Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
Подводная лодка Карла Шильдера
Подводная лодка Карла Шильдера
В сентябре 1840 г. от пристани близ дачи Карла Шильдера на Петровском острове (сейчас на этом месте территория института Лесосплава и Петровский бизнес-центр по адресу: Петровская коса, 1) отбуксировали на середину Малой Невки странный продолговатый металлический предмет, напоминающий капсулу, увенчанную двумя башенками. В фарватере речки, приблизительно на месте современного яхт-клуба, в капсулу погрузилось 8 человек, после чего она, пуская пузыри, стала медленно погружаться в воду. Когда капсула легла на песчаное дно, из воды торчали лишь верхушки башенок и оптический прибор, позволявший обозревать поверхность воды. Немногочисленные дачники да крестьяне с лукошками грибов с берегов Петровского и Крестовского островов с любопытством наблюдали, что же станет с экипажем капсулы. Капсула не подавала никаких признаков жизни, только время от времени на поверхности воды появлялись пузыри: это через выпускной патрубок выходил воздух.
Место, где когда-то находилась дача К.А. Шильдера
Через три часа металлический предмет всплыл. Восемь человек команды один за другим бодро выскочили через люк одной из башенок и на все вопросы, как, мол, и что, отвечали, что «стеснения воздуха не чувствовали». Так состоялось испытание первой в мире цельнометаллической подводной лодки Шильдера, намного опередившей своё время.
Начинал же свою военную карьеру Карл Андреевич Шильдер (1786–1854) отнюдь не на инженерном поприще. Боевое крещение получил в строю, в знаменитом Аустерлицком сражении 1805 г. И жизнь его сложилась ярко, под стать первому бою. В 1806 г. он получает чин подпоручика и начинает службу в инженерных войсках, где состоит до конца жизни. В 1811 г. Шильдер проводит работы по расширению крепости в Бобруйске, затем участвует в её обороне во время блокады польскими войсками. В дальнейшем служит в сапёрном батальоне, а с 1820 г. по приглашению великого князя Николая Павловича командует 2-м пионерным батальоном.
Подводная лодка К.А. Шильдера
Историки приводят интересный эпизод из жизни Карла Шильдера. В польском походе 1831 г., в боях при Остроленке, он получает ранение в ногу, но, невзирая на боль, опираясь на костыли, находится в гуще жесточайшей схватки.
Фортификация стала делом жизни Карла Шильдера, однако оригинальное инженерное мышление позволило ему добиться выдающихся результатов в, казалось бы, далёких от основной профессии областях. Так, использовав идею Павла Львовича Шиллинга, он применил способ электровоспламенения пороха для подрыва подводных мин. Минами дело не ограничивается, «подводные опыты» так увлекают Шильдера, что, заручившись поддержкой высшего военного начальства, в 1834 г. он строит на Александровском заводе (ныне – «Пролетарском») подводную лодку собственной конструкции.
Обшивка лодки состояла из котельного листового железа толщиной около 5 мм, над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Лодка приводилась в движение вручную гребками, силами четырёх матросов. Каждый из гребков состоял из двух складывающихся лопастей, вращаемых рукоятью (через зубчатое зацепление) изнутри лодки.
Создавая гребки, Шильдер подражал лапам водоплавающих птиц, а руль выполнил в форме рыбьего хвоста. В кормовой башне располагалась зрительная труба (перископ). Для замены воздуха предусматривался центробежный вентилятор, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха. Лодка была снабжена минами и ракетами. Управление ими из-за неразвитости технических средств, разумеется, было примитивным, но идеологически предвосхитило развитие подводного флота на годы вперед.
Испытание у берегов Петровского острова, с которого мы начали рассказ, было одним из последних для «подводного проекта», а последнее состоялось в 1841 г. в Кронштадте, на глазах у авторитетной комиссии. Удачным его трудно назвать, ибо за 35 минут лодка прошла под водой всего 183 сажени (около 400 м). Ручную тягу тогда нечем было заменить, двигателей ещё не существовало, к тому же лодка плохо ориентировалась под водой и нуждалась в надводном корабле сопровождения.
После испытаний Комиссия заключила, что лодка не в состоянии выполнять боевые задачи, и проект закрыли. Лодку передали Шильдеру для самостоятельных занятий, но за отсутствием средств он не смог продолжить разработку. По слухам, подводная лодка ещё некоторое время находилась в одном из сараев на даче Петровского острова, пока её не разобрали на металлолом.
В 1852 г. двадцатилетний срок аренды земли на Петровском острове у Шильдера истек, и он запросил Кабинет императора о продлении аренды ещё на 20 лет. Но пожить на своей даче ему больше не довелось. Начавшаяся в 1853 г. Крымская война заставила генерала Шильдера вернуться в армию. На Дунае в 1854 г. он был тяжело ранен и вскоре скончался в госпитале румынского города Кэлэраш.
Император Николай I, узнав о смерти своего любимца, написал князю Горчакову: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».
- Музей-фотосалон Карла Буллы
- *Церковь Св. Карла
- Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
- Музей истории гимназии Карла Мая Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- Проспект Римского-Корсакова
- IX. Транспорт Индии
- Иехония
- Париж д’Артаньяна
- Судак