Книга: Справочник. Улицы Оренбурга.
Слияние предместий с городом
Слияние предместий с городом
Статус крепости мешал развитию Оренбурга как города, что особенно стало ощутимо в середине XIX века, когда крепость фактически потеряла свое значение. Несмотря на это, по генеральному плану, утвержденному военным министром в октябре 1850 года, значительная часть Старой слободки и несколько домов Форштадта подлежали сносу за нарушение 130-саженной ширины эспланады. Правда, все осталось на бумаге, а вскоре последовала и ликвидация крепости. Указ об упразднении Оренбургской крепости вышел 11 (23) июня 1862 года.
Срывать вал и засыпать ров начали, прежде всего, с юго-западной стороны. Удлинив часть кварталов до новой красной линии, разбив 7 новых в 1863 году, образовали часть современной улицы Бурзянцева. В 1864 году она была названа улицей Безак в честь генерал-губернатора А. П. Безака, который активно занимался вопросами новой застройки, а в этом году отбыл на новое место службы.
В XVIII веке пространство между валом и постройками с этой стороны города называлось Острожной улицей по острогу для содержания ссыльных. Он был на месте нового квартала между современными переулками Гугучкинским и Ивановским и находился внутри Бердского бастиона. От бывшей Острожной улицы под вновь проложенной остался участок современной улицы Бурзянцева от Диспансерного переулка до улицы Кирова. В XIX веке острога здесь не стало. Построили так называемый «тюремный замок» (одноэтажное кирпичное здание), находившийся по восточной стороне Введенской улицы (теперь 9-го Января) в южном квартале. До упразднения крепости никакого названия вместо Острожной на планах нет.
От новых кварталов и до Соляного переулка была оставлена Чернореченская площадь, название которой восходит к бывшей здесь раньше дороге и Чернореченским крепостным воротам, что находились в районе перекрестка современных улиц Бурзянцева и Пушкинской; именовали эту площадь и Железной по рядам для продажи железа и изделий из него. Но территория между современными улицами Чичерина и Гая от Кирова и до Постникова отведена, была под застройку. Между этими кварталами и старой частью застроили по обеим сторонам продолжение Бухарского переулка, назвав его, однако, Червяковским в этой части, поскольку новые кварталы считались принадлежащими не городу, а слободе.
Постепенно застроился и участок между улицами Кобозева и 9-го Января к северу от Хлебного переулка. Площадь, оставленная к западу от него получила название Хлебной по торговым рядам и амбарам на ней. Северная ее часть называлась одно время Соляной, а иногда и вся площадь именовалась Хлебно-Соляной. Связано это, должно быть, с переносом соляного торга, который в 80-е годы производился, например, на части Госпитальной площади.
Новая слободка тоже соединилась с городом, но сначала застройка шла только в кварталах от современных улиц Советской и Цвиллинга до Орджоникидзе. Ее восточную часть, включая и северную сторону Лечебного переулка, стали застраивать лишь начиная с 1872 года, так как до этого считали, что проектировавшаяся железная дорога может пройти с восточной стороны города, и это место могло бы быть удобным для вокзала. Незастроенное пространство от города до Караван-Сарая стали называть по бывшим крепостным воротам Сакмарской площадью, именовали ее и Мясной по устроенным на ней мясным рядам.
С восточной стороны города бывшая эспланада долгое время оставалась свободной, вал срывали местами, только на территории, занятой ныне Оренбургским высшим зенитным ракетным командным училищем, стали строить казармы и другие служебные здания. Эта сторона на юге называлась Форштадтской, или Войсковой площадью; пространство же на севере, ограниченное современными улицами Володарского, Терешковой, Победы и Выставочной до появления рынка, называлось Конносенной площадью, или просто Сенной.
Соединившись с городскими, радиальные улицы Новой слободки сохранили свои названия, городские улицы тоже не переименовывались. Таким образом, одна и та же улица имела одно название до современной улицы Володарского и другое — дальше. Так часть Комсомольской была Успенским переулком, а другая — Каргалинской улицей. В это время оформилась как улица современная Володарского, тогда инженерная, названная по домам инженерного ведомства, находившимся по обе стороны главной улицы у бывших Сакмарских ворот крепости.
- ЗНАКОМСТВО С ГОРОДОМ
- **Мали Лошинь (30) (Mali Losinj) является самым крупным городом (около 7 тыс. жителей) и туристическим центром острова. ...
- Блок за городом
- Архитектурные ансамбли венских предместий
- Борьба с Новгородом
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ
- «Кровавый суд» в Кёнигсберге