Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.

Внуково (Елпатьевское)

Внуково (Елпатьевское)

От Дмитрова автобусом до остановки Внуково — 5 км


Внуково. Схема застройки центральной части села

1 — Троицкая церковь; 2 — церковно-приходская школа; 3 — дом Сачкова; 4 — дом А.В.Чуксина; 5 — дом И.В.Чуксина; 6 — дом С. Д.Лесникова

Одно из старейших в дмитровском крае, село, приобретенное удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 г. было им передано Троицкому Калязину монастырю. После 1764 г. отошло в казну.

В селе издавна существовал кустарный позументный промысел. На его основе в конце XIX в. здесь возникла позументная фабрика Ивана Чуксина. Рост производства и связанный с ним подъем местной экономики привели к развитию в селе каменного строительства. В 1876 г., в связи с заменой деревянной церкви каменным зданием, был создан кирпичный завод, обеспечивший также постройку церковно-приходской школы и ряда жилых домов сельских фабрикантов. В результате в центре Внукова возник комплекс кирпичных сооружений, который сообщил селу своеобразный колорит, отразив в художественной форме социальные сдвиги в деревне на пороге XX в.

Композиционным стержнем окружающей застройки служит монументальное здание церкви, поставленное в середине треугольной площади, на вершине холма. К западу от церкви стоит двухэтажное здание школы. Группа жилых каменных домов образует порядок вдоль улицы, огибающей площадь с северной стороны.


104/1. Троицкая церковь


104/2. План церкви

104. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ выстроена из кирпича на средства прихожан по проекту, составленному в 1876 г. И.П.Петровым. Здание, заложенное в 1877 г. и возводимое частями, начиная с трапезной и колокольни, было завершено лишь в 1893 г. сооружением массивного четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа. Псевдорусские формы этого представителя официального художественного направления навеяны архитектурой XVI в. Приземистый, тяжелых пропорций четверик наделен позакомарным покрытием, центральным световым и малыми глухими барабанами с луковичными главами. Окна в плоских наличниках с перехватами расположены в верхней части стен, глухой низ, имитирующий подклет, декорирован простейшими кирпичными выкладками с мотивами креста. Рисунок деталей и профилей предельно упрощен. Сводчатая двустолпная трапезная и призматическая, пластически слабо разработанная колокольня в четыре яруса связаны с художественными традициями классицизма.

На сводах и в барабане храма имеется масляная холодных тонов орнаментальная и фигурная роспись 1903 г. Иконостасы отсутствуют.

Холмогоровы, 11, с. 185.

РГИА, ф. 799, on. 33, д. 965. 1910 г.

ЦИАМ, ф. 203, on. 453, д. 21. 1880-1882 г.; ф. 54, on. 133, д. 12, л. 119-122. 1876 г.; on. 140, д. 2, л. 160-164. 1885 г.


105/1. Дом Лесникова

105. КОМПЛЕКС ЖИЛЫХ ДОМОВ (Сачкова — № 3, А.В.Чуксина — № 5, И.В.Чуксина — № б, С.Д.Лесникова — № 7) образован кирпичными неоштукатуренными зданиями городского типа в полтора и два этажа. Принадлежавшие сельским фабрикантам дома построены между 1897 и 1900 гг. Объединены общностью архитектурно-художественных, планировочных и технических приемов. В структуре фасадов, расчлененных рустованными лопатками и широким междуэтажным поясом с подоконными филенками, в применении замковых камней над проемами, чувствуется влияние канонов классицизма. Однако при этом плоскости стен покрыты однообразным по рисунку и сухим по выполнению кирпичным узорочьем с элементами псевдорусского стиля. Основным декоративным мотивом служат оконные наличники, стилизующие формы XVII--XVIII вв., а также кирпичные выкладки в перемычках и карнизах. В принципе одинаковый характер убранства на отдельных постройках варьируется в деталях.

Образованная капитальными стенами планировка домов с большой комнатой в передней половине и двумя маленькими в задней части дома повторяется в обоих этажах. Первые, преимущественно полуподвальные этажи, перекрытые сводиками по металлическим балкам, были заняты, по-видимому, производственными и конторскими помещениями; верхние, с балочным перекрытием, служили жильем. В доме И.Чуксина этажи сообщались внутренней лестницей, которая связывала мастерскую с парадной комнатой владельца. От внутреннего убранства последней остался фрагмент паркетного пола с геометрическим двухцветным рисунком.

Оглавление книги


Генерация: 0.112. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз