Книга: В стране фараонов
10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ
10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ
Арабское слово мастаба (скамья) используется египтологами для обозначения гробниц вельмож Старого царства. Надземная часть этих сооружений напоминает большую скамью. Ни одна мастаба не похожа на другую, каждая по своему прекрасна. Некоторые мастабы невелики, другие отличаются большими размерами: они могут достигать 40 м в длину, а внутри иметь десятки помещений, как, например, в мастабе Мерерука, где насчитывается тридцать два помещения.
Мастаба всегда разделена на две части. В первой – подземная погребальная камера, где покоилась мумия. После совершения погребальных обрядов, входная шахта, ведущая к телу, замуровывалась. Во второй, наземной части мастабы – одно или несколько помещений, куда имеют право входить живые. Эти помещения символизируют просветленный магический мир, где нет смерти. Внутри этих жилищ вечности обитают вечно молодые «правогласные», то есть умершие, оправданные на загробном суде.
В маленьком закрытом помещении со статуей (сердабе), например в мастабе Ти, статуя воскресшего[29], в которой воплощается ка, смотрит на нас через узкую щель в стене. Это место соприкосновения мира загробного и мира живых. В мастабе Мерерука мы видим, как статуя его ка переступает порог загробного мира и направляется к свету.
Каждая мастаба – место преображенной жизни, и, называя ее только «усыпальницей», невозможно понять, что такое «ложная дверь», ведущая из видимого мира в невидимый, которую может преодолеть только ка. В наши дни, как и в древности, хозяин мастабы требует к себе уважения. Если для него установили стелу в честь богини Маат, значит, он жил согласно законам богини: поступал справедливо, говорил правду, кормил голодных, поил жаждущих, давал лодку тем, у кого ее не было. Произнося имя умершего, рассматривая иероглифы и высеченные в камне изображения, мы отвечаем на его «обращение к живым».
Мастаба – это гробница не одного человека: в жилищах вечности высокопоставленных лиц находится множество изображений членов их семей и слуг. Все домочадцы умершего сопровождают его в вечности. Об одном из таких вельмож написано: «Он укрепил свое доброе имя среди подчиненных, достойно исполняя свое служение».
В Саккаре есть две большие группы мастаб – первая на северо-западе от пирамиды Джосера, вторая на юго-востоке. Наиболее знамениты мастабы Ти (около Серапеума), Птаххотепа, Ахетхотепа и Мерерука, и каждая из них заслуживает отдельного посещения.
Везде мы наблюдаем описание повседневной жизни древних египтян. Как пишет египтолог Франсуа Дома, «повседневная жизнь, даже самая скромная и однообразная, придает бытию глубокий, космический смысл».
На замечательных рельефах, сплошь покрывающих стены гробниц знати, мы видим сцены сева и жатвы, сбора и выжимки винограда, охоты на птиц сетью, знатных дам, вдыхающих аромат цветов лотоса. Видим, как пастухи гонят стадо коров и телят через канал, мясники разделывают туши быков, корабельщики строят лодки, мастера золотых и серебряных дел делают украшения, писцы заносят на свитки папируса тексты или цифры, а камнетесы вытесывают статуи. Эти рельефы служат для нас незаменимым источником информации о многих деталях жизни далекой эпохи, это настоящая энциклопедия повседневной египетской жизни третьего тысячелетия до нашей эры.
Почти во всех мастабах есть множество изображений даров, которыми питается ка умершего. Все, что создано природой, становится приношением для вечного загробного пира.
Изящные жесты, вечная, не приносящая утомления, но неизменно усердная работа, – так в мастабах Саккары воплощено непреходящее благополучие в загробной жизни.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ
- 2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НИЛ
- 3. ТАНИС И ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ДЕЛЬТЫ
- 4. НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ СОКРОВИЩА КАИРСКОГО МУЗЕЯ
- 5. БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗНУВШИЙ МЕМФИС И ПОКОЙ РАМСЕСА
- 6. ГИЗА, ЗЕМЛЯ СВЕТА
- 7. АБУСИР. ПИРАМИДЫ СЫНОВЕЙ СОЛНЦА
- 8. САККАРА. СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА
- 9. ГОВОРЯЩИЕ ПИРАМИДЫ САККАРЫ
- 10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ
- 11. СЕРАПЕУМ САККАРЫ. ВЕЧНОСТЬ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ
- 12. ДАШУР. СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ
- 13. МЕДУМ. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
- 14. ПРОГУЛКА В ФАЮМ
- 15. ПАЛОМНИЧЕСТВО В СРЕДНИЙ ЕГИПЕТ
- 16. АБИДОС. ЦАРСТВО ОСИРИСА
- 17. ДЕНДЕРА. ЗЕМЛЯ БОГИНИ ЛЮБВИ
- 18. ФИВЫ, ЛУКСОР, КАРНАК – ВЛАДЕНИЕ АМОНА
- 19. ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. КАРНАК – ХРАМ ХРАМОВ
- 20. ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. ЛУКСОР, БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
- 21. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ХРАМ СЕТИ I В КУРНЕ
- 22. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. КОЛОССЫ МЕМНОНА
- 23. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ, ВЕЧНОСТЬ ЦАРИЦЫ ХАТШЕПСУТ
- 24. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. РАМЕССЕУМ, РАЗРУШЕННЫЙ ГИГАНТ
- 25. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. МЕДИНЕТ-АБУ – ГОРОД-ХРАМ РАМСЕСА III
- 26. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. КАРТА ФИВАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ
- 27. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЦАРЕЙ
- 28. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЦАРИЦ
- 29. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЗНАТИ
- 30. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДЕЙР ЭЛЬ-МЕДИНА, МЕСТО ИСТИНЫ
- 31. ХРАМ ЭСНЫ И ТАЙНЫ ЕГО СОЗДАНИЯ
- 32. ЭЛЬ-КАБ. ЗЕМЛЯ БОГИНИ-КОРШУНА
- 33. ХРАМ ЭДФУ. ВСЕМОГУЩЕСТВО ХОРА
- 34. ХРАМ КОМ-ОМБО. КУЛЬТ СОКОЛА И КРОКОДИЛА
- 35. АСУАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НИЛА
- 36. ФИЛЭ. СВЯТИЛИЩЕ ИСИДЫ
- 37. ПОЕЗДКА В НУБИЮ. ИЗ АСУАНА В АБУ-СИМБЕЛ
- 38. АБУ-СИМБЕЛ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СВЯЩЕННОГО БРАКА
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- КРЕПОСТЬ ИВАНГОРОД © И.Н. Миронова — текст, © Р.Р. Фатихов, Г.А. Попов, А. Межецкий — фотографии
- Лучшие отели мира
- Мир Франсиско Гойи
- ОТ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ И АДМИРАЛТЕЙСКОГО ПРОСПЕКТА ДО МОЙКИ
- Владимир
- Штат Джамму и Кашмир (Jammu & Kashmir)
- **Гринвич – всемирное наследие мореплавателей
- «Мирный труд плодотворнее шумной борьбы!»
- *Институт Арабского Мира
- Вице-адмирал Г.П.Чухнин
- Улица Франсуа Мирона
- Municipal Building и другие здания как зеркало мирового небоскребостроения и прообраз московских высоток