Книга: В стране фараонов
35. АСУАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НИЛА
35. АСУАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НИЛА
В 947 км к югу Каира находится город Асуан, а рядом с ним огромная плотина. Несмотря на изменения, которые постепенно разрушают древний пейзаж, столицу первого нома Верхнего Египта стоит посетить.
Можно побродить по великолепному саду на острове Китченера, совершить прогулку на парусной лодке-фелуке, отправиться на остров Элефантину, чтобы увидеть развалины храма Хнума, или посетить Нубийский музей. В этом музее хранится 8-метровый колосс Рамсеса II, перевезенный сюда из храмового комплекса в Герф-Хуссейне, мумию священного овна в золотой маске, памятник Пианхи, правителя Нубии, завоевавшего Египет и ставшего фараоном, или рельефы времен Хоремхеба и Рамсеса II.
Некогда древний Асуан находился на границе с Нубией. Здесь были таможня и большой рынок, где торговали товарами из Африки – золотом, слоновой костью, эбеновым деревом, шкурами животных.
Со времен Старого царства фараоны посылали сюда экспедиции, чтобы исследовать далекие земли. Здесь была возведена крепость, которая должна была помешать нубийцам захватить Египет. На несколько месяцев в году Нил становился здесь труднопроходимым, и фараон Сенусерт III повелел углубить русло реки, чтобы ничто не мешало судам добираться в Асуан.
Египтяне полагали, что близ Асуана есть таинственная пещера, где находится исток Нила. В пещере жил бог Нила, всегда изображавшийся тучным, как и положено божеству плодородия. Он держит в руках два сосуда: в одном вода небесного Нила, в другом – вода Нила земного. Вода, которую бог Нила льет из этих сосудов, давала начало великой реке.
Другим богом, от которого зависел уровень воды в Ниле, был Хнум. Он повелевал разливами Нила, от которых зависело плодородие египетских полей.
На знаменитой «стеле голода», установленной на острове Сехель близ Асуана, запечатлена история семи тяжких лет, когда разлив Нила был недостаточно сильным. Запасы пищи тогда истощились, и над страной нависла угроза голода. Фараон Джосер обратился к своему визирю Имхотепу, повелев ему объяснить причины этого бедствия. Изучив древние тексты Тота, хранившиеся в Гермополе, мудрец обнаружил, что в храмах недостаточно ревностно исполнялись священные ритуалы Хнума, поэтому повелитель вод разгневался: он встал обеими ногами в русло реки, преградив поток. Чтобы успокоить гнев Хнума, было совершено большое жертвоприношение, и разливы Нила обрели былую мощь.
На острове Элефантина, помимо руин некогда великолепного храма Хнума, находится маленькое святилище, посвященное мудрецу Хекаибу, номарху эпохи VI династии, который был обожествлен посмертно (редчайший случай). Кроме того, на острове находился храм богини Сатис, который из втиснутого между огромными скалами примитивного святилища династии превратился со временем в величественное сооружение. Найдено более 350 его блоков и фрагментов, вторично использованных в постройках птолемеевской эпохи. Здесь также можно увидеть знаменитый ниломер – каменную лестницу, расположенную на берегу острова и насчитывающую девяносто пар ступеней. На стене рядом шкала с делениями, позволяющая измерять уровень воды в реке.
Здесь греческий географ и математик Эратосфен в 230 г. до н. э. произвел измерения и определил радиус земного шара. Его метод основывался на одновременном измерении высоты Солнца в Асуане и в Александрии, лежащих примерно на одном меридиане, в момент летнего солнцестояния. Полученный им результат поражает точностью: он всего лишь на 80 км расходится с фактическим полярным диаметром земного шара.
Асуан был известен огромными карьерами, где добывали великолепный гранит, песчаник и диорит. Руководители работ выбирали камни, которые нужно было потом перевезти к месту строительства на судах. В карьерах безжалостно палило солнце, стояла невыносимая жара. Здесь можно увидеть незаконченный обелиск длиной 42 м и массой около 1200 т. Это самый большой обелиск в Древнем Египте. Трещина, появившаяся, возможно, в результате землетрясения, расколола гранит, и строители бросили гигантский монолит, который уже начали вырубать из породы.
* * *
На левом берегу Нила, напротив современного Асуана, мы замечаем множество отверстий в прибрежных скалах. Это Куббат эль-Хава – некрополь правителей и знати города и нома, датируемый концом Старого царства и началом Среднего. В некоторых из этих гробниц есть просторные залы со столбами и колоннами, высеченными прямо в скале.
Люди, похороненные здесь, были не только превосходными управляющими, но и исследователями Великого Юга. Начнем с Хирхуфа, который совершил несколько путешествий в Нубию. Нередко ему приходилось вступать в жестокие столкновения с местными племенами. Он привел в Египет караван из трехсот ослов, груженных ладаном, эбеновым деревом, слоновой костью и шкурами пантер. Однако наибольшую славу в глазах совсем еще молодого фараона Пепи II он приобрел, когда обнаружил пигмеев. Царь никогда их не видел и написал Хирхуфу, чтобы он доставил одного в Египет. Мы знаем об этом благодаря автобиографической надписи, сохранившейся в гробнице, и тексту царского письма, высеченному на ее внешней стене. Царь требовал, чтобы Хирхуф доставил карлика в целости и сохранности: «Сторожи, чтобы не упал он в воду. Когда он будет спать ночью, поставь надежных людей, чтобы спали они в его палатке. Проверяй по десять раз ночью».
Среди других гробниц особенно примечательны места вечного упокоения номархов Саренпута I и Саренпута II со статуями, изображающими умерших в облике Осириса. На стене около входа в свою усыпальницу Саренпут I повелел изобразить любимых животных: изящную борзую и другую старую собаку с обвислыми сосцами.
В гробнице Саренпута II есть роспись, на которой владелец гробницы изображен с символами власти в руках – посохом и скипетром. Позади него перед столом с приношениями сидит его мать, жрица храма Хнума. В отличие от жены, сына и слуг мать изображена одного роста с Саренпутом. Любопытно, что в своей гробнице Саренпут отвел матери существенно более значительное место, чем жене.
Помимо Элефантины, важными островами были Сехель, знаменитый благодаря найденной здесь «стеле голода» и Бигэ. Здесь находилась одна из могил Осириса, Абатон, – место, куда не должна была ступать нога смертного. Рядом с гробницей стояли многочисленные столы для приношений. В этом регионе сохранились рисунки и надписи, оставленные купцами и путешественниками разных эпох на прибрежных гранитных скалах и островах. На одном лишь острове Сехель их насчитывается более трехсот.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ
- 2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НИЛ
- 3. ТАНИС И ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ДЕЛЬТЫ
- 4. НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ СОКРОВИЩА КАИРСКОГО МУЗЕЯ
- 5. БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗНУВШИЙ МЕМФИС И ПОКОЙ РАМСЕСА
- 6. ГИЗА, ЗЕМЛЯ СВЕТА
- 7. АБУСИР. ПИРАМИДЫ СЫНОВЕЙ СОЛНЦА
- 8. САККАРА. СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА
- 9. ГОВОРЯЩИЕ ПИРАМИДЫ САККАРЫ
- 10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ
- 11. СЕРАПЕУМ САККАРЫ. ВЕЧНОСТЬ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ
- 12. ДАШУР. СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ
- 13. МЕДУМ. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
- 14. ПРОГУЛКА В ФАЮМ
- 15. ПАЛОМНИЧЕСТВО В СРЕДНИЙ ЕГИПЕТ
- 16. АБИДОС. ЦАРСТВО ОСИРИСА
- 17. ДЕНДЕРА. ЗЕМЛЯ БОГИНИ ЛЮБВИ
- 18. ФИВЫ, ЛУКСОР, КАРНАК – ВЛАДЕНИЕ АМОНА
- 19. ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. КАРНАК – ХРАМ ХРАМОВ
- 20. ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. ЛУКСОР, БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
- 21. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ХРАМ СЕТИ I В КУРНЕ
- 22. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. КОЛОССЫ МЕМНОНА
- 23. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ, ВЕЧНОСТЬ ЦАРИЦЫ ХАТШЕПСУТ
- 24. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. РАМЕССЕУМ, РАЗРУШЕННЫЙ ГИГАНТ
- 25. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. МЕДИНЕТ-АБУ – ГОРОД-ХРАМ РАМСЕСА III
- 26. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. КАРТА ФИВАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ
- 27. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЦАРЕЙ
- 28. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЦАРИЦ
- 29. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЗНАТИ
- 30. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДЕЙР ЭЛЬ-МЕДИНА, МЕСТО ИСТИНЫ
- 31. ХРАМ ЭСНЫ И ТАЙНЫ ЕГО СОЗДАНИЯ
- 32. ЭЛЬ-КАБ. ЗЕМЛЯ БОГИНИ-КОРШУНА
- 33. ХРАМ ЭДФУ. ВСЕМОГУЩЕСТВО ХОРА
- 34. ХРАМ КОМ-ОМБО. КУЛЬТ СОКОЛА И КРОКОДИЛА
- 35. АСУАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НИЛА
- 36. ФИЛЭ. СВЯТИЛИЩЕ ИСИДЫ
- 37. ПОЕЗДКА В НУБИЮ. ИЗ АСУАНА В АБУ-СИМБЕЛ
- 38. АБУ-СИМБЕЛ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СВЯЩЕННОГО БРАКА
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- **Асуан
- Сохранила родину и обрела семью
- 37. ПОЕЗДКА В НУБИЮ. ИЗ АСУАНА В АБУ-СИМБЕЛ
- Демократические истоки Херсонеса
- Истоки итальянского садово-парковою искусства
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- Проспект Римского-Корсакова
- IX. Транспорт Индии
- Иехония
- Париж д’Артаньяна