Книга: История бухты Голландия в Севастополе
Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище
Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище
В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов во главе группы адмиралов, в которую входили И.С.Исаков, Л.М.Галлер, С.Г.Кучеров, А.Г.Головко и другие, подготовил рекомендации и предложения по строительству качественно нового флота с целью решения задач на просторах мирового океана. Десятилетняя программа, разработанная ими, была утверждена правительством. Быстрыми темпами начали строиться новые корабли различных классов, росли их техническая вооруженность и боевая мощь. В связи с этим существенно возросла потребность в высококвалифицированных, преданных своему народу и родине офицерских кадрах, в том числе офицерах-инженерах корабельной службы. Назрела необходимость создания новых высших военно-морских учебных заведений для подготовки специалистов различного профиля.
Главный Морской Штаб Военно-Морских Сил под руководством А.Г.Головко подготовил информацию о необходимом количестве выпускников военно-морских училищ всех профилей на предстоящее десятилетие. В отношении инженерных кадров в информации было сказано, что следует немедленно увеличить набор в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского как минимум вдвое, а через два-три года – втрое. Напрашивалось единственное возможное правильное решение – создать несколько однотипных училищ.
Главком ВМС СССР адмирал И.С. Юмашев доложил о результатах разработки ГШ ВМС правительству. Итогом стало постановление Совета Министров СССР о формировании новых военно-морских училищ и Приказ Министра Вооруженных Сил СССР от 8 апреля 1948 года об образовании 2-го высшего Военно-Морского Инженерного Училища в Пушкине, Ленинградской области. В августе 1951 года Советское правительство приняло решение о создании еще одного высшего военно-морского инженерного училища. На основании этого решения 15 декабря 1951 года Военно-морской Министр СССР издал приказ о строительстве и формировании в г. Севастополе в бухте Голландия (место постройки училища обсуждалось с И.В.Сталиным при его посещении Севастополя в 1947 году) Севастопольского высшего Военно-Морского Инженерного Училища на базе недостроенного и частично разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания Морского Кадетского Корпуса Третьего Высшего Воєнно – Морского Инженерного Училища. Эта дата и считается днем основания училища, ежегодно отмечалась как праздник части.
В соответствии с приказом Военно-Морского Министра в январе 1952 года начались работы по расчистке территории, проектированию, восстановлению и строительству здания для училища. Все проектные работы вела организация «Военморпроект». Строительно-восстановительные работы осуществляла строительная организация «Севастопольвоенморстрой».
Строительство училища было определено в три очереди. В первую очередь надлежало восстановить северную часть главного здания, построить жилой дом для офицерского состава, подвести транспортные коммуникации и обеспечить стройку электроэнергией и водой. Во вторую очередь планировалось восстановить и достроить центральную часть главного здания, построить еще один жилой дом, а также столовую, казарму и учебные мастерские. В третью очередь намечалось построить южную часть главного здания, учебнолабораторный комплекс, казарму, жилые дома и завершить благоустройство территории училища и военного городка. Строительные работы вел специально выделенный батальон военных строителей. К строительству объектов первой очереди приступили в феврале 1952 года, еще до утверждения технического проекта. Одновременно со строительновосстановительными работами началось формирование училища.
После введения с июня 1952 года первого штата училища, рассчитанного на проведение первого набора курсантов, перед командованием встали сложные вопросы комплектования училища постоянным составом и подготовки к началу первого учебного года. Было создано два факультета: дизельный и паросиловой. К началу учебного года были созданы кафедры: марксизма-ленинизма, теоретической механики и сопротивления материалов, физики, двигателей внутреннего сгорания, технологии металлов, военно-морских дисциплин, химии, физической подготовки и спорта, а также ряд отдельных дисциплин: высшая математика, начертательная геометрия и машиностроительное черчение, иностранных языков.
1 октября 1952 года официально был начат первый учебный год. В честь этого события состоялся торжественный парад личного состава училища.
Для обеспечения воспитательного процесса в 1952 году начала комплектоваться фундаментальная библиотека училища, в марте 1953 года была открыта типография. С первых дней функционирования училища полным ходом развернулись строительно-восстановительные работы. Уже к концу 1952 года были приняты в эксплуатацию северная часть главного здания, жилой дом для семей военнослужащих постоянного состава и подъездная шоссейная дорога. В следующем, 1953 году – северная соединительная часть главного здания, многоквартирный жилой дом для семей постоянного состава, аварийная электростанция, котельная, баня и прачечная, причем строительство бытовых объектов осуществлялось, в основном силами личного состава училища. Для решения вопросов, связанных со строительством, формированием и развертыванием учебно-воспитательной работы, училище дважды – 7 июля 1953 года и 18 июня 1953 года – посетил Главнокомандующий Военно-Морскими Силами СССР Адмирал Флота Н.Г.Кузнецов. Он внимательно знакомился с ходом строительно-восстановительных работ и вместе с командованием училища обсуждал вопросы развертывания учебно-лабораторной базы и совершенствования учебного процесса. 25 февраля 1953 года Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить училищу Красное Знамя части как «символ воинской чести, доблести и славы, как напоминание каждому из военнослужащих об их священном долге преданно служить Советской Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врагов каждую пядь земли, не щадя своей крови и самой жизни»
В связи с повышением роли подводного флота в современных условиях Директивой Главнокомандующего Военно-Морскими Силами адмирала флота Н.Г. Кузнецова №-490сс от 16 апреля 1954 года 3-є Высшее Военно-Морское инженерное Училище было переименовано и с 1 октября 1954 года стало называться Высшим Военно-Морским Инженерным Училищем Подводного Плавания – ВВМИУ ПП. Училище было переведено на новые штаты и изменен профиль подготовки специалистов. Директивой предписывалось готовить офицеров-инженеров для службы на подводных лодках в первичной должности командира группы электромеханической боевой части.
При перестройке организации в училище были упразднены факультеты и введена курсовая система управления. В 1955 году началось создание лаборатории двигателей внутреннего сгорания из двух отделений: отделение действующих двигателей и отделение холодных макетов двигателей.
Так как лаборатория не располагала действующими двигателями подводных лодок, то некоторые практические занятия проводились в лаборатории ДВС флотского учебного отряда, а также на подводной лодке КБП – 43, приданной училищу. Для привития курсантам практических навыков требовалась соответствующая учебно-лабораторная база. Ее отсутствие компенсировали приданные училищу старые корабли. Сначала капитально отремонтированный эскадренный миноносец «Бодрый», затем подводные лодки Б-34 и С-207. После недолгого использования в качестве учебно-тренировочных станций они были возвращены флоту.
1 октября 1954 года была создана кафедра «Энергетические установки подводных лодок и их боевое использование».
Начало 50-х годов для флота ознаменовалось исключительно важным событием – в сентябре 1952 года вышло Постановление правительства о создании атомного флота. Уже в 1954 году полным ходом шли судостроительные работы и на базе первой атомной электростанции в г. Обнинске было создано два стенда – аналоги энергетических установок будущих атомных подводных лодок на водяном и жидко – металлическом теплоносителях. Директивой начальника ВВМУЗ с 1956 года в ВВМИУ ПП были введены новые учебные дисциплины. На кафедре электрооборудования подводных лодок ввели два новых курса: «Теория автоматического регулирования» и «Элементы систем автоматики». На кафедрах энегергетических установок подводных лодок и тепловых двигателей с этого года стали читать новые специальные курсы: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», Ядерные реакторы и парогенераторы АЭУ», «Паротурбинные установки».
1 июня 1956 года в торжественной обстановке начальник Военно-Морских Учебных Заведений ВМФ вручил первым выпускникам Высшего Военно-Морского Инженерного Училища Подводного Плавания дипломы инженеров и офицерские погоны с кортиками как символ принадлежности к славному офицерскому корпусу Советского Военно-Морского Флота.
В 1956 году училищу было разрешено открыть адъюнктуру, что позволило организовать активную и широкую подготовку научно – педагогических кадров за счет привлечения способной офицерской молодежи с флотов. Другим важным событием 1956 года было распоряжение начальника ВМУЗ об организации в училище подготовки инженеров-механиков на подводные лодки со специальными энергетическими установками. К началу 1956–1957 учебного года всем отличникам учебы, желающим служить на новых лодках, было предложено написать рапорты, хотя содержание понятия «новые лодки» держалось в строгой тайне и не раскрывалось.
После специального анкетирования, проведенного особым отделом, было отобрано 30 курсантов. Из них сформировали учебную спецгруппу, которой начали читать новые курсы «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы», «Паротурбинные установки», «Дозиметрия». Большое внимание уделялось практическим занятиям, лабораторным и расчетно-графическим работам, а также курсовому проектированию по новым темам. Дипломники этой спецгруппы были первыми, кто делал дипломные работы по темам, связанным с ядерной энергетикой подводных лодок.
Среди выпускников 1958 года (третий выпуск ВВМИУ ПП) тридцать молодых лейтенантов получили дипломы с присвоением квалификации «инженер-механик» по специальности «Специальные энергетические установки подводных лодок», и таким образом, выпуск 1958 года официально можно считать первым выпуском инженер – лейтенантов на атомные подводные лодки.
Все работы по созданию учебно-лабораторной базы, необходимой для обеспечения учебного процесса, в течение 1955–1956 гг. проводились в основном силами личного состава кафедр и лабораторий.
Силами курсантов был построен 100-метровый стрелковый тир, не предусмотренный генеральным планом. Это обеспечило возможность проведения занятий по огневой подготовке с офицерским и старшинским составом училища, организовать работу по развитию стрелкового спорта и проведению занятий, проводить стрелковые соревнования и подготовить сборные стрелковые команды для участия в различных соревнованиях.
В 1958 году была упразднена курсовая система организации учебного процесса и управление учебными подразделениями. Вместо этого были созданы два факультета: дизельный и
электротехнический, а также ряд кафедр по новым направлениям подготовки инженеров флота. При переходе на факультетскую систему управления было создано несколько новых кафедр специального профиля: «Атомные энергетические установки подводных лодок и их боевое использование», «Автоматическое управление энергетическими установками подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы АЭУ подводных лодок». Для обеспечения практических и лабораторных работ кафедр была создана общефакультетская лаборатория. В мае 1960 года решением Главнокомандующего ВМФ на базе четырех специальных кафедр был организован специальный факультет – факультет атомных энергетических установок.
В июле 1957 года по распоряжению командований Черноморским флотом училищу для учебных целей была передана подводная лодка М-113 XII серии. 17 августа1957 года ее подняли на стенку, разрезали на шесть частей и трейлерами перевезли на строительную площадку. В марте 1958 года силами кафедры и бригады рабочих Николаевской сдаточной базы кораблей строительство и монтаж этой уникальной комплексной УТС по борьбе за живучесть был закончен. В 1959–1960 годах силами личного состава училища было построено здание лаборатории. На базе этой комплексной лаборатории в августе 1960 года была создана объединенная кафедра теории, устройства, живучести управления подводной лодкой – ТУЖУ ПЛ.
В 1962 году вступила в строй лаборатория тренажеров по управлению подводной лодкой, которая позволила не только обеспечить все практические занятия курсантов по курсу ТУЖУ ПЛ, но и оказывала большую помощь флоту, обеспечивая тренировки личного состава 153-й Бригады Подводных Лодок Черноморского флота. Были построены пожарный и водолазный полигоны – лучшие в системе учебных заведений ВМФ. По тактикотехническому заданию, разработанному кафедрой силами Морского завода №-13 ВМФ на базе прочного корпуса подводной лодки тип «М» XV серии была смонтирована водолазная башня высотой 20 метров для отработки глубоководных погружений и выхода из аварийной подводной лодки.
В 1962 году была запущена в эксплуатацию первая действующая паротурбинная установка, состоящая из турбогенератора и парового котла, позволившая организовать планомерную практическую подготовку курсантов по эксплуатации ремонту паросилового оборудования подводной лодки. Действующая установка была смонтирована и запущена в эксплуатацию силами инженерного и лаборантского состава.
13 августа 1960 года кафедра электрооборудования подводных лодок была разделена на две самостоятельные кафедры: электроприводов подводных лодок и электроэнергетических систем подводных лодок. На кафедре атомных энергетических установок в 1966–1967 учебном году был смонтирован, и вступил в строй тренажер «Учеба-75» (МГР-154) по управлению АЭУ подводной лодки. В 1970 году был смонтирован и включен в учебный процесс тренажер «Пульт-70» (МТР-554) по управлению АЭУ. В этом же году были начаты разработка документации и строительство лаборатории «Борт-70» с действующей энергетической установкой. 12 августа 1972 года приказом Главнокомандующего ВМФ эта лаборатория включена в учебный процесс для отработки практических навыков курсантов по обслуживанию атомной энергетической установки подводной лодки.
На кафедре ядерных реакторов были разработаны, смонтированы и запущены в работу тренажер «УТ-2» на базе ЭВМ по управлению ядерным реактором и электронный имитатор нейтронно-физических процессов в ядерном реакторе «Сигма». На кафедре автоматического управления и контроля корабельных энергетических установок, была создана лаборатория систем управления и защиты, представляющая собой развернутый комплекс, состоящий из двухбортного, действующего натурного тренажера СУЗ подводных лодок второго поколения и двенадцать малогабаритных тренажеров, что позволяло проводить практические занятия и тренировки в составе одного учебного класса при высокой загрузке курсантов.
16 апреля 1964 года в соответствии с Директивой Главного Штаба ВМФ №-ОМУ(3)/701556 Третье Высшее Воєнно – Морское Инженерное Училище было переименовано в Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище. Работа в училище обогатилась новыми идеями и содержанием научно-методической работы. Регулярными стали научно-методические и научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава по актуальным вопросам обучения и воспитания курсантов. В 1971–1972 годах на конференциях обсуждались вопросы о путях дальнейшего улучшения эксплуатационной подготовки выпускников училища, о повышении организации и качества нового набора, о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, повышении эффективности преподавательского труда, улучшении качественных показателей успеваемости, укреплении воинской дисциплины. Была развернута работа по всестороннему обобщению опыта службы выпускников училища на флотах на основе анализа их практической деятельности и учета запросов флотов в отношении уровня их подготовленности. Особое место в этот период в практике обучения и воспитания занимали вопросы эксплуатационной подготовки курсантов. Расширялся парк тренажеров и действующих установок, отрабатывались новые формы занятий, тренировок и учений на них с целью наиболее эффективного освоения курсантами вопросов эксплуатации современной сложной корабельной техники. Но самым важным элементом эксплутационной подготовки всегда была корабельная практика, особенно участие курсантов в дальних морских походах кораблей. В 1969 году по решению Главнокомандующего ВМФ впервые несколько классов третьего курса училища в полном составе участвовали в дальнем морском походе по маршруту Мурманск – Северная Атлантика – Куба – Западная Африка – Мурманск.
Все эти годы училище продолжало благоустраиваться. В 1965 году построено здание курсантской столовой. Вошли в строй многоквартирный жилой дом для семей военнослужащих и сотрудников училища, районная котельная и шлюпочная база. В 1966 году было принято в эксплуатацию двухэтажное здание медицинской службы училища. Новые просторные помещения для читального зала, отделения художественной литературы, отделов библиографии и комплектования, хранилища учебного фонда получила фундаментальная библиотека. В 1977 году вступил в строй четвертый спальный корпус – пятиэтажное общежитие гостиничного типа для курсантов старших курсов, предусматривающих размещение личного состава одной роты в пределах одного этажа, в отдельных комнатах по 3–4 человека. В общих помещениях рот устанавливались гимнастические снаряды, столы для настольного тенниса и бильярда. Был создан комбинат бытового обслуживания – комплекс служб, включающий оборудованные современными средствами магазины, буфеты, банно-прачечное хозяйство, парикмахерскую, мастерскую по ремонту обуви, швейную мастерскую, курсантское кафе, клуб-кафе «Бригантина». Был реконструирован и расширен спортивный комплекс, позволявший заниматься любыми видами спорта не только на обязательных заня тиях по физической подготовке, но и в часы досуга.
Продолжались реставрационные работы по восстановлению первоначального вида фасада главного здания училища, объявленного памятником архитектуры, подлежащем охране государством. Заново перепланированный строевой плац училища в 1981 году украсился трибунами из гранита и мрамора. В 1982 году сдан в эксплуатацию подземный переход, соединяющий жилой городок с территорией учебных корпусов. Большие работы были выполнены по озеленению училища.
С самого начала создания Севастопольского ВВМИУ был взят курс на опережающее развитие и укрепление его научного потенциала. Была разработана и внедрена в жизнь стратегия создания в короткие сроки уникальной научно – экспериментальной базы, сформированы дееспособные научные коллективы и развернуты интенсивные исследования по многим актуальным и перспективным направлениям.
Одной из наиболее крупных лабораторий училища являлся комплекс «Борт – 70», в котором было представлено практически все действующее оборудование ГЭУ, вспомогательных механизмов, устройств и систем атомной подводной лодки проекта 670. Подлинной гордостью научно-экспериментальной базы училища являлся ядерный учебно-исследовательский комплекс ИР – 100. Если учесть, что в СССР, кроме Российской Федерации, исследовательские реакторы имелись только в двух из 15 республик, сам факт сооружения ИР – 100 в военно-морском инженерном училище, да еще в Крыму, явилось событием исключительным. По условию физического и приборного оснащения лаборатория обладала возможностями очень хорошего научно – исследовательского института. В 1979 году Директивой Главнокомандующего ВМФ в Севастопольском ВВМИУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория взрывопожаробезопасности кораблей. В качестве экспериментальных стендов научно – исследовательской лаборатории использовались натурный корпус дизельной подводной лодки и титановый отсек атомной подводной лодки проекта 705.
В 1983 году в соответствии с распоряжением Главнокомандующего ВМФ Севастопольское ВВМИУ начало подготовку специалистов для химических служб флота. На первый курс обучения были приняты курсанты, которые обучались по общенаучным и общеинженерным дисциплинам по программам химического факультета. В 1985 году в училище был переведен химический факультет из Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища им. С.М. Кирова.
Перебазированный из Баку, химический факультет состоял из трех кафедр: кафедры защиты от оружия массового поражения; кафедры дозиметрии и радиационной безопасности; кафедры радиохимии и регенерации воздуха. Персонал кафедр и курсанты 4-го и 5-го курсов перевезли в Севастопольское ВВМИУ все учебное оборудование и за три месяца смонтировали его, что позволило начать полнокровный учебный процесс уже с 1 сентября с использованием всего лабораторного оборудования, действующих тренажеров и технических средств. Через два года факультет переместился в специально выстроенный для него учебный корпус, расположенный вне главного здания училища, с полным комплектом всего оборудования, необходимого для качественного проведения учебного процесса. Для семей офицеров и мичманов факультета был построен по современному проекту с прекрасной планировкой многоквартирный жилой дом в районе Верхней Голландии, рядом с училищем.
Центром культурной жизни училища являлся клуб. В прекрасно оборудованном зрительном зале часто выступали известные творческие коллективы, писатели, композиторы, артисты. Здесь же проводились вечера отдыха курсантов совместно с молодежью города, встречи с учеными, ветеранами войны, с выдающимися военачальниками и флотоводцами. В клубе работали лектории по искусству и музыкальной культуре.
При клубе работало созданное в 1961 году литературное объединение «Шторм», которое имело свой печатный орган – журнал «Шторм». При клубе работали также изостудия, различные кружки и коллективы художественной самодеятельности. Вокально-инструментальный ансамбль училища был лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Огромной популярностью у курсантов, офицеров, рабочих и служащих училища пользовался созданный в 1967 году туристический клуб «Горизонт», имевший в своем составе секции водного, горного и пешего туризма, секции спелеологии и ориентирования на местности.
Выдающуюся роль в военно-патриотическом воспитании курсантов и молодежи города, играла комната истории училища, созданная в 1967 году. В комнате были сосредоточены документы и материалы по истории формирования Севастопольского ВВМИУ и материалы о его людях. За активное использование экспонатов комнаты истории училища в политическом и воинском воспитании курсантов в соответствии с Приказом Командующего Черноморским флотом №-461 от 28 декабря 1977 года она получила статус музея и стала называться Музеем истории Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища.
В 1979 году заведующим музеем был утвержден капитан II ранга запаса А.А. Каменский, который вложил душу и сердце в эту работу, ставшую целью его жизни. Анатолий Аркадьевич, человек честный и мужественный, истинный патриот военно-морского флота и Севастопольского ВВМИУ, своей принципиальностью, бескомпромиссностью и убежденностью в правильности своей позиции сумел спасти Музей истории училища от фактического разгрома.
Музей Севастопольского ВВМИУ имел огромное познавательно – воспитательное значение и ретроспективно освещал большой славный героический путь, который прошел наш Военно-Морской Флот. Даже после преобразования училища в Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности, когда музей истории Севастопольского ВВМИУ стал лишь частью экспозиции музея истории института, его воспитательное воздействие не угасает. Однако в период трагического переподчинения Севастопольского ВВМИУ украинским ВМС музею было приготовлен совсем другой вариант существования.
В 1995 году в училище пришла телеграмма из Управления по воспитательной работе МО Украины с информацией о проверке культурно – просветительных учреждений, в том числе войсковых музеев и на которой уже стояла резолюция начальника Севастопольского ВМИ Украины: «Музей учебного городка М-2 (б. Голландия) вывезти в учебный городок М-1».
К этому времени Музей истории Севастопольского ВВМИУ был объявлен филиалом музея истории СВМИ Украины. А.А. Каменский, получив указание о передаче экспонатов, обратился к начальнику ВМИ с вопросом: «Зачем вам музей в Голландии? Там же в экспозиции ничего нет об украинском ВМИ». Разговор с начальником училища и его помощником по воспитательной работе закончился на неопределенной ноте, и эта неопределенность длилась очень долго. А.А. Каменский опечатал Музей, спрятал всю документацию и не разрешил растаскивать его экспонаты на подарки новым высокопоставленным морским начальникам, зачастившим в институт. К борьбе за сохранение музея Севастопольского ВВМИУ подключились офицеры СВВМИУ, которые инициировали создание по этому вопросу специальной комиссии.
После того, как был решен вопрос об организации СИЯЭиП, в музей прибыла группа офицеров ВМСУ для окончательного решения вопроса о его судьбе. После осмотра экспозиции комиссия приняла решение музей в Военно-Морской Институт Украины не передавать. После создания СИЯЭиП Музей снова оказался ненужным в его первоначальной ипостаси хранителя истории лучшего в СССР военно-морского училища – идеология «самостийности» давала о себе знать. Руководители института пытались передать помещение Музея в аренду коммерческой организации.
Только благодаря ответственности перед потомками, энергии и мужеству, бескомпромиссности А. А. Каменского, патриота советского атомного подводного флота, Музей СВВМИУ удалось отстоять. Понимая, что как самостоятельное учреждение музей истории Севастопольского ВВМИУ в новых условиях существовать не сможет, Анатолий Аркадьевич на его базе, на прочном фундаменте памяти поколений, развернул экспозицию вновь родившегося института. В настоящий момент это один из лучших ведомственных музеев.
А.А. Каменскому принадлежит заслуга в сохранении Боевого Красного Знамени 3-го Высшего Военно-Морского Инженерного Училища и исторического журнала училища, которые украинские ВМС захватили в качестве трофея при «прихватизации» Севастопольского ВВМИУ. Благодаря его действиям и обращениям флотской общественности Боевое Красное Знамя 3-го Высшего Военно-морского Инженерного Училища было возвращено в училище. На праздновании 50-летия Севастопольского ВВМИУ 15 декабря 2001 года в последний раз величественно Знамя СВВМИУ проплыло в сопровождении Знаменного взвода на торжественном параде перед строем выпускников училища всех годов выпуска.
Училище располагало зимними залами для спортивных игр и занятий по гимнастике, тяжелой атлетике, боксу, борьбе. Великолепным был открытый спортивный городок училища, включающий стадион с футбольным полем, секторами для прыжков, метаний и толкания ядра, беговой дорожкой с эластичным тартановым покрытием, несколько баскетбольных, волейбольных, городошных, бадминтонных, гандбольных площадок, теннисных кортов.
Не менее привлекательными для курсантов были водный стадион и шлюпочная база училища, открывавшие возможности для занятий водными видами спорта: плавание, ныряние подводное ориентирование, гребля на шлюпках, байдарках и каноэ, хождение под парусом, прыжки с вышки и некоторые виды водно – моторного спорта.
До завершения строительства на территории училища открытого бассейна с пресной водой, занятия по плаванию проходили прямо в бухте. Между рабочим пирсом и специальным понтоном, пятидесятиметровый прямоугольник акватории был разделен натянутыми штертами с поплавками на пять водных дорожек. Трамплин, трех– и пятиметровая вышки для прыжков в воду, размещавшиеся на пирсе, и несколько съемных металлических трапов на его стороне, обращенной к морю (пирс использовался и для водолазных спусков на занятиях по легководолазной подготовке) завершали картину этого спортивного сооружения.
Шлюпочная база училища начиналась просто как обычная линейка из 8 – 10 зачехленных под открытым небом шлюпок – шестерок, размещенных на слипе гидродрома на берегу бухты. Единого хозяина над гребно-парусными судами училища вначале, до создания кафедры морской практики, не было. Занятия на шлюпках по морской практике проводились офицерами кафедры физической подготовки, а ответственность за поддержание корпусов и парусного вооружения шлюпок в нормальном состоянии распределялось между ротами. С созданием кафедры морской практики и значительным увеличением количества гребно-парусных судов уход за шлюпками осуществлялся курсантами, которые отбирались индивидуально из разных подразделений в соответствии с физическими данными и по обязательному принципу добровольности.
Училище продолжало функционировать в активном режиме, используя накопленный потенциал. Каждый год оно выпускало сотни хорошо подготовленных офицеров-инженеров для атомного флота страны. В училище действовал созданный профессорско-преподавательским составом уникальный автоматизированный информационно – обучающий комплекс, на базе которого функционировал региональный центр компьютерного обучения профессорско-преподавательского состава для других учебных заведений. По состоянию на 1992 год Севастопольское ВВМИУ представляло собой высококлассное военно-морское образовательное учреждение, осуществлявшее подготовку высокопрофессиональных специалистов для военно-морского флота по эксплуатации ядерных энергетических установок подводных лодок и надводных кораблей. Уровень организации учебного процесса и воспитательной работы в Севастопольском ВВМИУ позволял его выпускникам успешно решать сложные боевые задачи на самых современных кораблях и атомных подводных лодках.
Пройденный училищем путь наглядно подтверждает, что абсолютное большинство курсантов Севастопольского ВВМИУ с большой ответственностью относились к своему главному делу – учебе и преданности флоту, Родине. Среди выпускников училища Герои Советского Союза и России, лауреаты Государственных премий, доктора наук, профессора, адмиралы. Немало выпускников внесено в Реестр ветеранов подразделений особого риска.
За безупречную службу, высокие показатели в боевой подготовке и освоении новой техники более 1000 выпускников Севастопольского ВВМИУ удостоены высоких правительственных наград, трем выпускникам училища присвоено звание Героя Советского Союза, одному – звание Героя России. Адмиральских званий удостоены 29 выпускников училища. В послевоенный период в авариях и катастрофах наш флот потерял 20 подводных лодок, из них 10 – атомные, 5 из которых море взяло себе. Погибло свыше тысячи подводников, 55 из них – офицеры, выпускники Севастопольского ВВМИУ.
С начала 90-х, когда быстрыми темпами пошел процесс распада СССР, украинская сторона активизировала свои действия по односторонней приватизации объектов Черноморского флота, в том числе по переподчинению военно-морских училищ Министерству Обороны Украины.
28 июня 1992 года в Севастопольском ВВМИУ в торжественной, но внутренне напряженной обстановке проходил 39-й выпуск молодых офицеров флота – этот выпуск оказался последним в славной истории СВВМИУ, готовившего высококвалифицированных специалистов для современного атомного флота страны. 22 июля 1992 года газета «Флот Украины» опубликовала Приказ МО Украины «О мерах по выполнению военно-морскими учебными заведениями Указа Президента Украины от 5 апреля 1992 года №-209», которым предписывалось подчинить с 17 июля 1992 года СВВМИУ и ЧВВМУ им. П.С.Нахимова начальнику Управления военного образования МО Украины, а все Приказы Командующего Черноморским флотом, касающихся училищ, считать не имеющими юридической силы. 3 августа 1992 года в Ялте состоялась встреча Президентов СССР и Украины, на которой было подписано «Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР». Документ был полон недоговорок и общих фраз. 14 августа в Севастопольское ВВМИУ прибыл начальник Управления военного образования МОУ с сопровождающими лицами, которые, нарушая режим доступа в воинскую часть, пытались силовым давлением заставить заместителя начальника училища подписать все изданные по переподчинению документы, но получили отказ. В конце августа 1992 года в Севастопольское ВВМИУ прибыла делегация из Киева. Задача делегации – провести «переприсягание» офицерского состава. Несмотря на мощный психологический нажим и моральное давление, комиссии не удалось выполнить свою миссию – подавляющее большинство офицеров отказались принимать украинскую присягу.
7 сентября 1992 года состоялось собрание офицеров Севастопольского ВВМИУ. 9 сентября в Доме офицеров флота Командующий Черноморским флотом провел сборы командиров соединений, кораблей и частей Севастопольского гарнизона, на котором снова были поставлены судьбы флота и военно-морских училищ. Собравшиеся приняли обращение, направленное в адрес президентов и министров обороны России и Украины, в котором говорится:
«… В течении 9 месяцев Краснознаменный Черноморский флот переживает один из сложнейших периодов своей двухсотлетней истории…
В результате односторонних действий представителей МО Украины достигнутая в августе договоренность торпедируется по многим пунктам, которые украинской стороной толкуются по-своему. Ярким подтверждением того являются провокационные действия комиссии МО Украины, цель которых – переподчинение Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища и Черноморского Высшего Военно-Морского Училища им. П.С.Нахимова…
Действия группы МО Украины носили характер силового захвата, откровенного игнорирования правовых и полного отсутствия элементарных этических норм взаимоотношений между военнослужащими. Используя посулы и прибегая к морально-психологическому нажиму, представители МО Украины пытались склонить личный состав училищ к принятию повторной присяги, настойчиво приглашая к сотрудничеству командный и профессорско-преподавательский состав, составляли списки лояльных лиц.
Эти училища, готовящие специалистов-ракетчиков для всех родов сил флота и специалистов по атомным энергетическим установкам для кораблей, в том числе входящих в стратегические силы Содружества, в значительной мере уникальны и не имеют аналогов не только в СНГ, но и за его пределами… В связи с этим мы заявляем о необходимости исключения односторонних противоправных действий и обращаем внимание всех заинтересованных сторон на необходимость соблюдения Соглашений, подписанных Президентами…
Мы обращаемся к президентам и министрам обороны России и Украины: еще не поздно принять меры, направленные на сохранение севастопольских училищ, приостановку процесса их переподчинения. Мы надеемся на вашу мудрость, на взвешенный и благоразумный подход к проблемам и стратегическим силам…»
К сожалению, ситуация складывалась таким образом, что чаша весов стала склоняться не в пользу сохранения училищ. 12 сентября заместитель МО Украины официально объявил, что украинская сторона имеет планы реформирования севастопольских училищ и превращения их в Военно-Морской Институт ВМСУ, что 26 сентября первокурсники примут присягу. Стало ясно: училище ждет разгром, что в скором времени подтвердил ход событий.
Была предпринята еще одна попытка предотвращения процесса распада училищ. 20 сентября 1992 года офицерами училищ и командованием флота было организовано открытое собрание курсантов обоих училищ вместе с моряками Севастопольского гарнизона и жителями города. На этом собрании – митинге было единогласно принято следующее Постановление:
«1. Предложить Президенту России Б.Ельцину взять Севастополь под российскую юрисдикцию – в строгом соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №-1082 от 29 октября 1948 года об особом статусе базы Черноморского флота Севастополя как города прямого республиканского подчинения РСФСР и выделенного из Крымской области) – позже не отменявшихся и при передаче Крыма Украине особо не оговоренных.
2. Предложить командованию Вооруженных Сил СНГ и России предоставить обоим севастопольским высшим военно-морским училищам статус высших военно-морских учебных заведений, готовящих офицеров – специалистов сугубо для Стратегических Сил ВМФ России и СНГ…».
Москва молчала. Украинская сторона торопилась закрепить завоеванные позиции. В результате присягу принимали отдельно украинская и российская стороны. Все, кто принял российскую присягу, были сразу исключены из училища. Процесс «переприсягания» дорого обошелся Военно-Морскому Флоту России: только из Севастопольского ВВМИУ были потеряны для ВМФ РФ 1563 курсанта 1–5 курсов.
Украинская сторона на основе приказа министра обороны Украины от 25 июля 1992 года создало многопрофильное образование – Военно-морской институт ВМС Украины – конгломерат из пяти факультетов, созданных на основе объединения Севастопольского ВВМИУ, Черноморского ВВМУ им. П.С.Нахимова, Измаильского Центра и двух Севастопольских учебных отрядов ВМФ.
Севастопольское ВВМИУ влилось во вновь созданную структуру на правах факультета корабельной энергетики, призванного готовить офицерские кадры по следующим специальностям: дизельные энергетические установки надводных кораблей и подводных лодок; газотурбинные установки надводных кораблей; электроэнергетические системы надводных кораблей и подводных лодок; инженеры – водолазы по подводной технологии; инженеры – кораблестроители; атомные станции и установки.
Училище, качественно готовившее специалистов по ядерной энергетике, не в состоянии было быстрыми темпами перестроиться на подготовку такого широкого круга специальностей, на который размахнулось руководство ВМС Украины. Чтобы не растерять высококвалифицированные кадры педагогов-ядерщиков, профессорско-преподавательский состав стал добиваться создания в институте соответствующего специализированного факультета. С помощью Госкоматома и руководства украинскими АЭС удалось сформировать в структуре СВМИ факультет атомных электростанций. Было достигнуто временное соглашение между ВМС Украины и ВМФ РФ о том, что вновь созданные факультеты произведут еще два выпуска курсантов, не принявших украинскую присягу, за плату украинской стороне.
Однако эти соглашения и взятые на себя обязательства о полном и качественном выполнении учебных планов и программ по обучению курсантов, не принявших украинскую присягу, в дальнейшем неоднократно нарушались. Так, в одностороннем порядке было принято решение о проведении в январе 1993 года (вместо июня) ускоренного выпуска 5 курса, что лишало курсантов юридического права получения дипломов установленного образца о высшем образовании с присвоением военной квалификации. Все это, а также неприемлемые для ВМФ РФ условия оплаты обучения вынудили российскую сторону принять решение о переводе 16 специальностей профилей обучения в СВВМИУ и ЧВВМУ им. П.С.Нахимова во ВМУЗы, расположенные на территории России.
Так закончилась трагическая история переподчинения Севастопольского ВВМИУ Военно-Морским Силам Украины. Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище перестало существовать.
В сентябре 20011 года исполнилось 60 лет со дня основания Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. На всю жизнь запомнились слова, которыми напутствовал выпускников Севастопольского Высшего Воєнно – Морского Инженерного Училища в 1965 году начальник училища инженер – контр – адмирал М.А.Крастелев: «Вы избрали самую дерзновенную профессию подводника-атомщика в трудное время для страны. Отныне ваш дом – океан, который начинается с этого плаца».
Здание будущего Севастопольского ВВМИУ после окончания Второй мировой войны.
Восстановление здания бывшего Морского Корпуса – здания будущего СВВМИУ.
На территории Севастопольского ВВМИУ. 1950-е года.
Восстановленное здание учебного корпуса СВВМИУ. 1960 год.
Главный вход Севастопольского ВВМИУ. 1960-е года.
Главный вход Севастопольского ВВМИУ. 1970-е года.
Главный вход Севастопольского ВВМИУ. 1990-е года.(фото автора)
Трап Севастопольского ВВМИУ. Конец 50-х-начало 60-х годов.
Трап Севастопольского ВВМИУ. Начало 90-х годов. (фото автора)
Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
Вручение Боевого Красного Знамени 3-му Высшему Инженерному Училищу ВМФ 1953 год.
Боевое Знамя Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища(фото автора)
Пост №-1 Севастопольского ВВМИУ.
Знамя Севастопольского ВВМИУ на Красной площади в Москве.
Создание лаборатории кафедры ТУЖУ. 1957 год.
Подводная лодка С-207 (бывшая Щ-207 «Касатка») – Кабинет Плавучей Подготовки-43 Севастопольского ВВМИУ
Курсанты СВВМИУ перед занятиями на КБП-43.
Водолазный полигон Севастопольского ВВМИУ. 60-70-е года
Разрушенный водолазный полигон СВВМИУ. 2013 год.(фото автора)
Кафедра морской практики Севастопольского ВВМИУ. 70-80-е года.
Заброшенное здание кафедры морской практики СВВМИУ. 2013 год.(фото автора)
Анатолий Аркадьевич Каменский. Заведующий музеем Севастопольского ВВМИУ в 1971–2007 годах.
В музее Севастопольского ВВМИУ, (фото автора)
В музее Севастопольского ВВМИУ. (фото автора)
В музее Севастопольского ВВМИУ.
Автор книги вручает музею СВВМИУ учебник по электротехнике, принадлежавший Электромеханической Школе УО ЧФ в 1941 году.
(Учебник был вывезен германскими войсками во время оккупации Севастополя и вручен автору в 2007 году германским ветераном-подводником)
Адмирал И.С.Юмашев, А.Н.Косыгин, И.В.Сталин, А.Н.Поскребышев и адмирал Ф.С.Октябрьский на борту крейсера «Молотов» 11 сентября 1947 года во время посещения Севастополя.
В.Пузырьков. И.В.Сталин на крейсере «Молотов».
- От автора
- Возникновение топонима «Бухта Голландия»
- Устрицы в бухте
- Торпедная станция
- Вице-адмирал Г.П.Чухнин
- Начало воздухоплавания в Севастополе
- Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус
- Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия
- Авиация в бухте
- Электромеханическая школа Учебного отряда Черноморского флота
- Подземный лазарет
- Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище
- Разработка системы размагничивания кораблей в бухте
- Севастопольский Национальный Университет Ядерной Энергетики и Промышленности
- Приложение
- Информация к размышлению
- Литература и источники
- Об авторе
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Французская церковь и реформатское училище
- ВОЕННО-МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ КРОНШТАДТ © B.Ф. Ключников, Е.Ю. Кобчиков — текст, © Т.В. Арсеньева, И.В. Антипов, А.И. Гудошник...
- Морское сообщение. Большие пароходы
- Военно-медицинская академия
- Коммерческое училище
- «Ах ты сукин сын, комаринский мужик!» или рассказ о юнкерском училище
- Военное королевство Прусская армия и ее следы в Берлине
- ПЕРВАЯ РЕЧКА, ИЛИ ПАМЯТЬ О НОБЕЛЕ. Уткинская (Последняя) ул., Покровский парк и собор, железнодорожное депо (Военное шос...
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- «МИР ПРАХУ ТВОЕМУ, ЧЕСТНЫЙ ТРУЖЕНИК», ИЛИ МОРСКОЕ КЛАДБИЩЕ В КАРТИНКАХ
- Александровское училище Загадка третьего номера
- Четвёртая экскурсия Адмиралтейство – Военно-морской музей