Книга: Венеция
Памятники на площади
Памятники на площади
В ансамбле площади особенно выделяется вознесенный на высокий постамент памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони — одна из известных конных статуй в мире.
В облике всадника, сидящего на могучем коне, чувствуется непреклонная воля, а его лицо выражает решимость и беспощадную жестокость. Таким изобразил кондотьера Андреа дель Верроккьо — флорентийский мастер, учитель Леонардо да Винчи.
Интересна история создания этого памятника. Специалисты до сих пор спорят о том, кому из авторов он принадлежит. Венеция не имела архитекторов такого уровня и заказала памятник знаменитому флорентийцу Андреа Верроккьо.
Верроккьо приступил к работе в 1481 году. К лету модель лошади была готова к переезду в Венецию. 16 июля 1481 года феррарский посланник во Флоренции (а Верроккьо жил и творил именно там) Антонио ди Монтекатини обращается к своему герцогу Эрколе д‘Эсте с просьбой о свободном и беспошлинном провозе модели лошади во владения Венеции.
Андреа вскоре приступил к изготовлению модели всадника, но по милости неких знатных лиц было решено, что всадника будет делать Веллано из Падуи, а Андреа — только лошадь. Узнав об этом, Верроккьо, преисполненный гнева, отшиб у своей модели ноги и голову и, не сказав ни слова, возвратился во Флоренцию.
Памятник Бартоломео Коллеони на площади Санти-Джованни э’Паоло
Когда венецианские власти узнали об этом, они сообщили Андреа, чтобы он не пытался вернуться, так как ему отрубят голову. На это он письменно ответил, что остережется это сделать, ибо поскольку они сами безголовые, то, однажды отрубив людям головы, они не сумеют приставить их снова, не говоря уже о такой голове, какая у него. Он же смог приставить лошади отбитую им голову и даже еще более красивую. После этого ответа, который понравился венецианским властям, его уговорили вернуться в Венецию, где ему пообещали двойное вознаграждение. Там он восстановил свою первоначальную модель и отлил ее из бронзы.
Однако тяжелая болезнь подкосила Верроккьо, и он написал завещание с просьбой к Лоренцо ди Креди закончить работу.
Однако сенат принял свои меры, недовольный развитием событий, и пригласил Алессандро Леопарди — одного из конкурентов Верроккьо — изготовить памятник.
Это было последнее творение великого мастера. Он не успел не только насладиться славой и пожать ее лавры, но и не сумел закончить свое произведение. Завершил его труд и отлил статую в бронзе Алессандро Леопарди, он же выполнил постамент и выбрал место для него.
21 марта 1496 года состоялось торжественное открытие памятника. Венецианцы, установив монумент на одной из своих лучших площадей, увековечили подвиг Бартоломео Коллеони во славу Венецианской республики. Обычно сухопутные войска Венеции возглавляли не венецианцы, а более опытные военачальники, наемные командиры, называемые кондотьерами.
Их судьба была, как правило, драматической: одни, способные руководить военными действиями, оказывались неудачными дипломатами и кончали свою жизнь в нищете, другие — более удачливые, благодаря твердости характера, достигали славы и становились герцогами.
Одним из таких полководцев, ведущим войны на суше и знающим свое дело, был Коллеони из Бергамо. Он завещал все свое состояние Венецианской республике с условием, что ему будет поставлен памятник на площади Сан-Марко.
Вместо площади Сан-Марко памятник воздвигли на площади у скуолы ди Сан-Марко, и теперь этот кондотьер возвышается над толпой на кампо Санти-Джованни э’Паоло. Площадь Санти-Джованни э’Паоло невелика и имеет неправильную форму, поэтому Леопарди установил памятник не в центре площади, а выдвинул его немного вперед, чтобы бронзовый всадник был виден издалека. Памятник хорош со всех точек зрения.
Бронзовый конь и всадник — это памятник воле, энергии и героизму человека.
Если дальше уходить от площади Сан-Дзаниполо в глубь Венеции, то можно найти тихие места, неизвестные туристам, но привлекательные для тех, кто любит близко соприкоснуться с незнакомой жизнью, увидеть дворики домов с открытыми террасами, деревянными навесами.
Совсем недалеко находятся Фондаменте Нуове («новые набережные») — набережные вдоль лагуны, откуда открывается панорама северной части Венецианской лагуны с островами Сан-Микеле и Мурано. Отсюда с пристани можно отправиться на Бурано, Мурано, Торчелло — лагунные острова. Пройдя по набережной вправо, вы выйдете к знаменитому венецианскому Арсеналу, занимающему огромную территорию. Здесь раскинулись верфи, причалы, гавани и многочисленные постройки.
- Церкви и соборы Венеции
- Сестьере ди Сан-Марко
- Мерчерие
- Кампо Манин
- Палаццо Контарини дель Боволо
- Кампо Морозини и палаццо Пизани
- Площадь Сан-Стефано, церковь Сан-Стефано
- Сестьере ди Кастелло
- Рива дельи Скьявони
- Церковь Сан-Дзаккария
- Церковь Сан-Джорджо деи Гречи
- Скуола дельи Скьявони
- Музей Квери Стампалиа
- Площадь Санта-Мария Формозо и ее церковь
- Кампо Санти-Джованни
- Церковь Сан-Дзаниполо
- Памятники на площади
- Арсенал
- Кастелло — островок и церковь
- Народные сады
- Бьеннале ди Венец
- Сестьере ди Каннареджо
- Церковь Санта-Мария деи Мираколи
- Церковь Мадонны дель Орто
- Сестьере ди Санта-Кроче
- Сестьере ди Сан-Поло
- Здание государственного архива
- Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари
- Сестьере ди Дорсодуро
- ОТ ФОНТАНКИ ДО ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ
- ОТ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ И АДМИРАЛТЕЙСКОГО ПРОСПЕКТА ДО МОЙКИ
- Архитектурные памятники Константинополя
- Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.
- Древний город Афины и его памятники
- Вокруг площади Ватерлооплейн
- Вокруг площади *Лейдсеплейн
- Оперный театр на площади Бастилии
- Памятники в Земляном городе
- От площади Ватерлооплейн до рынка Ньивмаркт
- Сорё: трава на площади и монастырь в бутылке
- На **площади Мариенплац