Книга: Прогулки по Кёнигсбергу

«Лаштадя»

«Лаштадя»

Погрузочные причалы во всей Германии назывались «лаштади» (от «лашта-диум» — корабельный балласт, место для разгрузки судов). В Кёнигсберге все, от молодого до старого, вне зависимости от пола и образования, называли их словечком «лаштадя». Старейшая кёнигсбергская лаштадя располагалась до 1327 года на острове Кнайпхоф.

В 1440 году река Прегель вдоль набережных Альтштадта и Кнайпхофа была углублена, а ещё через двести лет член Кнайпхофского городского Совета Лоренц Гедлер проложил вдоль берегов Прегеля протяжённую дамбу, которая в 1736 году была удлинена до залива.

Вплоть до XVIII века в Кёнигсберге почти не занимались судостроением. Товары вывозили и привозили ганзейскими судами, а также датскими, голландскими и шведскими. Город был перевалочной базой между Россией и странами Северной и Средней Европы. С одной стороны, это было выгодно: не нужно было тратить деньги на строительство судов; с другой — отсутствие собственных судоходных компаний ставило всю кёнигсбергскую торговлю в зависимость от партнёров.

Эта ситуация особенно обострилась при герцоге Альбрехте, который был одержим распространением идей протестантизма, а к торговле относился постольку-поскольку. Россия же вела тяжёлую войну в Ливонии, потом воевала с Польшей и Швецией, что надолго вычеркнуло её из списка VIP-торговых партнёров герцогства.

И только в XVIII веке в Кёнигсберге начинают строить собственные корабли — в том числе и с подачи русского царя Петра I, который предложил Фридриху Вильгельму I в ходе Северной войны оснастить три или четыре судна.


Вид на Королевский замок с района Лашгади, 1925 год

Оглавление книги


Генерация: 0.085. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз