Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.

Селевкино

Селевкино

От Москвы с Савеловского вокзала до станции Морозки — 49 км, далее автобусом 5 км. Дмитровское шоссе


143/1. Церковь Рождества Богородицы


143/2. План церкви

143. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ построена из кирпича вместо деревянной на средства местных землевладельцев не ранее начала 1770-х гг. В XIX в. на оси здания отдельно поставлена колокольня, реконструированы увеличенные в длину помещения трапезной и придела. В них почти полностью переложены своды и северная стена, изменен ритм оконных проемов. Позже устроен притвор, объединивший церковь с колокольней, на храме сделана металлическая глава. В процессе ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1980-х гг. под руководством И.А.Левакова, венчающим элементам здания возвращен изначальный силуэт.

В композиции памятника, созданного в стиле барокко, главенствует бесстолпный храм исключительно редкой в Подмосковье формы двусветного неравногранного восьмерика. Он перекрыт высоким параболического очертания сомкнутым сводом с люкарнами, глухой массивный барабан необычно завершен кирпичным конусом с небольшой маковицей на тонкой шейке. Пониженные объемы граненой апсиды и трапезной сначала были почти равновелики, лишь смежный с трапезной придел нарушал общую симметрию постройки. Фасады неоштукатурены. Детальная их обработка типична для дмитровской архитектуры третьей четверти XVIII в. Элементами убранства служат огибающие углы лопатки, плоские силуэтные наличники с фигурным верхом и несложные карнизы с ограниченным набором профилей. Выразительны овальные окна второго света. В здании сохранились кованые двери, в окнах — крестчатые решетки.

Особенностью памятника служит наличие в нем алтарной преграды, вкомпонованной в предалтарную арку. На стенах и своде храма имеются фрагменты сюжетной темперной живописи конца XIX в., включающей архитектурные мотивы росписи 1810 г. Иконостасы и утварь утрачены.

Самостоятельная ныне колокольня из трех квадратных ярусов почти лишена детальной разработки. Ее связь с архитектурой классицизма в основном выражалась в решении яруса звона, где архитравные балки проемов поддерживались колоннами, ограждением служила деревянная балюстрада.

ПАМО, 1, с. 95.

Холмогоровы, 11, с. 199.

РГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 756, л. 54, № 552; д. 757, л. 28, № 552; д. 760, л. 172 об., № 690. ЦИАМ, ф. 203, on. 760, д. 529. 1810 г.; ф. 454, on. 3, д. 69, л. 222 - 225. 1912-1915 гг.

Оглавление книги


Генерация: 0.259. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз