Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Где находится

Лавра находится в городе Сергиев Посад Московской области. Проезд от Ярославского вокзала Москвы на электричке до Сергиева Посада или пригородным автобусом от Щелковского автовокзала.


Свято-Троицкая Сергиева лавра. Фото В. Лопатина

История почитания

Православная русская обитель номер один – Свято-Троицкая Сергиева лавра – основана величайшим русским святым, «игуменом земли русской» преподобным Сергием Радонежским. Основной источник сведений о преподобном Сергии – «Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия», произведение, написанное монахом Троице-Сергиевой лавры, учеником отца Сергия Епифанием. Оно было создано примерно через 25–30 лет после кончины святого Сергия и затем обработано сербом Пахомием.

Родился Варфоломей (таким было до монашеского пострига имя Сергия) в Ростове Великом, в семье боярина. Однажды, незадолго до рождения сына, его мать пришла в церковь к Божественной литургии, и перед началом чтения Евангелия младенец в ее чреве вскрикнул так громко, что голос его услышали все находящиеся в храме. Во время Херувимской песни он вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес: «Святая святым» – в третий. Все оцепенели от ужаса, а мать младенца заплакала. «Из этого, – сказано в житии, – все уразумели, что произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы».

Православная русская обитель номер один – Свято-Троицкая Сергиева лавра – основана величайшим русским святым, «игуменом земли русской» преподобным Сергием Радонежским.

Варфоломею долго не давалась грамота, отчего он очень страдал и со слезами молил Бога о помощи. Отправившись однажды искать пропавших коней, он увидел в поле под дубом молящегося старца. Отрок попросил помолиться о даровании ему разумения грамоты, а потом пригласил старца посетить родительский дом. Каково же было изумление родителей, когда перед трапезой сын их стал стройно и внятно читать псалмы.

Когда Варфоломею было 15 лет, родители его переселились в Радонеж. По достижении 20 лет он стал просить у них благословения на монашеский постриг. Однако родители попросили сына не оставлять их в старости. После их пострига в Покровском Хотьковом монастыре Варфоломей в сопровождении брата Стефана отправился искать место для пустынножительства. Отыскав такое место в дремучем лесу, они построили небольшую церковь.

Митрополит Феогност благословил братьев и послал священников с антиминосом и мощами мучеников. В 1340 году церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Вскоре Стефан, не выдержав трудностей пустынножительства, ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве и продолжил свой подвиг пустынножительства. Однажды Варфоломей пригласил к себе жившего неподалеку игумена – старца Митрофана. Седьмого октября 1342 года Митрофан постриг Варфоломея в иноческий сан с именем Сергий – в тот день празднуется во имя святых Сергия и Вакха. После недели литургий и безвыходного молебна в «церковице» Сергий попросил у уходящего Митрофана благословления на отшельничество.

Несколько лет он вел отшельнический образ жизни. Затем молва о подвижнике распространилась, и к нему стали приходить люди, прося взять их к себе. Сначала Сергий, памятуя об участи своего брата, отговаривал людей. Но потом уступил и взял нескольких. В течение длительного времени их было двенадцать человек, и число это оставалось неизменным. Если кого-либо постигала кончина, тотчас же появлялся новый ученик. Было сделано двенадцать келий, их обнесли забором, и так возник монастырь, известный сейчас под названием Троице-Сергиевой лавры.

В полночь начинались службы (полунощница), затем шла утреня – в три, шесть и девять часов. Вечером – вечерня. Между главными богослужениями – «молебные пения», молитвы в кельях, работа в огородах, шитье одежды, переписывание книг и иконописание. Из соседнего села приглашали священника – служить литургию.

Так постепенно Сергий превращался из пустынника в церковного деятеля. Но священства еще не имел и игуменом не был. На просьбы братии стать их наставником отвечал, что желание стать игуменом – это властолюбие. Однако он решил, что этот вопрос решать должна церковная власть.

В 1354 году Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился в Переславль-Залесский к заместителю митрополита

Алексия епископу Волынскому Афанасию, который поручил Сергию управление монастырем и рукоположил его в иеромонахи. Так преподобный Сергий стал игуменом основанной им обители.

Долгое время обитель Сергия Радонежского была чрезвычайно бедной. В ней действовал «особножитный» устав: каждый инок рассчитывал на свои силы – не было ни общей трапезы, ни амбаров, ни кладовых. В 1372 году он получил в благословение от Константинопольского патриарха Филофея крест, параман и схиму. В своем письме патриарх советовал игумену Сергию ввести в обители общежительский устав.

Было сделано двенадцать келий, их обнесли забором, и так возник монастырь, известный сейчас под названием Троице-Сергиевой лавры.

С того момента жизнь монастыря начала перестраиваться. Все имущество стало общим; были построены амбары, кладовые, хлебопекарни. Для братии был назначен общий духовник. Одним из первых духовников был преподобный Савва – основатель Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Однако далеко не всем монахам нравились новые порядки. Увидя, что «оппозиция» не сдается, отец Сергий молча покинул обитель и на пустынном месте у реки Киржач основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако через четыре года по горячей просьбе братии Троицкого монастыря и совету самого митрополита Алексия преподобный Сергий вернулся в свою первую обитель, оставив настоятелем нового монастыря преподобного Романа Киржачского.

Скорее всего, соблюдение устава в Троицком монастыре держалось не на страхе наказания, а на высочайшем авторитете игумена Сергия, его могучей духовной силе и обаянии. Он стремился убедить своих учеников – как словом, так и, прежде всего, собственным примером, в первую очередь полной самоотдачей Господу. Сергий был не проповедником, но делателем веры Христовой в сердцах людей.

Многие ученики Сергия сами стали основателями или настоятелями новых монастырей. Так, в 1374 году отец Сергий основал в Серпухове Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Настоятелем этой обители был назначен любимый ученик Сергия – преподобный Афанасий Высоцкий. Первым из монастырей, основанных учениками преподобного Сергия, стал Спасо-Андронников монастырь в Москве, его игуменом – инок Троицкой обители, впоследствии канонизированный, Андронник. Еще один ученик Сергия Радонежского, Авраамий Галицкий, основал в пустынных лесах Заволжья несколько небольших монастырей, посвятив их различным праздникам в честь Богородицы.

Другая важнейшая сторона деятельности святого Сергия – усилия по преодолению розни между удельными князьями и единению Руси вокруг Москвы. Видимо, в силу обстоятельств и повинуясь велению Божиему, принял преподобный участие в важных политических и военных событиях – духовное, конечно.

Всем известна история о благословении Сергием великого князя Дмитрия, ехавшего на битву с татаро-монгольскими завоевателями.

В 1347 году, в тот день, когда в Переславле-Залесском Сергий Радонежский крестил сына Дмитрия Донского, на совете русских князей было решено прекратить выплату дани в Орду. Именно к Сергию Радонежскому и пришел за благословением великий князь Дмитрий, отправляясь на сражение с полчищами Мамая. Преподобный благословил его и предрек победу, а также дал ему двух иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые в мирской жизни были опытными воинами.

Одним из первых духовников был преподобный Савва – основатель Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Александру Пересвету суждено было начать Куликовскую битву единоборством с татарским богатырем. Оба они пали мертвыми в схватке, после которой закипело сражение. Как утверждают летописцы, такой сечи еще не бывало на Руси, сотни тысяч воинов бились и погибали на Куликовом поле. И все время, пока шла битва, победа в которой стала началом освобождения Руси от монголо-татарского ига, стоял с братией на молитве радонежский игумен. Имея дар прозорливости, он видел все, что происходило вдали от него, и, называя одно за другим имена павших русских героев, читал заупокойные молитвы по ним, а в конце сражения сказал: «Мы победили». Тогда и была установлена преподобным Сергием Димитриевская суббота – день, в который вот уже шесть столетий совершается Церковью поминовение всех павших за Родину.

Жизнь святого Сергия Радонежского была отмечена многочисленными чудесами и чудотворениями.

Наивысшим чудом, увенчавшим подвижнический труд Сергия Радонежского, стало посещение его Пречистой Богородицей. Однажды глубокой ночью преподобному Сергию было чудесное видение: когда он молился перед иконой Богородицы, его внезапно озарил ослепительный свет и явилась Пречистая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Она пообещала ему, что будет оказывать покровительство Свято-Троицкой обители.

Незадолго до кончины Господь удостоил преподобного Сергия видением божественного огня, что святой воспринял как знак своего скорого отхода к Всевышнему. Интересный момент этого события состоит в том, что видение было явлено не только преподобному, но и ученику его Симону.

Многие ученики Сергия сами стали основателями или настоятелями новых монастырей.

Преподобного Сергия похоронили в созданной им обители, и с тех пор множество чудесных явлений стало совершаться и совершается в этом месте. Пятого июля 1422 года его мощи были обретены нетленными, а через тридцать лет его причислили к лику святых. Обретенные мощи святого сначала хранились в деревянном храме, а позже были перенесены в новый, каменный собор во имя Живоначальной Троицы. Их положили в деревянную раку, которая впоследствии была заменена золоченой серебряной, изготовленной по приказу Иоанна Грозного.

Особенности

Троицкий собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Святые мощи Сергия Радонежского по сей день почивают в Троицком соборе. С именем преподобного Сергия связаны несколько чудотворных икон, хранящихся в Троице-Сергиевой лавре.

Одна из них – икона Николая Чудотворца. Другая келейная икона – «Одигитрия», или Смоленская икона Божией Матери.

Еще три святыни Сергия Радонежского – колодцы, связанные с его именем. Один из них называется Пятницким. Другой святой колодец расположен возле Успенского собора Лавры и над ним стоит изумительной красоты часовня. Колодец ископал сам преподобный Сергий в 1344 году. Третий Сергиев колодец находится за селом Стромынь, на берегу реки Дубенки. В этом месте когда-то стоял монастырь, основанный в 1379 году самим Сергием Радонежским.

В Троице-Сергиевой Лавре находятся мощи ряда других русских святых: преподобного Никона, любимого ученика Сергия Радонежского, второго игумена Лавры; святителей Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Антония (Медведева) и преподобного Максима Грека.

Интересные случаи

Однажды, в период строительства Троицкой обители, возникли проблемы с водой. Сергий спустился к подножию Маковца, нашел небольшую лужу. Стал перед ней и начал молитву, прося Господа дать им воду. Затем осенил лужу крестным знамением и ударил по земле своим посохом – и тотчас из нее забил ключ.

Предание говорит, что этот источник существует по сей день. Правда, он находится за пределами монастыря, неподалеку от его стен – именно он и именуется Пятницким колодцем. Над ним стоит часовня.

Один из первых случаев чудесного воскрешения из мертвых преподобным Сергием описан в его житии: к преподобному пришел отец со своим умирающим сыном и просил помощи. Пока Сергий готовился к молитве, ребенок умер. Отец расстроился и начал укорять преподобного. Затем вышел, чтобы привезти гроб. Однако когда отец Сергий начал молиться, ребенок внезапно ожил и протянул руки к отцу.


Оглавление книги


Генерация: 0.059. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз