Книга: Прогулки по Кёнигсбергу
Морской канал
Морской канал
Купечество взяло на себя обязательство перечислять ежегодно 130 тысяч марок — в течение десяти лет. Остальные расходы взяло на себя правительство, понимая, что строительство канала будет способствовать процветанию всей Пруссии.
Канал предназначался для судов длиной до 120 метров и осадкой до 6 метров. Он связал Пиллау и Кёнигсберг и был торжественно открыт 15 ноября 1901 года. Этот день в Кёнигсберге был объявлен праздничным.
Потомок Хуго Натуса, Рудольф Райхерт, 1909 года рождения, пребывая в доме престарелых в Германии, вспоминал:
«Прусское государство представило проект морского канала на Парижской Всемирной выставке ‹…› и получило золотую медаль, которая с грамотой была передана Хуго Натусу. Она побывала у меня в руках, когда я был мальчиком. Она, к моему разочарованию, была из бронзы. Моя бабушка, его дочь, сказала мне, что в грамоте было написано, что имеется право покрыть медаль позолотой. ‹…› Позже правительство Кёнигсберга присвоило одному из своих пароходов имя прадеда. Я видел его с берега Прегеля в начале лета 1933 года, прямо против 5 бассейна порта… когда я был ещё студентом, совмещающим работу с учёбой».
Натус умер в 1912 году, в возрасте 87 лет. В газетах появился некролог, где Натуса назвали «тайным строительным советником, кавалером высшего ордена, куратором и учредителем академического общества „Мотив“» — но, не упомянув отдельной строкой о Морском канале, вполне сопоставимом по изяществу инженерного решения со знаменитым Суэцким.
…В 1897 году на набережной Прегеля были построены зернохранилище и вальцовая мельница. Кстати, старый порт располагался в центральной части города — он простирался от нынешнего Литовского Вала до Гвардейского проспекта.
Зерновое хранилище было гигантским — 135 метров в длину, 35 метров в ширину, 47 — в высоту. Для его сооружения потребовалось более семи миллионов штук кирпича, возведено оно было на 8000 железных сваях и состояло из четырёх элеваторов общей ёмкостью в 56 тысяч тонн. До 1930 года это был самый крупный зерновой склад в Европе — так же как вальцовая мельница являлась самой большой из всех, когда-либо построенных для переработки ржи.
Десятиэтажное здание зернохранилища сгорело в 1945 году. Уцелела только центральная часть, на остатках которой был размещён радиоламповый завод на Правой набережной. Мельница сохранилась — теперь там мелькомбинат.
- ОТ КАНАЛА ГРИБОЕДОВА ДО ФОНТАНКИ
- ОТ МОЙКИ ДО КАНАЛА ГРИБОЕДОВА
- Дом № 128 набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
- Квартал между четырьмя каналами
- Дом на канале
- Морской корпус
- **Северные каналы
- Николо-Богоявленский Морской собор
- Городские судоходные каналы
- Южный пояс каналов
- Дом терпимости на берегу канала
- СТРЁМСХОЛЬМСКИЙ КАНАЛ