Книга: Каир: история города
Современное исламское государство
Современное исламское государство
И мечеть Рифаи, и дворец Маньял были построены в уникальный период истории ислама. В XIX столетии практически все исламские государства были колониями европейских держав. Исламский мир, некогда обладавший культурным и научным превосходством над предренессансной Европой, оказался в полной зависимости от западных политических и культурных ценностей. Владычество Запада принесло на Ближний Восток светские идеи. После обретения независимости Египет, подобно другим бывшим колониям, избрал трудную дорогу, представляющую собой некий средний путь между возвратом к «чистому исламу» и приверженностью западным (светским, материалистическим) взглядам. Египетские националисты сегодня активно поддерживают «Аль-Кайеду», поэтому отношения в обществе заметно обострились, а напряжение существенно возросло. В 2003 году президент Мубарак заявил, что египтянам и другим мусульманам надлежит приложить немало усилий, чтобы «восстановить достоинство своего вероисповедания» в глазах неисламского мира.
В 1990-е годы в Египте появилось множество воинствующих фундаменталистских организаций, действуют и более «возрастные» группы — например, «Братья-мусульмане», которые начинали свою деятельность еще при британской колониальной администрации. Взрыв в кафе на площади Тахрир в 1993 году, нападение на автобус рядом с Музеем древностей, вылазки против туристов в Луксоре — все эти события заставили правительство всерьез заняться проблемой радикального исламского фундаментализма. Разумеется, большинство египтян относятся к акциям радикальных групп отрицательно, однако невозможно закрывать глаза на то, что в последние годы происходит «тихое возрождение» ислама на улицах. Мусульманки сегодня одеваются куда строже, чем в гедонистические 1950-е. Очень немногие скрывают лица под чадрами, зато почти все носят хиджабы, пряча волосы и шею. Хиджаб — своего рода компромисс между западной модой и исламской скромностью, подобающей женщине, а также признак восстановления традиционных ценностей в эпоху стремительных перемен.
В городе постоянно встречаются напоминания о той роли, которую ислам сыграл (и продолжает играть) в его истории. Пост в месяц рамадан соблюдают большинство горожан. В конце каждого «постного дня» из Цитадели гремит пушка, а окончание рамадана отмечают шумными гуляниями на городских площадях. В этот месяц привычный уклад, привычный ритм жизни меняется на противоположный: днем, когда надлежит поститься, не происходит почти ничего, а по вечерам магазины и рестораны распахивают двери и остаются открытыми до раннего утра. Даже бродячие коты, которые нежатся на солнце у стены мечети или шныряют по базару в надежде подхватить оброненную еду, — даже эти коты суть олицетворения ислама: по преданию, Пророк Мухаммад так любил кошек, что скорее отрезал бы полу плаща, нежели разбудил бы спящее на нем животное. Еще Геродот отмечал любопытную особенность национального характера египтян: он писал, что жители Египта относятся к числу наиболее благочестивых народов Ойкумены. Две с половиной тысячи лет спустя это утверждение остается верным; пускай религия изменилась, религиозное чувство не утратило глубины.
- Рождение ислама: мечети Сайидна Хуссейн и Сайида Зейнаб
- Фустат и мечеть Амра: 641–750 гг
- Каир Аббасидов: 750–969 гг
- Каир Фатимидов: 969-1171 гг
- Городские ворота
- Арабский кошмар
- Конец правления Фатимидов
- Саладин и Айюбиды: 1171–1249 гг
- Каир мамлюков: 1250–1517 гг
- Города мертвых
- Памятники эпохи мамлюков: кладбища
- Памятники эпохи мамлюков: Цитадель и средневековый Каир
- Хан эль-Халили: базары и кофейни в сердце средневекового Каира
- Конец эпохи мамлюков
- Оттоманский Каир
- Кофе и богатство
- Девятнадцатый век: мечеть Мухаммада Али
- Дворец Маньял и мечеть Рифаи
- Современное исламское государство
- Полицейское государство
- Современное состояние пчеловодства на Алтае
- Народ, государство и его сотрудники
- Государство – продолжение группы
- Современное положение
- Часть 3 Социальное государство. Уровень жизни, зарплаты и цены
- Часть 3. Социальное государство. Уровень жизни, зарплаты и цены
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- Проспект Римского-Корсакова