Книга: Улицы Петроградской стороны. Дома и люди

Малая Посадская улица

Малая Посадская улица

Эта улица, протянувшаяся от Каменноостровского проспекта до улицы Чапаева, — одна из старейших в нашем городе. Ее длина — 797 м. Она появилась в начале XVIII в., в годы рождения на берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга.

Первоначально шла от Конного переулка до Петроградской набережной и называлась Посадская улица (1738–1780-е гг.), иногда писали — Посацкая улица (1746–1781 гг.). Название дано по посадской слободе, в которой жили ремесленники и торговцы. В 1751 г. появляется новое название — Малая Посадская улица. В 1755–1822 гг. существо вало наименование — Певческая улица, по находившейся здесь слободе певчих Троицкого собора. На плане 1753 г. обозначена как Малая Дворянская улица (включая современный Конный переулок). Участок от Большой Посадской до Конного переулка обозначен 1-й Торговой улицей. (2-й Торговой улицей считался Певческий переулок). Фактически эти названия не употреблялись.

В 1798–1822 гг. участок от Каменноостровского проспекта до Конного переулка назывался Дворянской улицей. В 1828 г. участок объединили с современной Мичуринской улицей под наименованием Малая Дворянская улица. На планах 1829–1835 гг. название Малая Дворянская улица относится ко всей Малой Посадской улице. (Современная Мичуринская улица именовалась Гагаринской улицей.) С 1753 по 1900-е гг. участок от Каменноостровского проспекта до Большой Посадской улицы иногда включался в состав Большой Посадской улицы.

Участок от улицы Чапаева до Петроградской набережной в 1822–1828 гг. назывался Малая Вульфова улица. Позже это наименование закрепилось за современной улицей Котовского. Участок закрыли в 1960-е гг. 9 ноября 1964 г. присвоили название улица Братьев Васильевых, в честь «братьев» С. Д. Васильева и Г. Н. Васильева, кинорежиссеров, к 30-летию выхода на экраны созданного ими фильма «Чапаев». Улица начинается от киностудии «Ленфильм» и заканчивается улицей Чапаева. В память «братьев» Васильевых в 1965 г. на фасаде дома № 2 установлена мемориальная доска. Ее авторы — архитектор Н. Ф. Бровкин и скульптор Г. Д. Ястребенецкий.

27 февраля 1989 г. улице вернули историческое название.

В 1939 г. проложили водопровод и реконструировали канализационную сеть улицы. В начале улицы на месте снесенного дома, выходившего на Каменноостровский проспект, разбили зеленую площадку. Такая же площадка с разросшимся тополем посредине вилась на стыке улицы с Конным переулком и Мичуринской улицей. Аллея тополей выстроилась в конце улицы по ее четной стороне.

Первыми поселенцами улицы были приближенные Петра I — придворная знать, дворяне, именитые граждане. На углу нынешней улицы Чапаева стоял дом С. Г. Нарышкина, за ним в сторону Певческого переулка — дома фельдмаршала М. М. Голицына, царевича Алексея Петровича, священника Петра I И. Х. Изборского (Битки), подъячего Филиппова, адмирала князя М. М. Голицына, думного дъяка А. Я. Маслова (на углу Певческого переулка). Одним из первых, кто в 1710 г. пришел на берега Невы, был москвич С. Г. Крюков. Его имя по сей день носит Крюков канал. Он с женой бежал из Москвы после невыполненного им подряда на поставку двадцати тысяч пудов смолы для Азовского флота. Архивные документы свидетельствуют об участии Крюкова в поставках железа на остров Котлин, кирпича на Пушечный двор, алебастра для Александро-Невского монастыря, корабельного дубового леса в Адмиралтейство. О канале, носящем его имя, известно то, что С. Крюков руководил постройкой части канала против Новой Голландии. «Двор московитина посацкого человека Семена Крюкова» — «три избы с печьми, да сени да ветхие трои срубы» — находился на Малой Посадской улице, приблизительно на пересечении ее с нынешней улицей Чапаева.

Еще до разработки образца первого уличного фонаря в 1718 г. Ж.-Б. Леблоном с ноября 1706 г. в Петербурге по приказу Петра I на четырех улицах, выходящих к крепости, на фасадах домов были повешены фонари, что производило большое впечатление не только на жителей Петербурга, но и на иностранцев. Появились они и на этой улице. Здесь, в небольшом деревянном доме на углу Певческого переулка, в конце 1712 г. поселился вернувшийся из-за границы сын Петра I Алексей. Путешествие за границу было предпринято под предлогом усовершенствования в науках, но в действительности Петр хотел устроить брак своего сына с какой-либо немецкой принцессой. Вскоре Алексей Петрович познакомился со своей будущей женой Софией-Шарлоттой, принцессой Брауншвейг-Вольфенбюттенской и в октябре 1711 г. была сыграна свадьба. В августе 1713 г. София-Шарлотта, до этого гостившая у своих родителей в Брауншвейге, приехала в Петербург. Прожили они здесь около полутора лет. Позже переехали на левый берег Невы в специально выстроенный дворец.

С марта 1829 г. на Малой Посадской, в доме купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Пантелеева (недалеко от крепости), проживал кровельщик Петр Михайлович Телушкин. В 1830 г., после сильной бури, повредившей фигуру ангела на шпиле Петропавловского собора, он поднялся на шпиль без лесов и отремонтировал флюгер.

Весной 1903 г. архитектор Ф. И. Лидваль получил разрешение на возведение дома для своих родителей в самом начале Каменноостровского проспекта с выходом на Малую Посадскую улицу (дом № 5). Строительство этого здания П-образной формы было закончено в 1906 г. Оно вошло в учебные курсы истории архитектуры как образец жилого дома в стиле модерн.


Малая Посадская ул., 5

В собственном доме (№ 5) архитектора Ф. И. Лидваля жил капитан Г. Э. Гренфель, морской атташе британского посольства.

В собственном доме № 7–9 с 1850-х гг. жил купец 2-й гильдии А. И. Сушкин, владелец фабрики по производству изделий из пуха и пера. После его смерти дело наследовал его сын П. А. Сушкин, проживавший в доме № 4 по Малой Посадской улице.

Дом № 7 возведен в 1907 г. по проекту П. А. Янушкевича, архитектора Городской управы. Дом принадлежал Е. А. Григорьеву, купцу, почетному гражданину, гласному Городской думы. Перед революцией в нем жил Н. И. Товстолес, активный проектировщик городской рядовой застройки, автор проектов многих доходных домов, в том числе здания на Ропшинской улице, 24.

В 1911–1912 гг. жил юный П. Н. Лукницкий, автор дневниковых записей о Н. С. Гумилеве. Здесь проживал В. К. Томилин, композитор, выпускник Консерватории (1932 г.). С 1927 г. жил в Ленинграде. Скончался 1 декабря 1941 г.

С 1978 по 2000 г. жил историк, член-корреспондент Российской академии образования В. И. Старцев, автор книг и публикаций по проблемам политической истории России начала XX в. С 1961 по 1984 г. работал в Институте истории Академии наук СССР. В 1984–1998 гг. — заведующий кафедрой истории СССР в ЛГПИ имени A. И. Герцена. С 1993 г. вел передачу «Исторический клуб» на петербургском радио.

На углу Крестьянского переулка в феврале 1986 г. по проекту архитекторов B. Ф. Хрущева, С. И. Трофименкова и Г. С. Левина возведено здание спортивного комплекса. В здании из керамзитобетона и стекла, облицованном сааремским доломитом цвета слоновой кости, занимаются любители гимнастики и тяжелой атлетики, борьбы и настольного тенниса, волейбола, баскетбола, плавания и других видов спорта.


Малая Посадская ул., 13

Доходный дом № 11 возведен в 1912 г. по проекту архитектора М. С. Лялевича. Муж владелицы дома М. А. Шмерко занимался продажей искусственной минеральной воды. До 1917 г. домом владел отставной надворный советник С. С. Лаппо-Данилевский. В этом доме, как и в доме № 2, цокольная часть украшена тосканскими пилястрами.

На территории дома № 13 раньше стояли два двухэтажных дома, принадлежавшие подрядчику по постройке Троицкого моста. Второй этаж домов представлял собой галереи с площадками для квартир. До 1913 г. здесь работало чертежное бюро инженера Эглунда. На месте разобранных в 1942 г. на дрова деревянных домов выстроен автогараж грузовых автомашин. Сохранившееся до нашего времени производственное здание О. К. Гофмана, владельца багетной и рамочной фабрики на Мичуринской улице, 19, возведено в 1913 г. по проекту Д. С. Кузнецова. В январе 2000 г. в нем открылся Посадский рынок.

Дома №№ 15, 17, 19 возведены по проекту архитектора Ф. И. Лидваля. В отличие от его домов, выходящих фасадами на центральные улицы, в этих зданиях даны плоские, почти лишенные украшений фасады. Лидваль любил сочетать фактурную штукатурку с обыкновенным красным кирпичом, что было, например, единственным украшением дома № 19. Такая простота фасадов объясняется тем, что они проектировались для чиновников, мещан, живущих в стороне от проспекта. Лидваль, помимо применения новых облицовочных материалов, уделял большое внимание удобству, гигиене, освещению квартир. В таких зданиях можно найти множество подсобных помещений различного типа.

Дом № 15 возведен в 1908–1910 гг. и принадлежал Ш. Д. Де-Риц-а-Порто, председателю шведского благотворительного общества.

До 1917 г. размещались: Союз народной торгово-промышленной самопомощи и Xристолюбивое общество самопомощи в болезнях.

На первом этаже располагались два учебных заведения — мужское городское училище имени Петра Великого и смешанное училище. В 1918 г. училища были объединены и переименованы в трудовую школу 1-й и 2-й ступеней. Здесь она просуществовала до 1922 г., когда была переведена в бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское училище). Ее место заняла 179-я школа 1-й ступени Петроградского района.

В этом доме жил купец 2-й гильдии П. С. Творогов, 2 июля 1903 г., после смерти отца, торговца мануфактурным товаром, вместе с братьями преобразовавший дело в торговый дом «С. С. Творогов с сыновьями». Он содержал магазины в Апраксином дворе.

До 1917 г. жил архитектор А. Ф. Нидермейер, представитель неоренессансного направления, автор доходных домов, в том числе дома № 100 по Большому проспекту. Он — соавтор Ф. И. Лидваля по постройке дома № 61 по Каменноостровскому проспекту.

Многие преподаватели Женского педагогического института снимали квартиры в этом доме, а также в соседних домах № 17 и № 19.

В доме № 15 в 1912 г. поселилась О. А. Гурамишвили — одна из первых женщин грузинок, принявших участие в народнореволюционной деятельности. Ее муж — Н. Я. Николадзе — талантливый публицист и деятель национально-освободительного движения в Грузии второй половины XIX в. В 1864 г. за границей он сблизился с К. Марксом, П. Лафаргом, семьей В. Гюго, сотрудничал в герценовском «Колоколе». В 1881–1883 гг. он вел критический отдел в «Отечественных записках».

Вместе с матерью жили их дочери Русудан и Тамара Николадзе. Русудан сначала была слушательницей, а потом преподавателем этого института. Младшая Тамара училась в нем.

С 1912 г. вместе с ними жил Н. Я. Николадзе, освобожденный царским правительством от должности городского головы Поти, пробыв на этом посту 18 лет. Прибыв в Петербург, он быстро восстановил связи с деятелями передовой русской интеллигенции: физиологом И. Р. Тархановым, с профессором химии А. П. Бородиным и Н. А. Римским-Корсаковым. Близкими друзьями семьи Николадзе стала семья В. Н. Верховского, жившего в соседнем доме № 19.

Сама Р. Н. Николадзе жила здесь до 1915 г., затем, выйдя замуж за М. А. Полиевктова, крупного историка, основные работы которого посвящены внешнеполитической истории России XVII–XVIII вв., переехала на улицу Фурштатскую. Впоследствии жила в Тбилиси, заведовала кафедрой химии в Политехническом институте.

Ее брат, выпускник Технологического института, будущий математик и металлург Г. Н. Николадзе, в этот период живший в Петербурге, инженер-доменщик, друг и соратник М. К. Курако и И. П. Бардина, впоследствии стал специалистом в области алгебраической геометрии. Г. Н. Николадзе является одним из основоположников советской грузинской науки.

В 1911 г. в Технологическом институте он сдал специальный курс металлургии. 9 января 1913 г. на отлично защитил проект доменного цеха и удостоен звания инженера-технолога.

В этом же доме до 1918 г. жил филолог-славист, палеограф, диалектолог, член-корреспондент АН СССР Н. М. Каринский, автор «Исторической хрестоматии по древне-церковно-славянскому и русскому языкам» для средней школы. В Университете, Археологическом институте, Историко-филологическом и Женском педагогическом институтах читал курсы по славянской палеографии, церковнославянскому языку, русскому языку и словесности.

С 1902 по 1957 г. в квартире 112 жил один из замечательных ученых, клиницист и педагог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945 г.) профессор М. В. Черноруцкий. Воспитанник школы С. П. Боткина, он является создателем новой терапевтической школы. Основное направление ученого как клинициста — взгляд на человеческий организм как на одно целое. В 1922 г. он избирается профессором Петроградского медицинского института по кафедре диагностики. С 1924 г. — директор госпитальной терапевтической клиники. Во время блокады М. В. Черноруцкий остался в городе; он ни на один день не прекращал трудиться. В апреле 1943 г. он создал Комитет по борьбе с алиментарной дистрофией и по ее изучению. Работа по алиментарной дистрофии в военное время — одна из основных работ ученого в дни блокады.

В доме № 15 с 1912 по 1939 г. жил и умер крупнейший советский ученый-ботаник В. В. Пашкевич, специалист в области плодоводства, действительный член ВАСXНИЛ имени В. И. Ленина. Пашкевич был одним из учредителей Каменноостровских высших сельскохозяйственных курсов (Ленинградский сельскохозяйственный институт). С 1927 по 1932 г. он работал во Всесоюзном институте растениеводства.

В 1930-е гг. в доме работал Союз парикмахеров.

Дом № 17 возведен в 1902 г. и принадлежал Ш. Д. Де-Риц-а-Порто. В нем с 1904 г. работал Петровский городской родовспомогательный приют на несколько коек. Попечителем приюта был писатель и журналист, редактор-издатель юмористического журнала «Осколки» Н. А. Лейкин. К 1917 г. приют закрылся.

В доме проживали ювелиры братья Петр Гаврилович и Иван Гаврилович Грачевы, в соседнем доме № 19 проживали дети Г. П. Грачева, владельца ювелирной фирмы и магазина при ней на Певческом переулке, 14.

В квартире 11 с 1917 по 1965 г. жила А. П. Лебедянская. Окончив в 1910 г. Педагогический институт, увлеклась архивоведением, которому отдала всю свою жизнь. Она участвовал в археологических экспедициях в Новую Ладогу, на гору Митридат и в другие места. После Великой Отечественной войны А. П. Лебедянская перешла на работу в Государственный исторический музей Ленинграда. Здесь она занималась изучением пушкарского дела XVII–XIX вв. За труд «История пушкарского приказа» (1952 г.) ей присвоено звание кандидата исторических наук.

В квартире 30 в течение тридцати лет проживал инженер-электрик, выпускник Электротехнического института, в 1921–1941 гг. работавший в этом институте, доктор технических наук, профессор (кафедра электрических машин) А. В. Трамбицкий, специалист в области расчета трансформаторов. Он был видным энергетиком, участником строительства Волховской ГЭС. Скончался 15 декабря 1941 г. в осажденном Ленинграде.

Семья Трамбицких была одной из интереснейших семей довоенного времени. Его дядя А. Г. Трамбицкий перед революцией был главным архитектором императорских театров и тюрем. Его двоюродный брат В. Н. Трамбицкий — композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Автор многих опер, среди которых «Кружевница Настя» (либретто К. Г. Паустовского, 1963 г.).

Соседний дом № 19, построенный в 1904 г., принадлежал А. К. Леммериху, председателю Санкт-Петербургского Политехнического общества.

В доме № 19 квартиру 9 с 1906 по 1938 г. занимал действительный член Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный деятель науки, профессор-химик В. Н. Верховский. Во время занятий в Университете его учителями были Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров. Академик Н. И. Бекетов непосредственно руководил им.

В 1911 г. вышел его «Элементарный курс химии», в 1934 г. и в 1947 г. — учебник по неорганической химии. В 1937 г. он пишет учебник по химии для средней школы. Труды В. Н. Верховского переведены на многие языки мира, в том числе на японский и китайский. Он избирается в числе первых действительных членов в Академию педагогических наук. В 1947 г. В. Н. Верховский скончался.

Мать ученого, Л. М. Верховская, участница «Народной воли».

В этой квартире жили сестры Верховского. Известная в свое время художница Л. Н. Верховская занималась акварельной живописью. Она дружила с А. П. Остроумовой-Лебедевой.

Вторая сестра Верховского, Ольга Никандровна, была женой музыкального критика В. Г. Каратыгина (проживали на проспекте Добролюбова, 3). Она занималась графикой и преподавала рисование в Педагогическом институте.

В этой квартире некоторое время жил брат В. Н. Верховского Ю. Н. Верховский. Его творчество развивалось в литературной среде, близкой А. А. Блоку, с которым Верховского связывала личная дружба. Еще в молодости Верховский обнаружил свое пристрастие к классицизму, впоследствии он стал видным переводчиком итальянских и французских поэтов эпохи Возрождения, Гете, Мицкевича, грузинских лириков. В 1910 г. Верховский выпустил свой сборник «Идиллии и элегии», А. А. Блок посвятил Ю. Н. Верховскому одно из своих «Посланий»: «Дождь мелкий, разговор неспешный». Верховский являлся большим знатоком поэзии А. С. Пушкина и поэтов пушкинской поры. Много лет он посвятил комментированию и изданию произведений А. А. Дельвига и Е. А. Баратынского.

Здесь часто можно было видеть Н. Ю. Верховского, племянника химика. Поэт-песенник, он создал немало текстов для массовых песен, особенно популярных в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, самой известной стала его «Песня о бескозырке».

Квартира Верховских долгое время была местом встреч писателей, артистов, художников. У Верховских собирались по субботам, у Каратыгиных — по пятницам. В 1910-е гг. здесь бывали А. А. Блок, Вяч. Иванов, М. А. Кузмин, В. А. Пяст, А. Белый, Саша Черный, М. А. Врубель. Несколько раз был Ф. И. Шаляпин. С конца 1920-х гг. на смену им пришли М. А. Волошин, Иван Новиков, В. А. Каверин, С. Я. Маршак, Ю. Н. Тынянов, академик С. В. Лебедев и его жена художница А. П. Остроумова-Лебедева, артисты МХАТа и многие дру гие деятели науки и культуры.

Верховские стали близкими друзьями семьи Николадзе, жившей в соседнем доме № 15.

В этом же доме в 1915–1917 гг. жил поэт, переводчик, драматург П. П. Потемкин. В 1905–1906 гг. печатался в сатирических журналах. Затем писал стихи для модернистских журналов. Он посещал салон Ф. К. Сологуба, сблизился с М. А. Кузминым, тот посвятил ему свою «Комедию о Алексее, человеке Божием». В 1908 г. он становится одним из основных сотрудников «Сатирикона».

Увлекался шахматами, входил в Санкт-Петербургское шахматное собрание. Последние годы жизни провел в Париже. Скончался 21 октября 1926 г. Его имя посмертно присвоено парижскому русскому шахматному клубу.

Квартиру 15 этого дома в 1920-е гг. занимал Н. П. Анциферов, литературовед, известный своими исследованиями по истории Ленинграда и Москвы и их пригородов. Им написаны такие замечательные книги, как «Душа Петербурга» и «Петербург Достоевского». Н. П. Анциферов был одним из зачинателей советского краеведения, воспитателем многочисленных музейных работников. Из тех, кто посещал Н. П. Анциферова, кроме учеников, был историк, профессор Университета И. М. Гревс, один из основоположников семинарской школы и экскурсионного метода в университетском образовании.

В квартире 20 проживал полковой комиссар П. В. Мухин, военком линкора «Октябрьская революция». По ложному обвинению арестован 16 февраля 1937 г. и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 1 сентября 1937 г.

В 1906–1917 гг. в квартире 31 дома № 19 проживал русский революционер-народник М. П. Сажин, участвовавший в революционном движении с 1860-х гг. Находясь за границей, он сблизился с М. А. Бакуниным, участвовал в Парижской Коммуне, в 1873 г. по процессу «193-х» за революционную пропаганду осужден на пять лет каторги. В 1906–1916 гг. работал в журнале «Русское богатство». Был членом Всесоюзного общества политкаторжан.

С 1917 по 1919 г. в этой квартире жила В. Н. Фигнер, в 1915 г. вернувшаяся из эмиграции. У В. Н. Фигнер бывали ее брат — оперный артист Н. Н. Фигнер, народовольцы-«шлиссельбурцы» Н. А. Морозов и М. В. Новорусский.

В начале 1930-х гг. жил А.А. д’Актиль (Френкель), вошедший в литературу 1930-х гг. как писатель-сатирик и юморист. В 1914–1917 гг. печатался в журналах «Новый сатирикон», «Стрекоза», «Журнал журналов», «Бич», «Жизнь и суд», «Божья коровка», «Мухомор», «Бузотер». С 1922 г. постоянно жил в Петрограде. Сотрудничал в «Красной газете», редактировал журнал «Красный ворон» (затем переименнованный в «Бегемот»), «Красные огни». Редактор журнала «Смехач». Автор стихотворений, фельетонов, куплетов, романсов. В 1920 г. по заданию РВС 1-й Конной армии написал «Марш Буденного». В 1930-е гг. вместе с И. Дунаевским написал «Марш энтузиастов». Много работал для Л. Утесова. Он является автором песен, положенных на музыку И. О. Дунаевским для кинокомедии «Светлый путь». Самые трудные дни блокады провел в Ленинграде. В начале 1942 г. эвакуировался в Пермь, где в конце ноября скончался.

Доходный дом № 21 возведен в 1902 г. по проекту архитектора В. Н. Боброва, работавшего в синодальных и епархиальных учреждениях. Позднее он работал в Ленпроекте. Автор обелиска декабристам.

Дом № 23, возведенный в 1908 г. по проекту М. И. Сегаля, принадлежал Р. И. Бернштейну, купцу 1-й гильдии, владевшему магазином по продаже платья.

Здание типографии А. А. Лашинского, находившейся во дворе дома, возведено по проекту архитектора и инженера-технолога Г. О. Гиргенсона, руководителя фирмы по строительству промышленных сооружений.

В 1910-е гг. в доме № 23 жил его творец архитектор М. И. Сегаль, выпускник Академии художеств (1885 г.), автор ряда доходных домов. Среди них: улица Мира, 16. По его проекту перестроен и расширен дом № 52 по Надеждинской, где жил В. В. Маяковский.

Угловой дом № 25 — доходный дом В. Т. Тимофеева — возведен в 1911 г. по проекту архитектора Н. С. Резвого. Складские помещения, находящиеся во дворе дома, принадлежали П. П. Форостовскому (которому в то время принадлежал весь участок), главе транспортноэкспедиторской фирмы, обслуживавшей ряд заводов. Но главное дело П. П. Форостовского — доставка товаров из Финляндии в Россию. Автор складских помещений, возведенных в 1908 г., — архитектор К. К. Шмидт. Это четырехэтажное производственное здание с кирпичными стенами и обширным внутренним пространством, расчлененным двумя рядами металлических колонн, в 1911 г. было скрыто шестиэтажным доходным домом.

В 1907–1914 гг. жила З. Д. Завалишина, дочь декабриста Д. И. Завалишина. С 1910 г., после окончания Петербургского медицинского института, она всю жизнь работала детским врачом в различных учреждениях города. В 1918–1921 гг. была главным врачом так называемой «детской одиссеи» — кругосветного путешествия детей из голодающего Петрограда. В годы войны работала врачом на Ладоге. Врач-консультант при Доме ученых. В 1947 г. ей предоставили персональную пенсию. После нее остался небольшой архив ее отца, сильно пострадавший в Гражданскую и Великую Отечественную войны.

Дом № 2 выходит на Каменноостровский проспект, 9.

В 1860–1870-е гг. на участке дома № 4 жил купец 2-й гильдии П. А. Сушкин, промышленник, отделившийся от своего отца А. И. Сушкина, жившего в собственном доме № 7. С 1894 г. П. А. Сушкин состоял присяжным попечителем Петербургского коммерческого суда. Здесь он содержал ателье пуховых изделий.

В квартире 15 проживал Г. Г. Месмахер, возчик Треста хлебопечения, племянник архитектора. По ложному обвинению его арестовали и приговорили к 4 годам лишения свободы. 19 марта 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Москве.

В 1937–1938 г. по проекту архитектора Д. Г. Фомичева для работников «Ленфильма» возведен дом № 4а. В стилистическом отношении здание ближе к неоклассицизму начала ХХ в., чем к сталинскому ампиру конца 1930-х гг. Художественный эффект достигнут за счет архитектурного декора и отдельных скульптурных элементов. Архитектор тактично увязал здание с постройкой М. С. Лялевича (Каменноостровский пр., 9).

В доме расположены пятнадцать квартир, которые состоят из двух, трех, четырех и пяти комнат общей жилплощадью 1000 кв. метров. В доме было центральное отопление, ванные комнаты, души и умывальники с горячей водой; устроены два лифта. Здесь же построили служебный корпус из четырех комнат для обслуживающего персонала и квартиры для управхоза.

До 1966 г. жила Я. Б. Жеймо, киноартистка, игравшая роли девочек-подростков и детей, наделяя их смешными и трогательными чертами (кинофильмы «Подруги», «Золушка» и другие).

В квартире 14 жил художник кино, заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Г. Суворов, с 1927 г. работавший на «Ленфильме» с В. М. Петровым, Ф. М. Эрмлером, И. Е. Хейфицем, А. Г. Ивановым.


Малая Посадская ул., 4

С 1939 по 1973 г. в квартире 2 жил заслуженный деятель искусств, кинорежиссер и сценарист Г. М. Козинцев, создавший вместе с Л. З. Траубергом трилогию о Максиме — одно из крупнейших достижений советского киноискусства. Широкое признание получили и последние работы Козинцева — экранизация «Дон-Кихота», «Гамлета», «Короля Лира».

В его квартире бывали И. Г. Эренбург, А. Ахматова, Д. Д. Шостакович, Н. И. Альтман, В. И. Пудовкин, И. А. Орбели. В 1998 г. вышел фильм A. Н. Сокурова «Квартира Козинцева». В 1975 г. по проекту скульптора B. В. Исаевой Г. М. Козинцеву установлена мемориальная доска.

С 1939 по 1953 г. жил кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР Л. З. Трауберг. Совместно с Г. М. Козинцевым организовал ФЭКС и работал с ним в кино (1921–1945 гг.). В 1926–1932 гг. преподавал в Ленинградском институте сценических искусств. По проекту скульптора В. И. Новосадюка на фасаде здания в 1998 г. Л. З. Траубергу установлена мемориальная доска.

Одну из квартир занимал режиссер, народный артист России Г. М. Раппапорт, выпускник Венского университета, с 1928 г. работавший на киностудиях Берлина и Парижа. В 1934–1936 гг. — в Голливуде. С 1936 г. работал на киностудии «Ленфильм». Дебютировал антифашистским фильмом «Профессор Мамлок».

Здесь проживал режиссер А. М. Файнциммер, в 1934 г. поста вивший звуковой фильм «Поручик Киже». Значительное место в его творчестве занимают фильмы о флоте: «Балтийцы», «Танкер „Дербент“», «Морской батальон», «За тех, кто в море!». Гражданской и Великой Отечественной войнам посвящены фильмы «Котовский», «Константин Заслонов». В 1970-е гг. работал в детективном жанре: «Без права на ошибку», «Трактир на Пятницкой». Им поставлены фильмы «Овод» (1953 г.), «Девушка с гитарой» (1958 г.), «Спящий лев» (1965 г.).

Здесь жил балетмейстер, народный артист России И. Д. Бельский.

В 1970-е гг. во время работы на «Ленфильме» в квартире 7 проживал А. В. Баталов.

В доме жил выдающийся кинооператор Г. С. Маранджян. Он пришел на «Ленфильм» после окончания ВГИКа в 1951 г. и работал до последнего дня жизни. Всего им снято более сорока фильмов.

В несохранившемся до нас доме № 6 в 1905 г. жил художник В. А. Иващенко.

Дом № 6 возведен в 1909 г. по проекту техника И. Я. Пряхина и принадлежал купцу 1-й гильдии А. С. Бейлину-Левкову. В 1914 г. он принадлежал М. А. Рудинской. Это здание — пример постройки в духе классицистического модерна.

В доме находилась булочная Н. И. Кастериной. Вот что писала о ней газета «Голос булочника и кондитера» в 1911 г. «Эта пекарня напоминала деревенскую баню. Дым печи валил не в трубу, а в пекарню. Пекари-новички задыхались и падали в обморок. Те, кто работал давно, выбегали на улицу подышать чистым воздухом. Пекари ютились в десятиметровой комнате с четырьмя кроватями. На них спало 10 человек. На баню и стирку белья Кастерина рабочим денег не давала».

В доме 28 ноября 1915 г. родился поэт и прозаик Константин (Кирилл) Михайлович Симонов. Его мать, княгиня Александра Леонидовна Оболенская (1890–1975), была дочерью действительного статского советника, инженера путей сообщения, директора правления общества Юго-Восточных железных дорог князя Л. Н. Оболенского.

В 1912 г. она вышла замуж за М. А. Симонова, генерал-лейтенанта (1915 г.), участника Первой мировой войны. В 1897 г. он окончил Николаевскую военную академии. В 1909 г. полковник Отдельного корпуса пограничной стражи. С 9 марта 1915 г. — командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (1915–1917 гг.).

Своего отца Симонов так и не увидел. Тот пропал без вести в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Правда, есть данные, что его отца видели в Польше в 1922 г.

В 1919 г. мать с сыном переехали в Рязань, где она вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванищева. В 1931 г. семья переехала в Москву.

В квартире 11 проживал С. Я. Сабинин-Дорфман, суфлер Театра оперы и балета им. Кирова. По ложному обвинению его арестовали 10 мая 1937 г. и приговорили за «шпионаж и террор» к высшей мере наказания. Расстрелян 13 января 1938 г.

В соседнем доме № 8, возведенном по проекту архитектора М. Саркисова, жили и работали: поэты и писатели — поэтпесенник С. Б. Фогельсон, М. А. Дудин, А. Е. Решетов, И. О. Фоняков, С. С. Орлов, Б. А. Кежун, А. А. Хазин, В. С. Шефнер; драматург и театровед Ю. И. Слонимский, Е. Л. Шварц, А. Г. Розен; литературоведы Б. М. Эйхенбаум, И. А. Груздев, И. С. Эвентов, А. Е. Горелов; детские писатели И. В. Карнаухова, Л. Пантелеев и Н. Ф. Григорьев, П. Журба, Г. К. Холопов, В. Н. Инфантьев и П. И. Капица.

В настоящее время в этом доме живет прозаик, почетный гражданин Санкт-Петербурга, Герой Социалистического Труда Д. А. Гранин, лауреат Государственной премии (1980 г.) за повесть «Клавдия Вилор», автор «Блокадной книги» (1982 г., совместно с А. Адамовичем).

Дом № 10 возведен в 1910 г. по проекту архитектора А. И. Зазерского. Сам архитектор поселился здесь же, в квартире 6, и жил до последних дней своей жизни. А. И. Зазерский умер в блокадном Ленинграде в 1942 г.

На той же лестничной площадке до 1917 г. жил архитектор A. П. Пшеницкий, главный инженер по постройке Дворцового моста (1909 г.). Он вместе с А. И. Зазерским проектировал и реконструировал Пантелеймоновский, Аларчин, Аничков и другие мосты в нашем городе.

В первом этаже до 1917 г. размещался книжный магазин «Юный читатель». Здесь же в 1916 г. находился 163-й городской лазарет в память полковника Шалевина.

В квартире 11 в 1930-е гг. жил писатель и литературовед B. А. Мануйлов, известный своими трудами по изучению литературы XIX в., главным образом М. Ю. Лермонтова. В. А. Мануйлов является автором научно-популярной биографии и первой «летописи» жизни М. Ю. Лермонтова. Большим успехом пользуется его книга «Лермонтов в Петербурге».

В квартире 30 в 1930–1945 гг. проживал Н. П. Акимов, режиссер и художник, первая самостоятельная работа которого — «Гамлет» (1929 г.) в театре им. Е. Вахтангова. С 1935 г. — художественный ру ководитель Ленинградского театра комедии.

В 1930-е гг. жил Н. С. Рабинович, один из создателей советской дирижерской школы. Заведующий музыкальной частью «Ленфильма», в 1933–1938 гг. — заведующий музыкальным сектором Ленинградского комитета радиовещания. С 1938 г. — дирижер Ленинградской филармонии, в 1944–1948 гг. — Малого оперного театра, в 1950–1957 гг. — главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета.

В доме № 12, не сохранившемся до наших дней, жил академик архитектуры Н. А. Шильдкнехт, служивший в Главном управлении уделов, Городской управе, Главном дворцовом управлении. В 1887–1903 гг. — архитектор Аничкова дворца.

Существующий дом возведен в 1950-е гг. для сотрудников ЛИСИ по проекту архитектора Н. М. Назарьина. Первоначально был запроектирован очень хороший дом с тонко декорированным фасадом, но в это время вышло постановление об устранении излишеств в архитектуре. Опираясь на это постановление, убирали декор не только там, где он был бутафорским, но и там, где он был вполне органичен. Это произошло и с домом на Малой Посадской, утратившим выразительный образ.

С 1960 г. жил архитектор, историк архитектуры Н. Ф. Хомутецкий, автор проекта школы на улице Пестеля, 16. С 1937 г. — главный редактор журнала «Архитектура Ленинграда». В 1948–1952 гг. — директор ЛИСИ. С 1952 г. возглавлял кафедру истории и теории архитектуры. Автор более 130 работ по истории архитектуры, в том числе книг об архитектуре Ленинграда. Скончался в 1973 г.

В 1960–1970-е гг. жил Л. К. Абрамов, архитектор, график, доктор архитектуры. Учился в Институте пролетарского изобразительного искусства (1926–1931 гг.) у Н. А. Троцкого. Автор проекта памятника архитектору И. А. Фомину (1939 г.). Проектировал жилые и общественные здания. С 1931 г. преподавал в ЛИСИ.

Дом № 14 возведен в 1910–1911 гг. по проекту К. К. Коха, архитектора Покровской общины сестер милосердия (жил в этом же доме). Кроме него в 1916 г. жил архитектор Я. М. Коварский, автор проекта доходного дома на Можайской улице, 43.

Этот дом — одно из памятных литературных мест города. Здесь 1 декабря 1915 г. на квартире художницы Н. И. Любавиной в присутствии М. Горького В. В. Маяковский читал свою поэму «Флейта-позвоночник».

В этом же доме до 1916 г. проживал поэт, прозаик, переводчик С. М. Городецкий — один из «синдиков» (вместе с Н. С. Гумилевым) «Цеха поэтов», автор одного из манифестов акмеизма. Был одним из организаторов литературно-художественного общества «Страда», созданного 17 октября 1915 г. Собрания общества проходили на его квартире. Учредителями общества были литераторы И. И. Ясинский (председатель), М. П. Мурашов и В. Г. Клочков. Почетными членами общества избраны И. Репин, Ф. Шаляпин, В. Короленко и К. Бальмонт. Общество «Страда» видело свою цель в том, чтобы «всесторонне содействовать развитию и процветанию народной литературы и распространению художественных образцов». Деятельное участие в организации и проведении этих собраний-вечеров принимал С. Есенин.

10 декабря 1915 г. состоялся «закрытый вечер, посвященный произведениям народных поэтов Н. А. Клюева и С. А. Есенина».

В конце апреля 1916 г. вышел в свет литературный сборник «Страда». С выходом второго сборника (в марте 1917 г.) деятельность «Страды» прекратилась.

В доме № 14 до 1922 г. жил профессор М. И. Рославлев, уполномоченный объединения «Мир искусства». С 1919 г. — один из руководителей архитектурной мастерской Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин, общества «Старый Петербург — Новый Ленинград». М. И. Рославлев впоследствии заведовал кафедрой архитектурного проектирования Академии художеств, был директором НИИ архитектуры. Он занимался проектированием домов. Он — автор расширения боковой пристройки особняка В. Э. Верстрата на улице Рентгена, 9.

В квартире 22 дома № 14 некоторое время (1947–1961 гг.) жил поэт, прозаик, переводчик и критик В. Б. Азаров, вступивший на литературный путь в 1932 г. В 1941–1945 гг. — военный корреспондент, входивший в оперативную группу писателей Политуправления Балтфлота.

Позднее в этой квартире жил Д. М. Молдавский, литературовед и критик, автор многих критических статей, книг, а также статей о литературе народов СССР, фольклоре и современной советской поэзии. Специально занимался В. В. Маяковским.

Дом № 16 построен в 1911 г. по проекту П. А. Янушкевича, архитектора Городской управы, преподавателя Политехнического института.


Малая Посадская ул., 20

В квартире 8 жил В. С. Бахтин, критик, литературовед, фольклорист. С 1969 г. записывал произведения народного творчества в старинных русских поселениях за рубежом — в Польше, Румынии, Болгарии, Монголии, Финляндии. Автор книг «1000 частушек Ленинградской области», «Сказки Ленинградской области», «Песни Ленинградской области». Он скончался в 2001 г.

На месте детской спортивной площадки «Орленок» стоял деревянный дом № 18, в котором находились писчебумажный и табачный магазины Э. Энглунд. Теперь здесь возведено новое современное здание.

Дом № 20 возведен в 1889–1891 гг. по проекту техника М. А. Андреева, автора более ста зданий, во многом определивших облик города. В 1910-е гг. в нем размещалось 15-е в память Н. М. Пржевальского женское начальное училище.

До 1914 г. жил купец 2-й гильдии А. Г. Козин, окончивший училище св. Анны. Он наследовал фирму отца и торговал мануфактурным и галантерейным товаром, обувью и изделиями из серебра; владел магазинами на современной улице Куйбышева, в домах № 9 и № 27.

Здесь провел детские годы певец В. А. Козин. Об этом нам напоминает мемориальная доска: «В этом доме с 1906 года жил выдающийся эстрадный исполнитель Вадим Алексеевич Козин».

Он родился 3 апреля 1903 г. Мать, В. Ильинская, цыганка, до замужества пела в цыганском хоре. В доме Козиных бывали А. Вяльцева, Ю. Морфесси. В репертуаре В. А. Козина содержалось около трех тысяч песен и романсов. Из них более двухсот авторских. Созданное им танго «Осень» сохраняется в концертном репертуаре современных вокалистов. В его исполнении впервые прозвучала и стала популярной песня «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»). С 1985 г., после 40-летнего молчания, фирма «Мелодия» выпустила семь долгоиграющих пластинок, появились статьи, книги, посвященные жизни и творчеству певца.

Не сохранившийся до нашего времени дом № 22 в 1915 г. купил сын академика архитектуры В. А. Кенеля, автора цирка на Фонтанке, архитектор А. В. Кенель.

В 1933–1936 гг. по проекту видного советского архитектора П. В. Абросимова возведено здание общежития студентов Ленинградского института железнодорожного транспорта (бывшего Транспортного института). Плавно изогнутый корпус, рустованные фасады с лоджиями, повышенный объем в глубине выделяют здание из окружающей застройки. Это один из лучших образцов конструктивизма в городе.

В конце XIX — начале XX вв. в Петербурге стали возникать новые и реорганизовываться старые учебные заведения. Появились они и на Малой Посадской улице. В 1903 г. из комплекса педагогических зданий, находившихся на набережной реки Мойки, выделены женские педагогические курсы, основанные в 1859 г. Их перевели на Малую Посадскую улицу, 26.

Еще в 1895–1898 гг. на участке по проекту М. М. Чижова и Ф.К. фон Пирвица возвели производственные корпуса Кабельного завода, с 1892 г. принадлежавшего отставному штабс-капитану Э.-Р. В. Рибену. В 1899 г. на базе кабельного завода основано акционерное общество «Фельтен и Гийом» (заводы Рибен) с капиталом 1,5 миллиона рублей. При поддержке банкирского дома «Лампе и Ко» общество открыло предприятие с кабельным, меднопрокатным и проволочным производством на Петровском проспекте, 1.

В 1904–1906 гг. по проекту В. В. Старостина и А. И. Зазерского здание перестроено (с сохранением первого этажа) для Женских педагогических курсов.

Академик архитектуры Н. В. Султанов в 1906 г. выполнил отделку домовой церкви, не сохранившуюся до настоящего времени.

Курсы содержались на попечении великого князя Константина Константиновича, более известного под литературным псевдонимом К. Р. Внук Николая I, он был главным начальником военно-учебных заведений и президентом Академии наук. Два года спустя эти курсы, переименованные в Константиновскую женскую гимназию, преобразованы в Женский педагогический институт. Институт имел два отделения: физико-математическое и историко-филологическое. Принимались туда без экзаменов, но отлично закончившие гимназию. Срок обучения — 4–4,5 года. Педагогическая практика проходила в приюте-яслях, детском саду, начальной школе, женской гимназии, которые состояли при институте.

Директором Женского педагогического института был выдающийся историк, профессор Университета С. Ф. Платонов, автор ценного монографического исследования о России XVI–XVII вв. В 1920-е гг. ему присвоено звание академика. Проживал он в здании института.

В институте образовалась группа передовых учителей, которая проводила прогрессивные идеи в преподавательскую работу.

Среди преподавателей много видных ученых: океанограф Ю. М. Шокальский, создатель прогрессивного экологического направления в паразитологии В. А. Догель, преподаватель Археологического института Н. М. Каринский, профессора неорганической химии С. И. Сазонов и В. Н. Верховский, химик-органик С. В. Лебедев, оптик, инициатор создания отечественного производства военных оптических приборов А. Л. Гершун, физиолог Ф. Е. Тур, астроном С. П. Глазенап, зоолог Н. М. Книпович.

Здесь преподавали литературоведы Д. В. Бубрих, В. А. Десницкий и В. М. Жирмунский, математик Н. М. Гюнтер, историк А. Е. Пресняков, филолог, этнограф В. Ф. Миллер, составитель «Русского этимологического словаря» М. Р. Фасмер, философ-идеалист А. И. Введенский, археолог Б. В. Фармаковский, будущий академик физик И. В. Курчатов.

В 1910 г. институт окончила Екатерина Владимировна Лермонтова (1899–1942) — палеонтолог, первый исследователь кембрийских трилобитовых фаун на территории СССР, создатель первой стратиграфической схемы кембрия Сибири. Внучка двоюродного брата М. Ю. Лермонтова. В 1912 г. окончила Университет. С 1921 г. работала в Геологическом комитете, затем во Всесоюзном научноисследовательском геологическом институте (ВСЕГЕИ). Ее именем названы некоторые ископаемые животные, водоросли и биостратиграфические подразделения, главным образом кембрия.

По данным анкетирования 1905 г., в Женском педагогическом институте занималась 331 курсистка, в том числе 8 крестьянок. Стипендии получали 25 человек. Почти 87 % курсисток получали скудные средства от семей. Годовая плата за обучение составляла 100 рублей, что для большинства курсисток составляло высокую сумму. Многие из них испытывали острую нужду.


Малая Посадская ул., 26 (Женский педагогический институт). 1900-е гг.

Благодаря поддержке великого князя и помощи директора Ботанического сада А.А. фон Вальдгейма институт имел большой опытный сад, в котором можно было видеть природу севера и юга. Сад имел большой участок пихтовых насаждений.

При институте имелся детский сад, просуществовавший до 1922 г. В нем находились дети не только профессоров института, но и рабочих. В 1918 г. при институте организована школа рабочей молодежи.

В актовом зале института 10 февраля 1916 г. на литературном вечере С. А. Есенин и Н. А. Клюев читали свои стихи.

С 1918 г. Женский педагогический институт стал именоваться Государственным высшим педагогическим институтом. В 1922 г. его закрыли.

До 1933 г. в здании работал Педагогический техникум имени К. Д. Ушинского, история которого восходит к земской учительской школе, основанной в Петербурге в 1872 г. В техникуме в разное время преподавали А. М. Калмыкова, друг и соратник Н. К. Крупской, литературовед А. Л. Слонимский, Б. Б. Пиотровский.

В 1925 г. после небольшого перерыва институт возобновил работу. Он назывался Ленинградский областной педагогический институт имени А. С. Бубнова. В 1920-е гг. в здании института размещалась 178-я школа 1-й и 2-й ступеней.

Постановлением коллегии Ленгороно от 8 февраля 1932 г. на базе различных вузовских групп образован Педагогический институт, который стал носить имя историка М. Н. Покровского. Институт имел дневное отделение, на котором на 1935 г. обучалось 669 человек. Функции института заключались в подготовке педагогов для средних школ и педтехникумов.

В этом здании работал Ленинградский учительский институт, ставивший перед собой задачу подготовки учителей для неполной средней школы. На 1935 г. в нем обучалось 434 человека.

В 1957 г. институт имени М. Н. Покровского объединили с институтом имени А. И. Герцена. На 1957 г. он имел пять факультетов, на которых обучалось 5435 человек. Среди 241 сотрудника профессорско-преподавательского состава было 22 профессора.

В настоящее время институт переименован в Педагогический университет имени А. И. Герцена.

В начале XX в. на участке под № 28 находились гараж немецкой фирмы «Бенц», гараж с мастерскими Л. В. Валенского и фирма «Лагонда», владельцем которой был Г. Б. Торнтон. В 1920-е гг. гаражи снесли.

Дом № 28 — здание Посадских бань, построенное в 1949–1954 гг. по проекту архитектора Т. М. Шапиро. Портик здания в формах «сталинского ампира» замыкает перспективу улицы и играет роль локального градостроительного акцента.

Так как это угловой участок перед архитектором встала очень сложная задача — вписать здание в данный архитектурный ансамбль, чтобы оно не выделялось из общей линии застройки. Здание возводилось в период использования в архитектуре пышных форм: оно богато украшено декором. Основание здания находится на естественном камне, стены отделаны кафельными плитками и украшены пилястрами. Водонапорные баки, выступающие в верхней части здания, скрыты в параллелепипеде, установленном над фасадом. Здание удачно вписалось в ансамбль этого отрезка улицы. С 1975 г. в бане действовала сауна. В настоящее время (июль 2012 г.) здание бани, а также земля, на которой она находится, выставлены на продажу.

На противоположной стороне Певческого переулка в начале XX в. стоял двухэтажный деревянный флигель купца 3-й гильдии Семенова. В первом этаже находился трактир и мелочная лавка, а во втором этаже размещались жилые комнаты. Дела Семенова шли плохо, клиентура, состоявшая в основном из курсисток Педагогического института, доходов не приносила. Семенов перепродал флигель купцу B. И. Чулкову, тот использовал его под склад пробок.

Долгое время на углу Малой Посадской (участок № 32) и улицы Чапаева находился пустырь. В августе 1913 г. на нем началось строительство нового здания для Владимирского юнкерского училища, которое помещалось на Большой Гребецкой (Пионерской) улице. В связи с Первой мировой войной эту стройку законсервировали. В 1922 г. Петроградский губоткомхоз передал участок Военному ведомству, после чего строительство возобновилось. Военное ведомство решило разместить в будущем здании военно-топографическое училище. В связи с нехваткой средств строительство шло медленно, а в 1925 г. вновь прекратилось. Правда, вместо двухэтажного здание стало четырехэтажным. Спустя год, в мае 1926 г., в Смольном на заседании Президиума Ленинградского совета рассматривалось «ходатайство треста заводов слабого тока о безвозмездной передаче ему строений и земельного участка на Малой Посадской улице», которое было утверждено. В июле 1926 г. строительство возобновилось. Год спустя состоялось торжественное открытие завода, на его воротах появилась вывеска — завод «Электроприбор». Его первым директором стал И. Д. Чугурин, бывший сормовский рабочий, избранный в 1916 г. членом Петроградского комитета и секретарем Выборгского райкома партии. До 1937 г. И. Д. Чугурин работал в Наркомвнешторге. Умер в Москве в 1947 г.

С 1931 по 1937 г. директором завода был Л. Н. Красиков. Он родился 4 апреля 1905 г., коренной ленинградец. По ложному обвинению 26 мая 1937 г. его арестовали. 3 декабря 1937 г. приговорили к высшей мере наказания и в тот же день расстреляли.

В 1966 г. заводу присвоено название «ЦНИИ „Электроприбор“», как ведущему предприятию в стране по разработке высокоточных навигационных гироскопических комплексов и систем.

На предприятии работали видные специалисты в области морского приборостроения. Среди них выдающийся конструктор в области электронавигационных и артиллерийских гироскопических приборов и систем, лауреат Сталинских премий (1943, 1946 гг.) Н. Н. Остряков. Он был одним из создателей отечественных гирокомпасов и организатором их производства на отечественных заводах.

Первым директором ЦНИИ «Электроприбор» (1945–1974 гг.) стал Герой Социалистического Труда (1970 г.) В. М. Грибов.

Здесь работали специалисты в области морского навигационного приборостроения В. И. Маслевский, В. Г. Гордеев, В. Б. Диомидов и C. Ф. Фармаковский.

Оглавление книги


Генерация: 0.389. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз