Книга: Венеция
Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
На кампо деи Фрари стоит церковь с одноименным названием, построенная в XIII веке для монахов-миноритов францисканского ордена. Согласно традиции, здание построили два монаха-доминиканца — Бенвенуто да Болонья и Никколо да Имола. Длина церкви — 94 м, ширина — 40 м. Элегантный беломраморный портал удачно сочетает в себе элементы готики и стиля Возрождения. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, сокращенно именуемая просто Фрари, представляет собой массивную церковь ордена францисканцев, воздвигнутую в 1340–1443 годах; в ней также хоронили дожей и других знатных и богатых людей.
По своей архитектурной значимости она занимает одно из первых мест среди культовых сооружений Венеции и поэтому требует более пристального рассмотрения.
Грандиозное кирпичное сооружение носит признаки готического стиля. Фасады отличают сдержанная строгость и величественная красота. Глухая стена главного фасада прорезана лишь окнами, пилястрами и неизменными в готическом стиле остроконечными башенками. Боковой фасад украшен узкими окнами.
Красиво оформлен портал с многоярусными пучками колонн и статуями Христа, Мадонны с младенцем и святого Франциска.
Любовь венецианцев к красоте все-таки проявилась в том, что верхняя часть фасада обеих церквей увенчана тремя легкими ажурными башенками, которые находятся в явном противоречии с суровой лаконичностью основных архитектурных форм.
Колокольня церкви деи Фрари — одна из самых высоких в Венеции. Она представляет собой мощную кирпичную башню с аркадой звонницы и плоским завершением в виде многогранника.
Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Большое впечатление своим пространством производит интерьер церкви деи Фрари. В центре — главный неорит, разделенный алтарной преградой, богато украшенный мраморным рельефом и скульптурами пророков и апостолов. На алтарной части между колоннами высится один из знаменитых шедевров Тициана — «Вознесение Марии» — прославленная «Ассунта».
За два года создал Тициан свою «Ассунту», и в 1518 году она была открыта для всеобщего обозрения. Туманное пространство над ней усиливает ощущение бесконечности, в которую уносится Мария. Можно представить, как велико было влияние образа на верующих, готовых вместе с апостолами воздеть руки к Богоматери.
Наши современники преклоняются перед непревзойденным талантом Тициана и понимают, что главная сила этой композиции состоит в совершенстве замысла, гармоничном построении и жизненности художественных образов.
Входная арка служит как бы обрамлением алтарной картины. Алтарь виден от самого входа — это превосходно рассчитанный зрительный эффект.
Вскоре после «Ассунты» Тициан пишет картину для алтаря Пезаро. Он возвышается у левой стены церкви. Величественная композиция изображает Мадонну с младенцем и отражает достоинство и великолепие венецианской аристократии.
Тициан. «Ассунта»
Сам Тициан удостоился чести быть погребенным в церкви деи Фрари, которую украшают его прославленные полотна. Гениальный художник умер во время свирепствующей в Венеции в 1576 году эпидемии чумы, которая унесла жизни семи тысяч человек.
Гробница его стоит у правой стены церкви. Она была оформлена в 1838–1852 годах учениками Кановы. Напротив нее, у левой стены, — надгробие с порфировой урной, в которой хранится сердце Антонио Кановы.
Церковь деи Фрари, как и церкви Сан-Марко и Сан-Дзаниполо, является мавзолеем Венецианской республики. Здесь находится несколько гробниц государственных деятелей: Бенедито Незаро с его портретом работы Бреньо; дожа Франческо Фоскари — грандиозный монумент переходного стиля от готики к Возрождению; дожа Николо Трона; флотоводца Якопо Марчелло со скульптурным убранством работы Ломбардо.
В капеллах церкви хранится немало сокровищ искусства: в капелле Пезаро — диптих Джованни Беллини (1488 год), в капеллах Бернардо и Корнер — полиптихи Бартоломео, Виварини (1482 год), а в капелле Флорентийцев — деревянные скульптуры Донателло, изображающие Иоанна Крестителя (1451 год).
Гробница дожа Николо Трона. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Церковь Сан-Рокко. Гравюра Карлевари
Поблизости от Санта-Мария Глориза деи Фрари стоит церковь Сан-Рокко, построенная Бартоломео Боном и переделанная в XVIII веке. В ней также много произведений художников: Якопо Тинторетто, Риччи, Фонтебассо и др. Рядом с церковью сохранился дом Гольдони, превращенный ныне в центр по изучению истории венецианского театра.
- Церкви и соборы Венеции
- Сестьере ди Сан-Марко
- Мерчерие
- Кампо Манин
- Палаццо Контарини дель Боволо
- Кампо Морозини и палаццо Пизани
- Площадь Сан-Стефано, церковь Сан-Стефано
- Сестьере ди Кастелло
- Рива дельи Скьявони
- Церковь Сан-Дзаккария
- Церковь Сан-Джорджо деи Гречи
- Скуола дельи Скьявони
- Музей Квери Стампалиа
- Площадь Санта-Мария Формозо и ее церковь
- Кампо Санти-Джованни
- Церковь Сан-Дзаниполо
- Памятники на площади
- Арсенал
- Кастелло — островок и церковь
- Народные сады
- Бьеннале ди Венец
- Сестьере ди Каннареджо
- Церковь Санта-Мария деи Мираколи
- Церковь Мадонны дель Орто
- Сестьере ди Санта-Кроче
- Сестьере ди Сан-Поло
- Здание государственного архива
- Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
- Сестьере ди Дорсодуро
- Церковь Св. Павла
- Французская церковь и реформатское училище
- **Церковь Визкирхе
- Штат Санта-Катарина
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- Эстонская лютеранская церковь
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- Зейдеркерк (Южная церковь) и Дом Пинто
- Церковь Святых Апостолов
- Церковь Святого апостола Петра