Книга: Памятники древнего Киева

Лаврские ценности

Лаврские ценности

На протяжении семи веков Киево-Печерская лавра сохраняла роль крупнейшего на Украине религиозного и культурного центра. В 1929 году монастырь закрыли, но во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы предпринимались попытки возобновить его существование. В пору торжества атеизма власти республики не могли не признать его огромное историческое значение, которое, безусловно, превалировало над ролью культовой, отчего лавру не разрушили, а объявили музеем-заповедником.

Сегодня на территории Киево-Печерской лавры работает Государственный музей исторических драгоценностей, в фондах которого собраны памятники мировой культуры начиная с VI века до н. э. и заканчивая современностью. Оправдывая сравнение с золотой кладовой, монастырское хранилище древностей включает в себя различную утварь, украшенную бриллиантами, изумрудами, рубинами, художественной эмалью, а также старинные изделия из драгоценных металлов — платины, золота, серебра. Большая часть древних экспонатов обнаружена в скифских могильниках и руинах античных городов, в немалом количестве существующих на Украине. Предметы прикладного искусства средневековой эпохи добыты при раскопках древнерусских городов и поселений. Роскошная золотая пектораль — шейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи, — служила отличительным знаком скифского царя. Эта вещь привлекает внимание не столько мастерством исполнения, сколько сюжетом, ведь на ней изображены сцены из жизни исчезнувшего народа.

Высокий художественный уровень демонстрируют золотые колты, бусы, диадемы, исполненные в технике перегородчатой эмали ювелирами Киевской Руси. Значительную часть коллекции исторических предметов составляют работы украинских, русских и армянских золотарей, отнесенные к XIV–XIX векам.

Наряду с уникальными украшениями, музей располагает обширным нумизматическим собранием. Отчеканенные в разные эпохи иностранные и отечественные монеты представляют огромный исторический интерес. Сребреники и златники времен Владимира Святославича соседствуют с монетами Древней Греции, Рима, Византии, средневековой Европы, а также с деньгами, выпущенными в Китае, Японии, Египте. Киевские, черниговские, новгородские гривны, первый русский рубль и четвертак дополняют редкостные русские монеты из платины, изготовленные в XIX веке. Кроме того, в нумизматическую коллекцию входят западноевропейские и русские медали, созданные в большой временной период начиная от эпохи Возрождения и заканчивая началом прошлого века. Постоянная экспозиция художественных изделий из драгоценных металлов является незначительной частью предметов, собранных в ризнице Киево-Печерской лавры, покоях митрополита, наместника и кельях соборных старцев. Большую их часть составляют вещи сугубо культового назначения: кадильницы, подсвечники, серебряные с позолотой потиры, дарохранительницы, дискосы, кресты, лампады, венцы икон и евангелий, украшенных драгоценными камнями, жемчугом, эмалью, уральским хрусталем. На выставке представлены превосходные образцы светского искусства, а именно дорогостоящие бытовые предметы, например серебряные блюда, подсвечники, ложки, вилки, кубки, рюмки, подносы, салатницы, чайники.

Драгоценные, художественно исполненные вещи являются материальным свидетельством связей лавры, позволяя составить мнение о монастырских покровителях, сторонниках и, в определенной мере, врагах. Кроме того, они помогают понять, как изменялись вкусы в древнерусском обществе, вообразить смену художественных стилей, развитие золотарного дела. Старые мастера использовали различную технику обработки металла: ковку, чернение, гравировку, чеканку, скань. Большинство изделий относятся к творчеству украинских мастеров. Наиболее интересными образцами считаются серебряная икона 1058 года, серебряный позолоченный крест XVI века с выгравированным растительным узором, напрестольный крест 1654 года, таинственным образом связанный с именем Богдана Хмельницкого.


Серебряные подсвечники, 1747 год

Высшие чины лавры надевали во время богослужений наряды из красочных тканей с цветистыми узорами. Яркие шелка, темный и светлый бархат с нежным золототканым орнаментом, сверкающая золотом и серебром парча — все это придавало церемониям праздничность, пышность, блеск, составляя «благолепие», так часто упоминавшееся летописцами. В музее лавры выставлены такие церковные одежды, как ризы, палицы, покровцы. Культовое облачение архиерея под названием «саккос» выполнено из ценных тканей и отличается художественной отделкой. Плащаница представляет собой изображение на дорогой ткани евангельской сцены оплакивания Христа. Посетители выставки изделий из старинных тканей могут ознакомиться с художественной вышивкой, оценив богатство украинского орнамента, выполненного разноцветным шелком, золотом, жемчугом, бисером.


Вышивка на епитрахили, XVII век

Одинаково высокую историческую и художественную ценность представляет работа безымянных украинских мастеров — репсовый орарь, или культовая принадлежность облачения диакона, то есть широкая, расшитая крестиками и дополненная подкладкой лента. Выполненный в 1682 году, орарь вышит разноцветным шелком и сухозлотицей. В старину так называли материал для изготовления парчи в виде тончайших золотых и серебряных проволочек, скрученных с льняными либо шелковыми нитями. Именная фелонь из зеленого бархата была преподнесена полковником К. Мокиевским в 1702 году. Примером работы русских мастеров является саккос из узорчатой парчи, пожертвованный монастырю Екатериной II. Подобного рода изделие монастырю подарил и гетман Скоропадский.

Удивительно изящен и богат саккос с шитьем из французской парчи, который отцам лавры вручил сотник В. Бурковский.

В 1980-х годах удивительный мир чудес открывался посетителям выставки микроминиатюр, созданных местным умельцем Н. С. Сядристым. Каждая вещь выполнялась по вновь изобретенной технологии. Автор использовал различные материалы и оригинальные инструменты, зачастую созданные для конкретной вещи. Тогда самой маленькой в мире книгой признавался «Кобзарь». Произведение Тараса Шевченко в трактовке Сядристого не превышало 0,6 мм2, имело 12 страниц, на которых размещались отрывок из предисловия И. Франко, рисунок «Отчий дом», полный текст нескольких произведений великого поэта и его портрет. Портрет американского писателя Эрнста Хемингуэя был выполнен в технике акварели на срезе зерна дикой груши. Портрет балалаечника В. В. Андреева умещался на половинке макового зернышка, тогда как на обратной стороне имелось изображение инструмента — трехструнной балалайки в футляре. Внимательный зритель лишь вооруженным глазом мог разглядеть 40 деталей, в том числе лады, кнопки, струны, толщина которых была в десятки раз меньше человеческого волоса и в несколько раз тоньше паутины. На фоне этих чудес вполне обычной выглядела блоха с золотыми подковами. Вершиной мастерства Сядристого по праву считается микроминиатюра «Золотой фрегат», выполненная в память об Александре Грине. Длина этой изумительной вещи составляет 3,5 мм. Толщина оснастки — 0,003 мм, то есть в 400 раз тоньше человеческого волоса. Модель состоит из 337 деталей, а в ее конструкции соблюдены основные пропорции.


Н. С. Сядристый. Золотой фрегат. Микроминиатюра, 1980-е годы

Вначале эта удивительная выставка микроминиатюр размещалась в здании бывшей библиотеки Флавиана, а перед тем пользовалась большим успехом во многих странах Европы, в Канаде, Мексике, США и Японии.

С недавних пор архитектурный ансамбль Киево-Печерского заповедника представлен на одноименных выставках. В бывших монашеских кельях экспонируются рисунки ранней застройки обители, образцы строительных материалов, макеты-реконструкции Успенского собора и Троицкой надвратной церкви, а также многочисленные чертежи, планы, живопись и графика. Здесь же находится плинфа с надписью и клеймом мастера, фрагменты декоративной отделки из мрамора, дерева, шифера. Ценителей скульптуры привлекает беломраморный надгробный рельеф фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому, выполненный известным русским ваятелем И. П. Мартосом в 1805 году. Более поздней и менее именитой работой являются серебряные врата, созданные для Стефановского придела московским мастером А. М. Постниковым.

Архитектурные композиции времен Киевской Руси можно представить на основе старинных гравюр и красочного панно, выполненного лаврскими художниками. Облик монастыря в XIX веке увековечен на редкостных фотографиях построек Гостиного двора, Трапезной палаты, Благовещенской церкви, колокольни церкви Спаса на Берестове. Посетители музея надолго останавливаются перед диорамой Печерской крепости XVIII века с ее мощными стенами и сторожевыми башнями. Смотровая площадка диорамного зала имитирует звонницу, через оконный проем которой ансамбль открывается во всей своей величественной красоте.


И. П. Мартос. Надгробный памятник П. А. Румянцеву-Задунайскому. Фрагмент, 1805 год

В 1988 году после многолетнего запустения, связанного с гонениями на православную веру, древняя обитель возродилась под новым названием — Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Сейчас она является мужским монастырем с собственной духовной семинарией. После стольких невзгод, во время которых были утрачены многие обычаи церковной жизни, монастырская жизнь не сразу предстала во всей своей полноте. Для устроения обители понадобятся десятки лет, несмотря на то что духовные нити, связывающие наше время с годами «достопамятных деяний и подвигов», не прервались.

Утро современной братии начинается с молитвы, поскольку без обращения к Богу обитель является просто общежитием. Распорядок устанавливается древним уставом Студийского монастыря, который за тысячу лет приобрел местные черты, именуемые лаврской традицией. Особое место в богослужении занимают канонические праздники и дни освящения храмов. В пещерах совершаются молебны с помазанием от мироточивых глав и надеванием шапочки святого Марка Гробокопателя. Жизнь в монашеских городках подчинена четким законам, без которых невозможно полноценное монастырское существование. В настоящее время главой Свято-Успенской Киево-Печерской лавры является митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а должность наместника занимает епископ Вышгородский. Важнейшие вопросы монастырской жизни, как и в старину, выносятся на обсуждение Духовного собора.

Монастырская жизнь основывается на молитвах и неустанных трудах. Сегодня лавра пользуется услугами собственных сантехников, плотников, столяров, архитекторов, портных, поваров, садовников, пчеловодов, пекарей, медиков. При монастыре работают экскурсоводы и работники сельского хозяйства. Благодаря послушанию в иконописной, ювелирной, золотошвейной, пошивочной и керамической мастерских появляются замечательные произведения церковного искусства. Братия приветствует помощь мирян, которые с радостью трудятся вместе с монахами. Продолжается деятельность лаврской типографии.

В иконописной мастерской работы по изготовлению икон в различных техниках выполняют иноки, послушники, а также прихожане, руководимые опытным реставратором. Художники используют только природные материалы и могут писать в самых различных стилях: от древневизантийской манеры до классицизма. Основой икон служат просушенные липовые или ольховые доски с врезанным дубовым шпоном. На деревянную поверхность во избежание повреждений красочного слоя наклеивается паволока — ткань, на которую в несколько слоев наносят левкас. В отдельных случаях производится его золочение. В современной иконописи применяются масляные краски, яичная темпера, а также их сочетание. Иконы покрывают защитным слоем лака, боковые и тыльные стороны обрабатывают восковой мастикой.

Возрождение монастырских порядков благотворно сказалось на облике лавры. В 1982 году была закончена реставрация настенной росписи и живописи в иконостасе Троицкой надвратной церкви.

Украинские ученые нашли и установили на прежнее место икону Богоматери, похищенную во время фашистской оккупации. Кроме того, в храме снова появились деревянные фигурные скамейки (стасидии), изготовленные и расписанные в середине XVIII века.

Одновременно с реставраций храмов и корпусов братия облагородила зеленую часть монастырской территории. Центром архитектурного комплекса стал Свято-Успенский собор, преобразившийся из руин в полноценное культовое сооружение. Монастырский хор участвует в фестивалях церковного пения и различных духовных торжествах. На сегодняшний день издано несколько дисков с песнопениями лаврских певцов. Особенную торжественность и красоту местным службам придает существующее много веков клиросное пение, которое братия стремится возродить и сохранить.

Оглавление книги


Генерация: 0.263. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз