности ниже. Заголовок
Шок! Подробности ниже. Заголовок
Заголовок – это лицо вашего текста. На него смотрят в первую очередь. И от того, насколько он ярок и необычен, зависит, прочитают ваш репортаж или нет. Для онлайн-издания заголовок – единственный способ достучаться до читателя.
Часто я придумываю заголовок уже после того, как готов весь текст. Чтобы тот броско и оригинально отражал основную тему материала. Если классный заголовок не получается – редактор придумает свой. Но не всегда он будет хорошим. А бывает напишут такой, что лучше бы не было никакого. Поэтому желательно уметь сочинять заголовки самому.
В газетах и на сайтах вероятность прочтения заголовка выше, чем текста. Он короткий, буквы жирные. Он должен быть запоминающимся и остроумным. По сути, это реклама текста, задача которой – привлечь внимание, разжечь любопытство.
Для бульварных газет заголовок порой важнее самой заметки. То же и для интернет-сайтов, соблазняющих пользователя кликнуть на ссылку. Помните эти бесконечные: «Поп-звезда наотрез отказалась сделать это» и «Зал рухнул от смеха, когда увидел, в чём вышел президент»? Здесь присутствует недоговорённость, интрига. Теперь мы сходим с ума: чего же там не стала делать звезда и что случилось с президентом?
Следовать дурному вкусу ни к чему, но психологию читателя понимать нужно. Тайны, юмор и сексуальные аллюзии вызывают интерес. Стоит потратить некоторое время над заголовком, чтобы сделать его привлекательным. Например, вы пишете про Париж. «Путешествие в Париж» – банально. Может, просто «Париж»? Но такой заголовок подразумевает высочайшую степень погружения в тему. Для путеводителя или эпического киносериала нормально. Для статьи – невозможно. «Париж. Итоги» – что-то слишком аналитическое.
«Последняя танцовщица Мулен Ружа», «Мой тайный парижский друг», «Огурец вместо Эйфелевой башни» – уже лучше. Зависит от того, о чём вы пишете.
Можно использовать популярную цитату или игру слов.
После заголовка часто идёт подзаголовок, в котором вы раскрываете суть истории, если она не ясна из заголовка. Давайте придумаем несколько примеров.
«Выйду в поле с конём. Шахматист подтвердил звание чемпиона». Про спорт. В заголовке используется цитата из песни. А подзаголовок поясняет, какой конь имеется в виду. В тексте же упоминается, как гроссмейстер сделал неожиданный ход конём и поставил мат сопернику.
Или из области экономики. «Деньги не пахнут. Мировой рынок кизяка рухнул под натиском китайских продавцов». Это просто пример, рынок кизяка в полном порядке.
А вот ближе к нашей тематике. «Да пребудет с тобой силос! Увлекательная неделя с монгольскими скотоводами». Заголовок позаимствован из «Звёздных войн». Подзаголовок рассказывает о поездке в Монголию.
Однажды у меня брали интервью для таблоида. Я рассказывал про путешествия и связанные с ними опасности. Интервью вышло в рубрике «Герой». Заголовок был классный: «Человек, на которого наступил слон». И чуть ниже: «Выжил и даёт интервью газете».
Чтобы не получился заголовок для провинциальной газеты, не стоит использовать крылатые фразы в чистом виде: «И дольше века длится день», «Верные друзья», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Но можно немного поменять слова, и заголовок становится интереснее. Разумеется, при этом он должен раскрывать основную мысль статьи. «И дольше века длится лень» – об особенностях менталитета некой южной страны, «Неверные друзья» – о дружбе христиан и мусульман, «Без суда не вытащишь и рыбку» – про то, как задержали браконьеров, рыбачивших в заповеднике.
Если вы пишете заголовок после того, как закончили статью, то можете использовать ключевые слова из текста. Что-то яркое, оригинальное.
Но если вы пишете заголовки для глав интернет-путеводителя, то оригинальность придётся отбросить в сторону. Здесь наоборот – чем скучнее, тем лучше! Пишите «Достопримечательности Улан-Батора» или «Отдых в Монголии». Люди будут искать ваш текст через поиск. А как они найдут статью с названием «Если б я имел коня»?
Чтобы выяснить, какие словосочетания пользуются популярностью, воспользуйтесь сервисом типа wordstat.yandex.ru. Введите, к примеру, слово «Монголия» и посмотрите количество запросов за месяц. Вот «города Монголии» – 1700 запросов, «туры в Монголию» – 1000, «достопримечательности Монголии» – 900, «достопримечательности Улан-Батора» – всего 250 просмотров в месяц.
Для сравнения, «смотреть Париж» – 73 000. Впечатляет, но здесь стоит остановиться на минуту. Скорее всего, запрос касался одноименного фильма. Здесь можно попробовать оседлать волну чужого трафика, использовав ключевые слова «смотреть» и «Париж» и сделав заголовок примерно таким: «Люблю смотреть на Париж весною».
Посмотрим дальше: «город Париж» – 25 000, «бесплатный Париж» – 18 000.
Последний запрос интересен, если вы планируете составить путеводитель по достопримечательностям, которые можно посетить бесплатно. А вот и запрос «достопримечательности Парижа» – 11 000.
Какой из этого вывод? Интерес к туристическим объектам Парижа в 12 раз выше, чем к подобным объектам Монголии, не говоря про Улан-Батор. Для журналов, газет и телевидения Монголия ценна экзотичностью. Но в интернете путеводитель по Франции соберёт больше посетителей. Зато среди путеводителей по Монголии меньше конкуренция. Можно занять эту
нишу, а затем использовать ваш путеводитель для рекламы туров. Если не рассчитываете на кричащие баннеры типа «Оккультные тайны монгольских пастухов. Узнай правду!», а лишь на поисковую систему, то пишите заголовок скучно: «Самые красивые города Монголии».