Книга: Прогулки по Кёнигсбергу
Пётр I позвал всех к столу
Пётр I позвал всех к столу
В начале XVIII века Кёнигсбергскую гавань ежегодно посещало более 800 кораблей. На одном из них и приплыл Пётр I. В историческом романе Алексея Толстого это описано так:
«‹…› С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь — владения шведов. ‹…› Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил московитов к ужину. ‹…› Поутру вылезли на берег. Особенного здесь ничего не было. ‹…› Мужики в кожаных шапках-зюйдвестках, губы бриты, борода только на шее. Ходят, пожалуй, неповоротливей нашего, но видно, что каждый идёт по делу, и приветливы без робости.
Пётр спросил, где у них шинок. Сели за дубовые чистые столы, дивясь опрятности и хорошему запаху, стали пить пиво. ‹…› Рыбаки и рыбачки заглядывали в окна, стояли в дверях. Пётр весело подмигивал этим добрым людям, спрашивал, как кого зовут, много ли наловили рыбы, потом позвал всех к столу и угостил пивом».
…В 1811 году управление кёнигсбергскими и пиллаускими портовыми сооружениями было передано городскому купеческому сословию. Деятельность порта заметно оживилась. В 1828 году в городе был основан завод «Унион Гиссерайт» (Литейный завод Унион), выпускавший, кроме различной металлопродукции, паровозы и суда.
Кстати, в середине XIX века первое железное паровое судно «Шнель» регулярно «бегало» между Кёнигсбергом и Тильзитом (ныне Советск).
Лаштади — район складов старого порта, 1915 год
(Со временем завод «Унион» приобрёл несколько верфей и построил на южном берегу Прегеля большой производственный комплекс. Впоследствии, в ходе кризиса 20-х годов XX века, часть его выкупила судостроительная компания «Шихау». Сейчас в этом комплексе располагается Калининградский судостроительный завод «Янтарь».)
В 1879 году купцы Кёнигсберга решили обзавестись морским каналом. Они подсчитали, что убыток от перегрузки товаров в Пиллау (ныне Балтийск) на суда с малой осадкой составляет ежегодно около 450 тысяч марок. Был объявлен конкурс на лучший проект строительства судоходной трассы — с премией в 10 тысяч марок победителю. Первую премию получил Хуго Натус, строительный инспектор гавани Пиллау.
- Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
- «Полный беспорядок и нарушение всех требований»
- Таиланд не для всех
- 33. Всехсвятские ворота
- Форель к царскому столу
- Откуда русские знают все и обо всех?
- Церковь Всех Святых, что на Кулишках
- Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
- Вписка9. Дом для всех
- Серафимо-Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо-Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих ...
- Извела всех мужчин
- 1 ноября ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ: ПРИКАСАЯСЬ К МИРУ УМЕРШИХ…